Нужны ли больные этому миру. Притча

Меня всегда волновал вопрос – почему за тысячи лет, которые существует мир, в нем не становится меньше больных и несчастных людей. Неужели, они зачем-то необходимы мирозданию? Однажды я это узнала. Первый ответ я получила от мастера дзен, второй – от психиатра

Этот вопрос я задавала и атеистам, и служителям разных религий. Все пытались уйти от ответа и рассказывали не зачем, а почему в мире появляются такие люди. Кто-то толковал о судьбе, кто-то о грехах, кто-то о невезении. Но никто не объяснял главного – «зачем?» Так было до тех пор, пока сперва мой друг в Корее не поделился со мной притчей, а позже знакомый психиатр не рассказал мне то ли медицинский факт, то ли легенду, то ли какую-то свою профессиональную притчу. Мне понравились оба ответа. Ведь я знала, что плохих притч не бывает.

Однажды к дзенскому мудрецу пришел юноша. Был он изможденный и несчастный. От усталости он не мог вымолвить и слова. Поэтому мудрец без каких-либо вопросов накормил его и уложил спать в своей хижине. А наутро, когда его гостю стало чуть лучше, спросил:
– Вижу, ты проделал долгий и нелегкий путь. Чем я могу помочь тебе?

Молодой человек утер подступившие слезы и сказал:
– Я пришел не за помощью.

– Значит, ты ищешь мудрости? – предположил старик.

– Мудрость, наверное, я не успею получить от тебя, учитель. Потому что скоро мне умирать. А вот задать тебе всего один вопрос и получить на него ответ, думаю, я смогу. Ведь говорят, что мудрее тебя нет в наших краях. Уверен, что тебе будет легко ответить на вопрос такого простого неученого человека как я.

Старик внимательно посмотрел на своего гостя и сказал:
– Не на все вопросы есть ответы. И не все вопросы появляются для того, чтобы искать на них ответы. Есть и такие вопросы, на которые есть бесчисленное множество ответов, и все они верны. Какой же вопрос волнует тебя?

Молодой человек тяжело вздохнул и сказал:
– Посмотри на меня, учитель. Я прожил недолгую жизнь. Все это время я приносил слезы своим родителям, потому что сильно болел. Потом я стал для них обузой, потому что не мог работать и помогать им. Не суждено мне было завести семью и жить нормальной жизнью. Скажи! Зачем же я вообще появился на свет? Зачем рождаются такие люди?

Мудрец немного подумал и сказал:
– На этот вопрос есть много ответов, но никто не знает, какой из них верный. Я мог бы сказать, что тебе дали это тело и эту жизнь, чтобы твоя душа очистилась, и в следующей жизни ты был бы здоров и счастлив. Но вижу, что тебя такой ответ ввергнет в еще большую печаль, чем та, в которой ты живешь. Поэтому сразу дам тебе тот ответ, который предназначен именно тебе. Но прежде скажи мне. Ты шел сюда через лес?

– Да, учитель, там крутые тропы и ветвистые деревья. Я шел через лес.

– Скажи мне, а из всех деревьев, что встретились тебе на пути, сколько ты видел таких, про которые ты мог бы сказать, что у них не было ни одного изъяна?

Юноша задумался:
– Деревья все были прекрасны. Может быть у одного была обломана ветка, у другого крива крона, у третьего кора поражена жуком. Но были и такие, про которые можно сказать, что они почти идеальны.

Мудрец посмотрел в сторону леса:
– А скажи мне тогда, что было бы, если бы на свет не появились неидеальные деревья?

– О учитель! Ты думаешь, я совсем глуп? – горько усмехнулся юноша. – И сейчас отвечу, что родись в лесу только идеальные деревья, то это был бы идеальный мир? Нет, нет! Я знаю природу, я вырос возле такого леса. Если оставить в нем только идеальные деревья, то их будет так мало, что уже и лесом-то такое не назовешь. Не будет никакого леса!

Старик улыбнулся:
– Может быть, тогда ты знаешь, что будет, если оставить в этих скалистых горах только идеальные камни?

– Не будет никаких гор! – воскликнул юноша.

– Так скажи мне тогда, что будет с миром, если убрать из него все неидеальное?

Юноша посмотрел в глаза старику и простонал:
– Не будет этого мира. Так что же? Я родился для того, чтобы этот мир жил и был прекрасен?

– Да, – сказал старик и помог ученику прилечь на циновку.

– Ты прав учитель, – прошептал молодой человек. – Теперь я знаю, что не напрасно пришел в этот мир, как и многие такие же люди как я. Мы помогаем этому миру существовать.

Учитель просидел рядом с учеником до вечера. И когда земля озарилась закатными лучами, старик увидел на лице юноши счастливую улыбку и услышал его последний вздох.

С тех пор, как мой друг рассказал мне эту притчу, прошло несколько лет. Как-то раз я брала интервью у одного известного психиатра об особенностях его работы.

Речь зашла о тяжелых психических болезнях. И я спросила:
– Скажите, а вот вы, ученый, врач, абсолютный атеист. У вас есть ответ на вопрос, зачем на свет появляются такие больные и несчастные люди, о которых мы говорим?

К моему удивлению, он, не задумываясь, ответил:
– Истину, конечно, никто не знает. Но есть довольно красноречивые факты. Они общеизвестны. Так вот. В Германии в определенный момент истории приняли меры, чтобы не осталось ни одного такого вот тяжело больного человека. Дома, где их лечили, опустели. Потом была война. А после нескольких лет мирной послевоенной жизни, по всей стране снова стали появляться люди с теми же болезнями. И в итоге их оказалось ровно столько же, сколько было до уничтожения.

– И какой можно сделать вывод? – спросила я.

Мой собеседник улыбнулся:

– Этому миру необходимы для выживания все люди: и больные, и здоровые, и счастливые, и несчастные. Каким-то образом, вселенная держит баланс. Поэтому всегда будет существовать определенное число тех, кто на самом деле отвечает за жизнеспособность этого прекрасного мира.


Рецензии