И жизнь, и слезы, и любовь Киры XVI

               
                Глава семнадцатая

                1
                                                                                                               
Вокзальная сутолока напоминает муравьиную возню: одни пассажиры налегке или с неподъемными чемоданами спешат на перроны к отходящим поездам, другие, напротив, с прибывающих  поездов устремляются на вокзалы или к городскому транспорту. Среди первых могут быть такие, которые навсегда  уезжают из города, где родились или прошли лучшие годы их жизни. Для таких вокзал станет той последней отправной точкой, которая разделит их жизнь на ДО и ПОСЛЕ. Такой же же водораздел произойдет и с теми кто впервые и, может быть навсегда, ступил на  незнакомый перрон. Вокзал  для  них окажется  воротами, открывающими дорогу в город, которому может быть суждено стать судьбой.

Эти мысли  неожиданно родились в голове Киры, когда она вместе с Соней, прибыв на вокзал, провожала на поезд Веронику Леонидовну.

Кире не часто доводилось бывать на железнодорожных вокзалах..Но, даже из тех, на которых ей пришлось бывать: в родном Свердловске, Москве, Ленинграде, или видеть, сидя у окна вагона по пути следования поезда, ни один вокзал не произвел на нее такого впечатления, как деревянный вокзальчик, напоминающий русский теремок, на станции городка Куженкино Октябрьской железной дороги, соединяющей Ленинград с Москвой.. Такое же впечатление на нее  произвел своей необычной архитектурой, когда она впервые увидела,  вокзал Благовещенска, построенного в начале века в старорусском стиле, и тоже очень похожего на терем.
 
Вокзальная атмосфера всегда рождает у Киры желание оказаться в купе вагона уходящего поезда.. Но сегодня она, даже не предполагала, что это произойдет так скоро, и уходящий поезд навсегда будет увозить ее не только в другой город, но и в другую жизнь...

 Когда пропал из вида последний вагон поезда, в котором Вероника Леонидовна возвращалась в Свердловск, Кира и Соня еще некоторое время оставались на перроне, давая  возможность детям: Ире, Степе и Аленке понаблюдать за отправлением и прибытием поездов.. Затем они перешли в расположенный рядом с вокзалом сквер, разрешили детям поиграть на лужайке, а сами присели на садовую скамью.

Прогретый майским солнцем воздух был напоен ароматом весеннего цветения. В садах и дворах Благовещенска распускались бутоны фруктовых деревьев. В скверах пышно расцветали кустарники. На голубом небосводе проплывали невесомые, легкие облака.

     - Чувствуешь, Кира, как пахнет черемуха. Весна полностью вступает в свои права. - У Сони глаза выражают восторг, но увидев поникшую Киру, взгляд ее погас. Она обняла Киру за плечи.

     - Ты встревожена сообщением Вероники?

     - Да, Сонечка, очень...И чувствую, что со здоровьем у мамы что-то серьезное.

     - Но может быть ты раньше времени так тревожишься. А вообще были у твоей мамы какие-нибудь хронические заболевания?

      - В том то и дело, что никаких. Даже при скрытности ее характера, я бы все равно знала. - Кира сокрушенно покачала головой, - и мне больше всего обидно, что за весь  год она ни словом не обмолвилась об ухудшении своего самочувствия. Может быть нужны были какие-нибудь редкие лекарства.? Ах, мама, мама...
Соня увидела, как по щеке Киры прокатилась слеза.

      - И все-таки я опять тебе, Кира, говорю - не накручивай себя раньше времени. Через несколько недель поедешь в отпуск и на месте разберешься.
Кстати, насколько я помню в этом году вы собирались все вместе поехать в отпуск в Ленинград.

       - Действительно хотели - Кирилл мечтал показать Ирочке Ленинград и посетить на Пискаревском кладбище могилу своих родителей. Планировали его отпуск провести в Ленинграде, а на обратном пути мы с Иришей остаток моего отпуска собирались провести у бабушки в Свердловске, а Кириллу вернутся в Благовещенск. Но теперь нам придется наверное изменить наши планы. Я еще не успела об этом переговорить с Кириллом. Уверена, - он очень огорчится.

        - А мне кажется он поймет и поддержит тебя. Как любит говорить мой Гузеев:”Человек предполагает, а бог располагает.” - Соня развела руки,- обстоятельства превыше нас.

        - А вообще, Соня, я думаю, что в этом году в связи с возникшей неопределенностью с дальнейшей службой Кирилла из-за сокращения армии, сроки наших отпусков  могут не совпасть. Скорей всего мы с Ирой сами уедем в Свердловск, а он до выяснения всех  вопросов останется в Благовещенске и может быть позже присоединится к нам. .
Кира вдруг на полуслове осеклась. Когда Соня встретилась с ее глазами, они были полны слез.

        - О чем мы с тобой Соня сейчас говорим? - Кира глубоко вздохнула, - о  каких-то пустяках?.. Когда мама моя, - Кира всхлипнула и сокрушенно повторила, - когда мама, может быть очень серьезно больна... Я видела, как Веронике трудно было говорить мне об этом. У меня очень тяжелое предчувствие. Мне надо срочно ехать в Свердловск. Завтра же переговорю с директором школы. Может быть мне, хотя бы на неделю раньше оформят отпуск.

Видя душевное состояние Киры, Соня не стала ее успокаивать, а только молча прижала  к себе. С недавних пор она почувствовала, что Киру в последнее время  что-то тревожит. Соне очень хотелось вызвать ее на откровенный разговор, однако, она понимала, что сегодня это будет более, чем некстати...

Спустя час Кира и Соня вместе с детьми, которые продолжали резвиться, молча шли к ближайшей автобусной остановке. Им предстояло ехать в разных направлениях. Когда Соня со Степой и Аленкой сели в автобус, Кира решила взять такси - ей хотелось, как можно быстрее обсудить возникшие все  с Кириллом.
               
                2

Он стоял на балконе и, облокотившись  о парапет., курил. Услышав скрип балконной двери, Кирилл повернулся и увидел Киру. По выражению ее лица и покрасневшим глазам, он понял, что она очень расстроена. Он привлек ее к себе и обнял, она прижалась головой к его груди.

       - Вы так торопились на вокзал - ты не успела сказать мне чем тебя так расстроила Вероника Леонидовна. Я видел, как став со стола, вы с ней  о чем-то  возбужденно  шептались. Что-то с Ниной Сергеевной?

        - Да, Кирилл. У мамы очень серьезные проблемы со здоровьем. Она скрывала это от нас. У меня самые плохие предчувствия.
Уткнувшись лицом в его плечо, Кира пыталась сдержать слезы. Он поцеловал ее влажную щеку и погладил волосы.

        - Но может быть все еще не так безнадежно, как ты ты себе вообразила.
Отстранившись от Кирилла, Кира подняла голову и посмотрела Кириллу в глаза.

       - По тону Вероники Леонидовны я поняла, что она что-то не договаривает.  Не зря она считает, что этот отпуск я должна провести рядом с мамой..
           Понимаешь, Кирилл, скорее всего в этом году не получится так, как мы планировали.

       - Не скрою, Кира,  мне очень жаль. Но, если все так складываются, то ничего не поделаешь.. Я же вижу, что ты сама  не своя. В школе скоро начнутся каникулы, оформи отпуск и поезжай с Иришкой в Свердловск.
Кира  прижалась к Кириллу и поцеловала его.

         - Спасибо, дорогой! Я благодарна тебе за поддержку и понимание.
         - О чем ты говоришь, Кира? Твоя боль - моя боль. Будем надеяться                                                                                                               на лучшее...Кстати, я не хотел тебя огорчать раньше времени, но с моим отпуском пока тоже много неопределенности. Аттестация в штабе округа должна поставить все точки над “И”, но пока неизвестно, когда она состоится...И, если все благополучно разрешиться, то я смогу еще приехать к вам в Свердловск, а оттуда, если обстоятельства и время позволят, побываем и в Ленинграде. Однако, не будем загадывать.

    - Ты прав, Кирилл, лучше сейчас ничего не намечать.  Ох, мама, мама! Вот характер. Если бы она, хотя бы словом намекнула  об ухудшении здоровья, я могла бы навестить ее во время зимних или весенних каникул….Завтра же поговорю с директором школы о своем отпуске, но  уверена, что раньше, чем мои классы не сдадут экзамены на аттестат зрелости, уехать не смогу.

      - Кира, только не обижайся, но мне кажется, если ты поедешь в Свердловск на неделю раньше или на неделю позже, особой роли не сыграет. Я пока не вижу повода для таких волнений. К тому же за это время и у меня что-то прояснится и может быть я смогу поехать вместе с вами.

    - Это было бы здорово, особенно, если учесть, что мама тебе очень симпатизирует..

     - Ты же знаешь, Кира, я тоже симпатизирую Нине Сергеевне. По своему характеру она мне напоминает мою маму. Папа у меня был очень мягкий человек, а мама более жесткая, но справедливая, как и твоя.
Кирилл снова привлек к себе Киру.

      - Что-то я проголодался. Что у нас на ужин?

       - Любимые вами с Иришкой сырники, которые успела приготовить  пока я была на работе, Вероника Леонидовна.

        - Вот спасибо ей. Надеюсь она рецепт тебе оставила?

       - А что мои сырники не такие вкусные? - Кира первый раз за вечер улыбнулась.

       - Нет, почему же. Очень вкусные, но ее какие - то особенные…

       -       Хитрец ты, Кирилл. - Кира освободилась от его объятий и направилась на кухню,  Кирилл за ней следом. Проходя мимо комнаты Иры, Кира открыла дверь.

        - Доченька! Иди мой руки и садись за стол ужинать.

После ужина Ира в десять вечера уже была в своей постели. Кира собрала со стола и помыла посуду.  Кирилл, продолжая сидеть за столом, закурил папиросу и полистал “Красную звезду”. Когда Кира закончила все домашние дела, они к одиннадцати часам тоже отправились в спальню. Кира села на пуфик напротив ажурного белоснежного трюмо с тремя зеркалами - подарок Кирилла к Восьмому Марта. С недавнего времени она начала пользоваться ночным кремом для лица..
Пока Кира сидела за трюмо, Кирилл лег, включил настенное бра над головой, дочитывая газету.
Выключив свет люстры, Кира, откинув одеяло, легла рядом с Кириллом.

        - Выключай свое бра! Пора спать - завтра рано вставать, к тому же, день был  тяжелый. Она поцеловала Кирилла в щеку, пожелала:  “Спокойной ночи” и, натянув одеяло до подбородка, повернулась на другой бок.

Кирилл отложил газету на прикроватную тумбочку, выключил бра, и, лежа на спине под одеялом рядом с Кирой, прикрыл глаза. До слуха Киры доносилось его прерывистое дыхание и короткие вздохи. “Сейчас начнется”, - подумала она. И в то же мгновенье, повернувшись, Кирилл прильнул к ней и, как всегда, положил руку на ее плечо. Кира, молча, сняла со своего плеча его руку  и отодвинулась на край кровати.  Он снова приблизился, пытаясь ее обнять, обдавая горячим, нетерпеливым дыханием, шептал:

        - Кира!...Ну, Кира! - Она резко повернулась к нему.

       - НУ, что , Кира? - В сердцах проговорила и села на кровати, - мы совсем недавно,  Кирилл, с тобой  говорили на эту тему. Ты же видел в каком я сегодня была состоянии. Всего  час тому назад говорил мне: “Твоя боль- моя боль”. и, невзирая на это , не можешь отказаться   от своей мужской похоти. Прости меня, по другому я назвать это не могу.
Кира все больше распалялась.
       - О какой любви можно говорить, если нет элементарного уважения к моим чувствам. Я давно хотела поговорить с тобой, но ты, отшучиваясь,  уклоняешься от разговора. А мне все больше  кажется, особенно в последние годы, что я тебе, как жена,  в большей степени,   как женщина,
не очень подхожу.
 
 Пытаясь сдержать подступившие слезы, у Киры  прерывалось дыхание.
Кирилл опешил. Он привык к тому, что Кира довольно часто в первое мгновение почти всегда уклоняется от близости, но очень быстро уступает и, как ему кажется, растворяется в его ласках. Отдышавшись, Кира продолжала:

       - Я же чувствую, Кирилл, что тебя это тревожит , признаться, я сама очень огорчена. Может быть это произошло со мной потому, что тогда на фронте, когда это впервые случилось между нами, я тебя не любила  и у меня остался на душе тяжелый осадок...Ты же, напротив, я видела, добившись своего, был счастлив...

Придя в себя, Кирилл, прервав тягостное молчание, перебил Киру.
       -
       -  Да! Я был счастлив потому, что  в моей жизни  это была первая близость с женщиной,  которую я полюбил. - Теперь Кира перебила его.

       - И тебе в тот момент было все равно: люблю  я тебя или нет?..- Кира перевела дыхание:

        - Я была молода, насколько неопытна,  настолько наивна  и очень любила другого. . .Мне казалось невообразимым близость  с мужчиной без любви, а в тот момент - предательством  к  нашей с ним любви…- Кира была взволнована, мысли путались, - но я не скрываю, что тайно, с трепетом ждала, когда это случится с ним .- Кира умолкла и опустила глаза, - но в тот день, когда это могло произойти, началась война. Он ушел на фронт и пропал без вести...

Слушая Киру, Кирилл, опустив ноги, взял на тумбочке папиросы, закурил и глубоко затянувшись, подойдя к приоткрытой балконной двери, выпустил дым.
Сквозь полуоткрытый проем двери спальню окутывал  матовый свет майского полнолуния  Срывающимся голосом спросил:

        - Неужели, Кира, все эти десять лет ты продолжаешь любить его?  Кира встрепенулась.

        - Кирилл, в самом начале нашей совместной жизни мы с тобой об этом говорили. И я была рада, что ты меня тогда понял.. Мне трудно забыть ту давнюю.  юношескую любовь. Но она была в той, прошлой жизни. А в этой  моей жизни появился ты, благодаря тебе Иринка и моя жизнь приобрела совсем другой смысл.

         - Но, Кира…-Кирилл хотел, что-то сказать, но Кира его остановила.

          - Погоди,, Кирилл, дай мне договорить!  Когда после нашей фронтовой свадьбы  в той землянке, под Ленинградом, мы остались с тобой  на ночь одни, уже как муж и жена, ты был такой счастливый, а меня всю ночь мучила мысль: смогу ли я ответить на твои чувства. Мне казалось, что Коля всю жизнь будет стоять между нами...Но я ошибалась. Прошло не так уж много времени и, когда я осознала, что ношу  под грудью  твоего ребенка, поняла насколько ты стал мне дорог, насколько вы оба стали мне дороги. Как можно назвать это чувство: привязанностью, благодарностью или любовью? Но это уже были чувства не наивной девочки, а женщины, в которой зарождался инстинкт материнства..- Замолчав, Кира перевела дыхание.

        - Так, что можешь не волноваться, я еще раз повторяю,  не знаю, как называть, пробудившиеся во мне чувства к тебе, но они были искренними и теплыми. Ты же не можешь этого отрицать?

       - А я и не отрицаю, - вклинился Кирилл, - я по-прежнему тебя люблю, хотя ты права, меня тревожит, что к супружеской близости ты равнодушна и я не помню случая, чтобы у тебя самой проявлялось желание.

        - В этом ты прав, Кирилл. У нас с тобой разный темперамент. Наверное я отношусь к фригидным женщинам, но я хочу тебя успокоить, в отличие от них, у меня в момент близости с тобой  никогда не возникает чувства неприязни, а, напротив, волна нежности к тебе...Так что успокойся.
Кира снова перевела дыхание и смягчила тон.
 
      - Хорошо, что мы, наконец, поговорили - у меня отлегло от сердца...Ложись спать, а то завтра, - Кира, посмотрела на будильник, - уже сегодня, мы не проснемся...

Погасив в пепельнице сигарету, Кирилл вернулся в кровать и, переваливаясь с бока на бок, вздыхая, в конце концов уснул.. Кира, тоже долго не могла уснуть. Рой тревожных мыслей о маме смешался с сегодняшним тяжелым разговором с Кириллом, разгоняя сон.  “Отлегло ли от сердца?” - Вспомнила Кира свои слова и задумалась. А, вдруг своими откровениями  я еще больше оттолкну от себя Кирилла. У мужчин же на этот счет своя психология. За примерами не надо далеко ходить. .Погружаясь в дремоту, подумала об Ире, ее любви к отцу и своей безотцовщине…

Утром, как обычно, как будто ни в чем не бывало, сидя за столом, перебрасывались  общими фразами. Услышав сигнал автомобильного клаксона, Ира спохватилась со стола и, подбежав к кухонному окну, отдернув занавеску, помахала рукой Серёже.  Кирилл надел портупею, накинул через плечо свой офицерский планшет и, взявшись за ручку входной двери, напомнил:” Девочки. вам на сборы ровно пять минут. Жду вас внизу возле газика.”...Также, как всегда, ехали в машине, о чем-то говорили. Шофер Сережа ничего необычного не заметил. И только Ирочка, бросая, безмолвно вопросительные взгляды на маму и папу, каким-то детским чутьем, почувствовала, что между ними что-то произошло.

Между тем, жизнь  шла своим чередом.
У Ирочки начались летние каникулы. До отъезда в Свердловск ее отправили в пионерский лагерь. Она была очень рада, оказавшись в одном отряде с Машей Зубковой и Степой Гузеевым.
 Кира целыми днями пропадала в школе, принимая переводные и выпускные экзамены в седьмых и десятых классах. Ей разрешили уйти в отпуск  в середине июня, сразу же после окончания экзаменов на аттестат зрелости..
На этот же день она купила билеты на поезд.

                3

Не просто в эти дни было Кириллу. В связи с началом очень болезненного процесса по увольнению в запас и отставку ряда офицеров, связанную с масштабным сокращением численности советских войск, ему,  как командиру части, пришлось принимать очень ответственные решения. Чисто по человечески его тревожила  судьба этих офицеров, особенно фронтовиков, попадающих под сокращение. Его душевное состояние усугублялось еще неопределенностью с его собственной армейской судьбой.. Правда, на днях звонил ему из Хабаровска генерал Павлов и обещал ему свою поддержку, но подчеркнул, что  окончательное решение будет зависеть от предстоящей аттестации.

В отношениях Киры и Кирилла возник  дискомфорт, Они не ссорились, не возвращались к  ночному разговору, но оба чувствовали, что их разделяет возникшая неловкость,  которую они сами воздвигли и теперь не знают, как ее преодолеть. Киру   одолевают сомнения: не слишком ли она была откровенна и категорична в разговоре с Кириллом,  а Кирилл не мог отделаться от чувства уязвленного мужского самолюбия.
Днем они старались делать вид, что ничего не произошло, пили чай и вскользь  интересовались делами на работе,  вели ничего не значащие разговоры.
Трудней всего было, когда оказывались под одним одеялом и, молча, поворачиваясь на другой бок, отодвигались к краям кровати. Утром просыпались с головной болью и  покрасневшими глазами.

Так продолжалось неделю, пока Кира  во сне, неосознанно повернувшись, прижалась к Кириллу... К утру неловкость была исчерпана...
Проснувшись, выпили на скорую руку по чашке крепкого кофе. Кирилл  не скрывал приподнятого настроения.  Когда Кира выходила возле школы из машины, он впервые за эту неделю поцеловал ее…

У Киры тоже немного отлегло от сердца. Но ее, даже на короткое время не покидала тревога за судьбу матери. Ей стало казаться, что дни накануне отъезда  в Свердловск проходят очень медленно. Прошла всего две недели пребывания Ирочки  в пионерском лагере, а Кире представляется, что прошла целая вечность. И ей  стало обидно, что за это время,, занятая своими мыслями и заботами, она о дочери почти не вспоминала.  Слезы на глазах Киры не заставили себя ждать Она набрала телефон Сони. В трубке прозвучал  теплый,  успокаивающий голос.

        - Кира, ты? Привет, подруга. Мы так редко стали в последнее время разговаривать по телефону, что скоро перестанем узнавать голоса друг друга. Что-то  опять случилось?

        - Да, нет. Всё в порядке. У меня возникла идея в ближайшее воскресенье  съездить в пионерлагерь и проведать Иришку. Что-то я затосковала.

         - Ой, не говори. Я сама себе места не нахожу. Степка же первый раз в жизни поехал. Правда, охотно, но ты же знаешь его гузеевский характер.
А как Аленка за ним скучает - они же  “не разлей вода.”...
Я  вчера заикнулась Гузееву о поездке к Степке...Но он же кремень: “Не воспитай мне, - говорит, -  из сына маменькиного сыночка”. Ну, характер! И за что я его, даже не знаю, полюбила? Ха-ха-ха.

Кира представила себе на другом конце провода добрые смеющиеся глаза Сони, румянец на ее щеках, всю ее такую пышнотелую, мягкую с запахом грудного молока и весь ее облик, который таит в себе столько доброты, женского и материнского обаяния.  “ Не знаю за что Соня полюбила Гузеева, но зато, точно знаю за что Гузеев полюбил Соню. Собственно, я её тоже за это люблю… Кому можно позавидовать, так это ей, - уже в который раз за последнее время подумала Кира, - сама может радоваться жизни и другим дарит счастье, а у меня , - Кира вздохнула, - что-то сосет под ложечкой и рождает тревогу…

        - Алло! Алло! Подруга, - прервала её мысли Соня, - что- то ты замолчала?

         - Прости, Сонечка, это я задумалась и отвлеклась.

         - Догадываюсь - все время думаешь о маме?

          - Постоянно - с головы не уходит. и вообще на душе не спокойно.

          - Я давно это заметила, но все не дождусь когда ты сама расскажешь, что тебя стало волновать. И, если честно представить не могу...Неужели что-то со здоровьем?  - осторожно спросила Соня.

         - Нет!  Нет! - встрепенулась Кира. - Со здоровьем все в порядке - не волнуйся...Ладно, Соня, поменяем тему - так как насчет поездки в пионерлагерь?

         - Когда ты говоришь ехать? В это воскресенье - уже послезавтра.
Ну, что же, как любит говорить мой муж. заметано. Думаю я его уговорю побыть пол дня с Петенькой и Настеной, а Аленка поедет с нами. Но, если случится так, что не смогу поехать, я тебе перезвоню.

        - Вот и хорошо. Значит договорились. Встретимся на автостанции часиков в десять. Я узнавала в 10-15 рейсовый автобус…
               
                4


Пионерский лагерь расположен в десяти километрах от центра города, вблизи живописного  лесного озера Пресное, которое славится обилием самой разнообразной рыбы. Рядом с озером приютился небольшой пригородный поселок. Горожане, особенно рыбаки, любят семьями проводить в этих местах свои выходные дни.
Поэтому не случайно пассажиры автобуса, в котором Кира и Соня с Аленкой ехали в пионерский лагерь, держали в руках одни и те же предметы: мужчины удочки или спиннинги, а женщины и дети лукошки для сбора грибов.

Автобус медленно двигался по изрядно разбитой шоссейной дороге и, переваливаясь на ухабах сбоку набок, скрипел  своим устаревшим корпусом. Автобус был переполнен пассажирами. Кира, Соня  и Аленка примостились на самых крайних местах,  сзади.  Аленка всю дорогу широко открытыми глазами
рассматривала мелькавшие за окном придорожные пейзажи.

     - Ну, что, Кира, - Соня дотронулась до ее руки, - совсем скоро начнешь складывать чемоданы и в путь дорогу.


       - Да. Уже считаю дни, когда окажемся с Иришкой в купе отходящего поезда. А дни, как назло, очень медленно проходят.

       - Я тебе искренне сочувствую. Судьба твоей мамы меня тоже  волнует, - Соня опять прикоснулась к руке Киры,. - но еще до получения известия о ее болезни я стала замечать, что тебя что-то гложет. Прости меня, Кира, если этот разговор для тебя сейчас некстати, но твое настроение в последнее время стало беспокоить меня. Мы же близкие подруги, а неизвестность всегда тяготит. Я теряюсь в догадках.
У вас хорошая семья, Со здоровьем, - ты сама говоришь, проблем нет.
Что тогда?
Соня посмотрела Кире в глаза и увидела в них душевное смятение и слезы.

        - Кира, ты меня пугаешь,- встрепенулась Соня, - но, если тебе тяжело говорить. Я не не настаиваю..

      - Нет, Соня, мы поговорим и я расскажу тебе о причинах своих тревог, может мне станет легче на сердце...Кира помолчала, а Соня, слушая, перевела дыхание, Но я уверена, - после паузы продолжила Кира, - что
 мои откровения станут для тебя полной неожиданностью.
В широко открытых глазах Сони промелькнула тревога и удивление.

     - Вот ты только что сказала, что у нас с Кириллом хорошая семья. Так не только ты считаешь,  все вокруг уверены и я так думала...Но есть ли в нашей семье  полное счастье, как, например, Соня, в твоей семье?  Есть ли согласие ? Мы живем с Кириллом   вместе, но каждый  своими интересами.  Даже отношение к супружескому долгу в постели разное. Он ненасытный любовник, а для меня это досужая супружеская обязанность. Вот ответь мне, Соня, только честно, и поверь мне неловко об этом тебя спрашивать..
Кира, замешкавшись замолчала, подбирая слова и, преодолев стыд, отведя в сторону от Сони взгляд, наконец, спросила:

       - Когда ты ложишься с Василием в постель, у тебя самой возникает желание близости с ним? - Кира подняла глаза и увидела, как лицо Сони зарделось до кончиков волос. Опустив голову, она смущенно ответила:

    - Да. Возникает, но инициатива всегда исходит от него, хотя он в этом отношении достаточно сдержанный и умеренный мужчина.

      - Вот видишь, - перебила ее Кира. А у меня нет ни влечения, ни желания, хотя я стараюсь  почти никогда ему не отказывать. Но я же чувствую, что с каждым годом его стало это все больше тревожить. Он уверяет, что близость между мужем и женой являются основным доказательством их взаимной любви. Но я так не считаю, к тому же у нас разный темперамент. Что же делать? Но я чувствую, что это нас  все больше отдаляет друг от друга. У него уже нет того трепетного отношения ко мне, которое он проявлял в самом начале. Раньше он никого не видел, кроме меня, а теперь его взгляд оценивающе останавливается на каждой встречной женщине.

       - Ну, подруга, - Соня развела руками, - ошарашила ты меня своим откровением. Даже не знаю, что тебе сказать. Может быть он в чем-то и прав. Но, если посмотреть со стороны, чисто по-бабски, то может зря ты, прости меня,  дурью маешься. Кирилл порядочный человек, очень любит тебя и Ирку и, никогда Вас не оставит, а хотел бы, так раньше ушел - все-таки десять лет живете вместе...А может быть, Кира, - Соня посмотрела ей в глаза, - заковырка в тебе самой?
Кира изумленно посмотрела на Соню:

        - Что ты имеешь ввиду?

Помнишь, как тогда, сразу после вашей свадьбы на фронте, под Ленинградом, ты высказывала сомнение, что не сможешь в полной мере ответить на чувства Кирилла из опасений, что Коля всегда будет стоять между вами.

        - Да. Я так думала и ты знаешь почему - я Кирилла тогда не любила и  не знаю, что на меня нашло, когда позволила ему овладеть собой. Знала бы ты какой у меня после этого остался на душе горький осадок, потому что кроме страха, стыда и боли я ничего не испытала.... Но вскоре стало ясно, я беременна.  Свадьба вопреки моим чувствам стала вынужденной мерой. Все последующие годы я пыталась вычеркнуть  из своей памяти любовь к Коле. В мою жизнь властно вошел Кирилл, отец моего ребенка и очень быстро стал дорогим мне человеком... Но я была молода и неопытна, - Кира вздохнула.
          - Собственно я и сейчас не сильно искушена. Кирилл единственный мужчина с которым у меня были интимные отношения и потому даже предполагать не могла, что между супругами в постели  может возникать такой дискомфорт... И именно поэтому мне стали приходить в голову мысли: а если бы на месте  Кирилла был Коля? Хорошо помню, как в его объятиях нас влекло друг к другу . Я, даже ждала этого…
Соня увидела как у Киры по щеке побежала слеза. Она обняла Киру за плечи и,
прижав к себе, всхлипнув, тоже не смогла сдержать  слез…

       - Мама! Мамочка! Тетя Кира! - Восторженно вскрикнула Аленка, - посмотрите какие за забором красивые разрисованные деревянные домики между деревьями. Соня повернулась к Аленке.


        - А это и есть пионерский лагерь “Радуга”. В одном из этих домиков  расположился отряд Иры и Степы. Скоро узнаем в каком.

Заскрипев тормозами, автобус колыхнулся и замер на остановке.
Водитель, не сходя с места, длинной ручкой открыл двери и прокуренным зычным голосом не объявил, а скорее скомандовал:

         - Остановка пионерлагерь “Радуга”. Кто в лагерь - выходите! Следующая остановка озеро Пресное, дом рыбака.

Ирочка и Степка не скрывали восторга от неожиданного приезда матерей.  Они загорели, у Степана, даже обветрился нос,  Аленка повисла у него на шее и уткнулась головой в грудь. Он смущенно погладил ее волосы.
Пионервожатый отряда разрешил им вместе с родителями пойти на пляж.               
Когда Ирочка сняла с себя легкий сарафанчик, Кира и Соня невольно залюбовались ею. Даже за эти прошедшие две недели она повзрослела и еще больше похорошела. Ей к лицу был загар, который хорошо сочетался с каштановым цветом ее волос. К  двенадцати годам  ее подростковая стать стала приобретать неповторимые черты девичьей привлекательности: длинные ноги, тонкая талия, покатые плечи и упирающиеся в чашечки лифов зарождающиеся упругие девичьи груди.

 Ну, Иринка! - Не сдержав эмоций, воскликнула Соня, - смотри, Кира:
какая у тебя дочь стала красавица, и как подросла! Не то, что мой Степка - сопля.
Ира, смутившись, покраснела и потупила глаза. Степка, обидевшись на мать,
опустил голову. Кира укоризненно посмотрела на Соню и обняла его.

     -  Не обижайся, Степушка, на маму - она пошутила скоро  сам  не заметишь, как перерастешь Иринку и станешь самым сильным и красивым мальчиком.

     -  Ладно, Степан Гузеев, - Соня тоже  обняла его, - не дуйся на маму - шуток не понимаешь.
Она постелила на лежак скатерку и начала из сумки выкладывать банки с едой.

       - Смотрите, сколько мы вам привезли всякой вкуснятины. Соскучились небось за домашним.  Ну-ка, налетайте!  Обедать не пойдете - я договорилась с пионервожатым. Побудете с нами до самого мертвого  часа…  Вдруг встрепенулась Кира:
        -   Мы на радостях совсем забыли пригласить Машу Зубкову, Посидите, а я пойду спрошу разрешения у вожатого и приведу ее.

                5

На обратном пути вначале больше молчали. С одной стороны Кире казалось, что открывшись Соне, она облегчит свою душу, но особого облегчения не почувствовала, а напротив, ей почему-то стало неловко, даже стыдно, за свои интимные откровения, как будто она приоткрыла перед посторонним человеком, хотя и подруги, полог собственной спальни. В голове крутились незатейливые “бабские” слова Сони: “ Может ты зря дурью маешься” и “может быть заковырка в тебе самой”.
“Может быть так и есть, - подумала Кира, - Соня права и я зря себя накручиваю”.
И, вдруг пронзила мысль: “Чем занята моя голова? -Скорей бы в Свердловск к маме. Как она там? Что с ней?  О самом страшном, неотвратимом она, даже мысли не допускала.

Сидя рядом с Кирой, Соня понимала, что в душе и в голове у подруги происходит  какая-то сумятица, как будто они ведут между собой внутренний диалог. Сама Соня была растеряна и подавлена, ей было жаль Киру. Назревающий разлад в ее отношениях с Кириллом стал для нее полной неожиданностью. Прожив в счастливом браке  десять лет и, родив четырех детей,, ей трудно было представить о такой причине разлада в супружеской жизни.  “Чего, чего, - подумала Соня, - но, чтобы такое начало происходить в семье Киры и Кирилла, даже в голову не могло прийти. Не зря говорят: чужая жизнь - потемки. А такая красивая, просто на загляденье, пара” Соня с сожаленьем посмотрела на Киру.. Кира уловила ее взгляд .

    - Что, Сонечка, расстроил тебя мой рассказ?

      - Если откровенно, то да. Я же люблю вас обоих. И все-таки мне кажется, что ты излишне драматизируешь. Кирилл любит тебя. Ты же не станешь возражать. И ты его по-своему любишь. Разве не так?
   
      - Но ему это недостаточно, - почти в сердцах проговорила Кира, - я же чувствую.

     -  Он что тебя упрекает?

      - Упрекать, не упрекал. Но сожаление высказывал.

     - Ну и что? Начал тебе изменять? А ему, между прочим, это было бы не так сложно. Посмотри какими глазами смотрит на него каждая вторая женщина.
 
      -  А вот измены я бы ему никогда не простила. Я тебе больше скажу: я ревную его даже к тем женщинам, которые у него были до меня. Мне неприятно, когда я об этом думаю.

      - Вот мы и приехали, Соня рассмеялась и многозначительно развела руками, - мне трудно давать тебе советы, но мне кажется, что тебе, Кира, надо найти ту золотую середину, которая поможет сохранить,- Соня, замолчав, улыбнулась, -  как там у вас интеллигентов говорят: "гармонию супружеских отношений"…
Кира подняла на Соню глаза и тоже улыбнулась, почувствовав, как тяжесть с души постепенно уходит. И уже в который раз подумала  какая у Сони  природная способность в разных  жизненных ситуациях  находить нужные слова. Кира прижалась к Сониной груди и почувствовала, как от нее исходит запах грудного молока.

         -   Настена твоя наверное уже проголодалась - ждет не дождется мамы..

         - Да нет, она приучена. Я  перед отъездом  нацедила две бутылочки  Ну, а если не хватило, - Соня двумя руками колыхнула  груди и подмигнула Кире

         - Есть чем докормить.. и обе громко засмеялись.

За  разговорами не заметили, как подъехали к городской  автостанции. Все также, скрипнув тормозами, и, колыхнувшись своим громоздким телом, автобус остановился. Пассажиры дружно и шумно стали выходить из автобуса.
        - Доченька, - разбудила Соня прижавшуюся к ней, уснувшую по дороге Аленку, - приехали, пора выходить. Надо же,- Соня поцеловала ее в лоб, - как тебя на солнце на пляже разморило .  Головка не болит? Да нет, лоб вроде холодный…

На остановке автобуса Кира обняла Соню.

      -  Спасибо тебе , Сонечка, что поехала со мной в лагерь и помогла мне немного развеяться.

        -  Нет. Это тебе, Кира, спасибо, что вытащила меня, я уже места себе не находила - так соскучилась за Степкой и Василий мой смягчился, когда узнал, что ты тоже едешь в лагерь. Думаю через десять дней заканчивается смена и опять вместе поедем забирать их.

    - Постой, Соня. Я как-то об этом не подумала. У меня же именно в этот день последний экзамен на аттестат зрелости. Это же будний день и Кирилл вряд ли сможет поехать. Разве, что попрошу Зубковых. Кто-то из них за Машей поедет.

    - Не волнуйся, Кира, я привезу их, если вы не сможете. Ну, ладно, Кира, вот и наш автобус показался.  В любом случае, я думаю, что до твоего отъезда в Свердловск, мы еще пообщаемся.

        - Не сомневайся, Я перед отъездом обязательно зайду повидать свою любимицу, крестницу Настену. - Кира прижала к себе и поцеловала Аленку.

         - Ох, Кира, Кира,- лукаво улыбнувшись, обнимая ее, прошептала Соня, - если бы ты завела второго ребенка, то не осталось бы времени на всякие дурные предчувствия. Подумай, Кира…

Автобус, увозивший Соню и  Аленку скрылся за поворотом. В ожидании своего автобуса Кира присела на скамью под навесом остановки. Соня уже не первый раз наступает ей на больную “мозоль". О том, что с ней случилось в 1945 году не знает ни один человек, даже мать Киры Нина Сергеевна. Вскоре после проведенного Кириллом отпуска в Свердловске осенью 1945 года, Кира спустя месяц поняла, что беременна. В женскую консультацию она не обращалась, но сомнений у нее не было. Симптомы в ее самочувствии  один к одному совпадали с первой беременностью. “Что же делать? - терзалась Кира более месяца, - о втором ребенке сейчас, даже не может быть речи. Ирочке всего  год и три месяца, начались занятия на стационаре в педагогическом институте.. Единственный выход - аборт. Но официально в медицинских учреждениях они запрещены. Остается только криминальный аборт. “Мир не без “добрых” людей. В нелегальных условиях ей прерывают беременность. И до сегодняшнего дня никто об этом не знает: ни мама, ни Кирилл, ни, даже самая близкая подруга Соня. После окончания института Кира пыталась лечиться, но безрезультатно. О причинах своего бесплодия знала только она одна и это было ее тайной и  незаживающей раной.

Дома ее встретил Кирилл. В глазах его Кира почувствовала тревогу. Когда он обнял ее, она увидела, что лицо его растерянно.

         - Что-то случилось? -Кира отпрянула от него и посмотрела прямо в глаза. Он перевел взгляд на стол. Она уловила его взгляд  и увидела телеграмму. Внутри у нее, как будто, что-то оборвалось и похолодело под ложечкой. Она тяжело опустилась на стул.

 

       

                                                                               
       


Рецензии