Ситуационный центр - ядро СОУР

УДК
Ситуационный центр как ядро системы оперативного управления регионом
А. Н. Лесь
Министерство науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия, г. Саранск, 2011

Ситуационный центр, работающий в структуре государственного управления субъекта Российской Федерации, рассматривается не только как технический объект – информационно-коммуникационная система, но и как орган повседневного управления. Наиболее эффективное применение регионального ситуационного центра с этой точки зрения видится в области оперативного управления. При построении региональной системы оперативного управления следует рассматривать ситуационный центр в качестве центрального узла. Для создания общероссийской инфраструктуры ситуационных центров целесообразно принимать во внимание опыт эксплуатации уже существующих систем, например, используемой МЧС России.
Ключевые слова: ситуационный центр, оперативное управление, информационная система, субъект Федерации, регион, структура, модель, эффективность.

A. N. Les. The Situation Centre, which is the regional Operational Adminisration system kernel.
The Situation Centre that is working within the structure of governmental administration of the subject of the Russian Federation is considered not only as technical object or informational communicational system, but also as body of a daily management. From this perspective, the most effective way of using the regional Situation Centre is using it in the field of operational administration. It is worth to consider the Situation Centre as the central unit on forming the regional system of the Operational Administration. To create Infrastructure of the Situation Centres within the whole Russia it would be right to take into account experience of using similar existing systems. For instance, the system that Ministry of Emergency Measures of Russia is using.
Keywords: the situation centre, an operational administration, information system, the subject of Federation, region, structure, model, efficiency

Решение вопроса о выборе роли и места ситуационного центра (СЦ) в структуре регионального управления должно соответствовать задачам формирования и развития федеральной системы СЦ, получению максимальной эффективности от создаваемых организационных и технологических структур, организации межведомственного взаимодействия и модернизации всей системы государственного и муниципального управления в целом [1, c. 3]. То есть следует понимать, что СЦ, создаваемый в интересах региона, должен удовлетворять следующим критериям:
– оптимальность занимаемого места в организационной структуре управления регионом с точки зрения эффективности работы ситуационного центра и его влияния на деятельность других органов управления;
– оптимальность используемого набора технологических инструментов и систем с точки зрения оправданности затрат на их приобретение и создание, а также эксплуатации и сопровождения;
– достаточность числа выполняемых функций с точки зрения обеспечения своевременного выявления рисков в среде региональных процессов, межведомственного взаимодействия и управляемости региона при ликвидации угроз;
– необходимость числа имеющихся возможностей с точки зрения обеспечения мероприятий межрегионального и федерального уровней;
– масштабность, гибкость и обладание необходимым потенциалом модернизации организационной и технологической структур с точки зрения перспектив развития административной системы и технологий управления.
Таким образом, СЦ с одной стороны – это административный орган в структуре управления регионом, а с другой, – информационно-технологическая среда, сочетающая развитую информационно-коммуникационную инфраструктуру и системы обработки, анализа и визуализации данных [5].
Ошибочно было бы думать, что СЦ – это некое набитое аппаратурой помещение, употребляемое для спонтанных совещаний и запираемое в оставшееся время на замок. Если исходить из современных представлений о работе СЦ в системе государственного управления, его место в региональной иерархии должно обеспечивать ему, во-первых, доступ к всеобъемлющей информации о текущей обстановке в регионе в режиме 24х7х365; во-вторых, организацию связи со всеми действующими в регионе органами государственной власти и муниципального управления, а также администрациями ключевых объектов экономики, в-третьих, информационное взаимодействие с органами повседневного управления служб оперативного реагирования. Выполнение этих требований ставит СЦ на довольно высокое место в системе регионального менеджмента и предполагает его организационную самостоятельность.
Если исходить из разделения управленческого процесса на три части – стратегическую (креативную), тактическую (регламентирующую) и оперативную, – то наибольшую эффективность от применения СЦ можно ожидать на стыке регламентирующего и оперативного управления, когда обстановка вынуждает к реагированию на нестандартные или чрезвычайные ситуации, требующие срочных управленческих решений, не предусмотренных существующим регламентом, и взаимодействия обычно не связанных друг с другом функциональных групп [2].
Как бы мы ни классифицировали СЦ, их работу можно разбить на следующие этапы:
– анализ аспектов сложившейся или моделируемой ситуации;
– краткосрочное прогнозирование и выявление трендов;
– определение зон ответственности «участников процесса» – оперативных служб или иных подразделений;
– организация работ и координация взаимодействия «участников процесса» с целью приведения ситуации к «стандартному» виду или желаемому результату.
Для обеспечения его эффективной работы необходима организация бесперебойного информационного обмена СЦ и взаимодействующих функциональных и экспертных групп, доступа к ведомственным данным, системам анализа и поддержки принятия решений по неопределенной выборке.
Очевидна функциональная близость СЦ и систем (подразделений) оперативного управления. Также бесспорна аналогичность технических решений обеспечения их деятельности.
Выделяются два подхода к созданию регионального СЦ и системы оперативного управления регионом: 1) СЦ имеет свою информационно-телекоммуникационную базу и по отношению к системе оперативного управления регионом выступает как один из множества «потребителей» информации (в этом случае организационно во многом сохраняется привычная традиционная «система взаимоотношений», но неизбежно дублирование технических систем и авральные режимы работы при поддержке функционирования его деятельности); 2) СЦ и система оперативного управления регионом технически строятся как единое целое и разделены только организационным регламентом повседневного и чрезвычайного режимов работы (при этом требуется некоторый пересмотр существующих административных регламентов, но в итоге получается система с более упорядоченной логической схемой, более гибкая и эффективная) [3].
Следовательно, наиболее оправданным является применение региональных СЦ в качестве ядра системы оперативного управления в регионе.
Наиболее оптимальной выглядит такая организация информационно-коммуникационной структуры, где ведомственные информационные системы ориентированы на передачу оперативных данных в СЦ, а на технической площадке СЦ базируется система межведомственных телекоммуникаций – IP-телефония, видеоконференцсвязь, межведомственная информационная сеть. В настоящее время в Республике Мордовия прорабатывается близкая к этому модель, представляющая некий технологически-организационный кластер – Информационный центр управления регионом – ИЦУР. Технологическая база ИЦУР – Центр обработки и хранения данных – площадка размещения, поддержки и интеграции информационных систем, создаваемых и эксплуатируемых в интересах отдельных ведомств и по программе реализации планов построения «электронного правительства». Здесь же коммуникационная часть – системы IP-телефонии, видеоконференцсвязи, оповещения и информирования населения, IPTV-вещания и Центр обеспечения вызовов. СЦ в совокупности с Центром управления в кризисных ситуациях представляет собой высокотехнологичный региональный орган повседневного управления.
Подобная схема, на наш взгляд, обладает огромном потенциалом масштабируемости и развития, вариабельностью решения проблем поддержки управленческих функций и создает по-настоящему единое информационно-коммуникационное пространство для структуры регионального управления [4].
Применение технологий виртуализации рабочих мест и удаленного доступа позволяет решить задачу построения многофункционального СЦ. С их помощью можно создать специализированные, настроенные на работу по определенному регламенту наборы виртуальных рабочих мест для экспертов, руководителей и специалистов, которые будут задействованы для определенных ситуаций, например, при разрешении кризисов в аграрном секторе экономики региона вследствие засухи. Эти наборы – «тревожные чемоданы» – могут состоять как из хранящихся в ЦОХД «спящих» модулей, так и из используемых ведомственных ВАРМ.
Для понимания федеральной структуры СЦ и их взаимодействия между собой полезен опыт действующей системы, используемой в МЧС России. На базе ведомственной информационной сети построена единая цифровая сеть связи, сеть видеоконференцсвязи, система WEB-порталов, информационная кроссплатформенная система оперативного управления и структура взаимодействующих на основе этих систем органов повседневного управления, где роль СЦ как координаторов оперативной работы выполняют Национальный ЦУКС и ЦУКСы Региональных Центров МЧС России. Упомянутая идеология построения системы оперативного управления оправдала себя. Более того, она применима и неоднократно использовалась для решения других задач государственного управления оперативного характера в интересах иных ведомств. Федеральная система СЦ усиливает роль СЦ как регионального центра оперативного управления [1, c. 16 – 17].
Поэтому наиболее оптимальным и эффективным видится построение системы оперативного управления регионом на основе технической и организационной базы регионального СЦ, что подразумевает создание единого информационного пространства органов государственной власти и муниципального управления, единой региональной ГИС, единой системы цифровой телефонной и видеоконференцсвязи, единой системы мониторинга оперативной информации и т. д. [5].
Обобщая вышеизложенное необходимо иметь в виду, что значительно повысить качество и скорость принятия регламентирующих решений, а также контроль их выполнения можно при максимальной автоматизации и информатизации управленческой деятельности на оперативном уровне. В свою очередь это позволит разрабатывать максимально обоснованные и реализуемые планы и стратегии на стратегическом, креативном уровне.

Библиографический список.
Райков А. Н. Сеть ситуационных центров – новая волна / А. Н. Райков // НТИ. 2009. Сер. 2. № 11. С. 10 – 17.
Хохлов Ю. Е. Доклад об административных вопросах создания концепции регионального электронного правительства / Ю. Е. Хохлов // Стенограмма рабочего совещания по проблемам концепции электронного правительства Республики Мордовия в Доме Республики, г. Саранск, 7 – 8 июля 2005 г.
Лесь А. Н. Информатизация Мордовии: еще один взгляд на пути превращения мечты в реальность / А. Н. Лесь // Мордовия: наука, инновации, новые технологии. 2006. №3 (11). С. 38 – 41.
Лесь А. Н. Республиканский Центр оперативного управления / А. Н. Лесь // Наука и инновации в Республике Мордовия: материалы VI республиканской научно-практической конференции. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. С. ??
Лесь А. Н. Центр оперативного управления: идеи и перспективы /
А. Н. Лесь // Гуманитарные науки: проблемы и перспективы развития, материалы науч. сессии (2008; Саранск). НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2010. С. 249 – 257.


Рецензии