Новая концепция готовности к покиднию ЛА

    
     Семён Маркович, а что Ви подарили своей жене на Новый год?

  Путёвку в Таиланд.

  А она Вам?

  Улетела...

    Мужики, сначала я не собирался сразу выносить этот материал на обсуждение лётному составу, думал, сначала переговорим с лётчиком, которому не нравится моя писанина, обменяемся мыслями, придём к какому-то консенсуСУ, вот тогда и напишу выжимку из тех мыслей, которые пришли в военно-морскую фуражку 53-го размера после его критики. Соответственно, написал ему письмо, но оббонент ушёл со связи по "английски", не прощаясь. А мысли, которые родились показались мне важными для тех, кто ещё летает в военной авиации, что я подумал - грех их не выдать на гора. Вдруг мой опыт универсального строевого лётчика, умудрившегося летать на корабельном вертолёте КА-27, не прерывая полёты на сверзвуковом ракетоносце ТУ-22м3, и сумевшего, пройдя должности до командира 12 омрап и дальше, напрыгать более 800 прыжков с парашютом, начав в училище, как все - с нуля, пригодится?

   Итак, 11 дней назад я получил следующую писулю:

 Рецензия на «О чём молчал полковник» (Полковник Чечель)

     Начал читать и сразу стало скучно!
Полный бред!
Оказывается, в воздушных боях побеждают не знания, опыт, умение, а количество букв в словах. Вот, выходит, почему японцы проиграли Вторую мировую войну!
А что ж более короткие слова не спасли США от разгрома в Перл-Харборе?!! Поначитаются статей тех, кто к авиации не имел никакого отношения, и выдают за божественные откровения!

    Команда РП "Прыжок"? Она спасла жизнь лётчику? Бредятина! Такую команду никто не поймёт! Она не убыстряет принятие решения на покидание, а увеличивает время на обдумывание и принятие решения на катапультирование!

    Да врёт автор всё! И плохо знал эксплуатируемую авиатехнику! Полёты на предельно малых... Задатчик радиовысотомера РВ-УМ никогда не имел высоты 40 м! На задатчике можно было установить высоты: 50, 100, 150, 200, 250, 300 и 400 м.
Даже читать дальше не стану! Набор текстов на около авиационную тему и совершенно ни о чём.

Юрий Фёдоров   03.12.2020

    На что я написал: «Юрий, у меня 823 прыжка с парашютом, а сколько у Вас? Это для ВАС эта команда ничего не говорит, но лётчикам, которые постоянно помнят о спасении своей жизни, она говорит о многом !!! У меня стаж в руководстве полётами, 14 лет, и пришлось за 37 лет лётной работы слышать в эфире: "Покинуть самолёт", "Катапультируйтесь", и "Прыжок" - Кстати, третий вариант - это, бывает, единственно ВОЗМОЖНАЯ команда, которую успевает дать РП при дефиците времени. И при сходе СУ-27к с палубы из-за порыва троса РП как раз и орёт... ПРЫЖОК !!! (Видео есть в интернете, кажется 85 год (лень искать) И если для Вас "прыжок" ни о чём не говорит, значит,  Вы хреново  ГОТОВИЛИСЬ К ПОЛЁТАМ, только и всего, голубчик... Это я Вам, как командир полка и Инструктор ПДП, заявляю.

       Вот высказывание комэски этого полка: Алексея Битюка: «В точку! А так ведь и есть на самом деле. Яркий пример в нашем полку - когда трос на зацепе оборвался, вместо длинного "Катапультируйся!" РП заорал "Прыжок!".Это спасло лётчику жизнь!»

      Насчёт длины фраз - это выводы не мои, а тех, КТО ВОЕВАЛ. Читайте "Чаша сия" Колесникова... Спорьте с ними.

     Насчёт задатчика на РВ-УМ, или РВ-6 на ИЛ-28, ТУ-16 или ТУ-22м3 - уже не помню, ДАВНО было, возможно, Вы правы, помню только – что, когда летал методом огибания местности, этот пи…дун у меня пикал постоянно !!!

       Насчёт хренового знания матчасти - полностью признаю. Просто когда по воле  НАЧ. 33 ЦБП я процесс теоретического переучивания на ТУ-22м3 пропускал по 2-3 дня кряду, зачёты инженерам сдал по блату, и потом первые пол года летал как обезьяна на рефлексах, а потом ещё, не прерывая полётов на ТУ-22м3,м2, освоить корабельный пипилац КА-27, стать на нём полностью БГ днём и наполовину ночью,,, НЕ ПУТАТЬ с КА-27 пс, на котором сидит "опытный" правый лётчик. НА моём аппарате кроме 2-х вечно голодных штурманов никого не было !!!

       Согласитесь, летать одновременно на таких разноплановых типах для испытателей - норма, а строевому лёДчику - нонсенс, потому как НИЗЗЯ, но я сумел, благодаря бардаку, который творился в Авиации в 90-ые годы. Конечно же, такой процесс переучивания и полётов имел свои негативные последствия в плане знания матчасти, в этом я с Вами согласен. Но при всём при этом, я никого не убил и не похоронил…

          Насчёт скучного чтения есть и другие мнения: "Вот уже третий день читаю Вас! Вот уж воистину: Если человек талантлив, то он талантлив во всем! О летной службе - ни прибавить, ни убавить! Класс! Впервые встречаю так талантливо и правдиво, профессионально и с юмором о нашей службе. Молодым бы поучиться. Спасибо от выпускников ЕВВАУЛ имени В.М. Комарова 1974 года."

Сергей Донец 24.10.2020 23:06

       Прочтите http://proza.ru/2011/06/01/1003 и попробуйте что-нибудь добавить или оспорить, если Вы такой умный ????

      А это по поводу знания матчасти - http://proza.ru/2011/12/06/1765

        И,  позвольте полюбопытствовать насчёт Вашего лётного опыта, должности и количества вешаний жизнь на тряпочку??? То, что в бою всё решают умения, навыки, опыт, а радио обмен является лишь небольшим довеском к победе при равенстве прочих условий, это НАСТОЛЬКО ОЧЕВИДНО, что лишь сильно предвзятый человек мог так исказить и понять мои слова.

       В целом, БлагоДарю за рецензию, всегда рад общению с коллегами.

Честь имею, полковник Чечель.

         Что ж, отвечу! Военный лётчик 1го класса, летал на истребителях (МиГи), налёт - более 1500 часов (для истребителя немало).
Руководитель полётами 1го класса, опыт руководства полётами 14 лет.
Про мнение комэски насчёт команды "Прыжок" я написал. Лётчик остался жив вопреки той дурацкой команде! Если б он погиб, РП пошёл бы под трибунал!
Что команда "Прыжок" спасла жизнь пилоту - глупые и необоснованные выводы!

         Уже понятно, какой это был комэска! Насмотрелся на таких! Выскажу предположение, что продвигался он по службе, когда больше выдвигать было некого!

       Аналог был на моих глазах - Пащенко на аэр. Вещево. Полетел на разгон (облёт после замены двигателя). Бурление возд. потока принял за помпаж (хотя обороты не падали, а ТВГ не росла). Вместо открытия противопомпажных створок, переключил упр. конуса на ручное. Тот, естественно, начал убираться. Что привело к настоящему помпажу. Ну и пришлось движок выключать, а потом запускать. Запустился. (А чего ему не запуститься?) Командир ап должен был уходить инспектором в Москву. Поэтому новый движок отправили на завод (100 тыс. руб), а Пащенко наградили ценным подарком…!

      Не ставлю под сомнение, что кому-то может ваше эссе и понравиться! О вкусах не спорят. Я высказывал только своё мнение.

Юрий Фёдоров   03.12.2020

      Юрий, у нас примерно одинаковый лётный опыт, хотя у меня общий налёт почти в три раза больше, а у Героя России, Тимура Апакидзе, тоже пролетавшего всю жизнь на истребителях – налёт 4500 часов, да и моего друга полковника Тофика Бабаева, который уже 10 лет загорает в Африке, помогая Экваториальной Гвинее наладить ПСО, налёт 2000 часов. Кстати, Тофик как лётчик-истребитель не проиграл ни одного ближнего визуального боя, потому что вырос в Казахстанских степях, научился смотреть вдаль, и ВСЕГДА первым замечал противника. Но суть сейчас не в этом. Просто Вы категоричны, как генерал. Большинство из них такими становятся, как только наденут штаны с лампасами. В Морской авиации команда "Прыжок" или "Покинуть самолёт" как раз рекомендовалась всеми методическими разработками.

      То, что ВЫ, не зная комэску Близнюка, тут же делаете вывод о его якобы блатном продвижении по службе, Вас не красит как человека. А вообще, чтобы делать какой-то вывод о ком-то или чернить его опусы, надо их сначала хотя бы почитать. А в целом, согласен, "О чём молчал полковник" далеко не самый удачный мой рассказ, но он, прежде всего о Женщинах, которых мы встречаем на своём пути, но Вы этого, увы, не поняли... Видно не дано (шутка)...

     Близнюк - корабельный лётчик. Туда берут только асов. На палубу по блату попасть НЕВОЗМОЖНО...

Полковник Чечель 
 
       Где я писал, что ваш Близнюк продвигался по блату?
Ас - это лётчик, одержавший не менее 5 побед. Назовите мне морского лётчика, который бы имел хоть одну победу! И какие они асы??

     Категоричен как генерал? Вы хороших генералов не встречали! Сочувствую! То, что я добавил, что выражаю только своё мнение, это категоричность? Моя категоричность в том, что мне не понравились категоричность ваших утверждений! Методические рекомендации в авиации ВМФ насчёт команды "прыжок"? Они обрели форму приказа или наставлений? И не обретут! Потому что за этим ничего, кроме мнения таких,  как ваш Близнюк, не стоит. А авиапсихология на конкретных исследованиях утверждает, что все команды, особенно в аварийных ситуациях, должны быть стандартными, общепринятыми! С таким же успехом я бы мог подавать команду "Прыг-скок"! Почему бы и нет??
Ладно, останемся каждый при своём!

Юрий Фёдоров   03.12.2020

      ВОТ ВАШИ СЛОВА - Про мнение комэски насчёт команды "Прыжок" я написал. Лётчик остался жив вопреки той дурацкой команде! Если б он погиб, РП пошёл бы под трибунал!

Что команда "Прыжок" спасла жизнь пилоту - глупые и необоснованные выводы! Уже понятно, какой это был комэска! Насмотрелся на таких! Выскажу предположение, что продвигался он по службе, когда больше выдвигать было некого!

Полковник Чечель   04.12.2020

       Когда выдвигать было некого и продвижение по блату - разные вещи. Жаль, что полковник этого не понимает.

Юрий Фёдоров   05.12.2020

      Уважаемые читатели, то, что вы прочитали до этого, выложено в Рецензиях на прозе.ру, и это мог прочесть любой, кому эта тема интересна. Дальше идёт то, что я написал лётчику-истребителю Юрию Фёдорову в письме. Это МОИ ЛИЧНЫЕ ВЫВОДЫ старого пилотяги и парашютиста, в придачу. Соглашаться вам с ними или спорить, ваше дело, но я посчитал своим долгом их до вас довести:

    Полковник Чечель 4 декабря 2020 года

       Привет, Юрий - инф. к размышлнию - у Вас число полученных рецензий 417, у меня 1864, т.е. чего-то не хватает в Ваших рассказах, раз они не побуждают человека высказаться. На мой выпукло-морской взгляд Вам не хватает своих мыслей. А мыслить Вы, безусловно, умеете, рассказ о Мазуре меня в этом убедил.

     А теперь, Юрий, послушайте мнение профессионала по спасению своей шкуры, поскольку я инструктор и преподаватель предмета, которого до меня не было ни в одном гражданском ВУЗе Украины, я его сам из головы придумал, когда нас в ЦБП ВВС УКРАИНЫ сократили сразу 4-х пилотов и 1-го штурмана, оставив на должностях инженеров жену НЦ и жену НШЦ, короче - я остался без работы. А поскольку пенсия у полковника с 54 годами выслуги - нищенская, не то, что в России, придумал предмет "Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города", утвердил Программу в Киеве и потом преподавал это на Военной кафедре Николаевского университета им. В.О.Сухомлинского, пока болезнь БАС не заставила прекратить это увлекательное занятие.

      Так вот, у меня было 13 переломов, куча травм типа порыва мышцы бедра и тот экстрим, который я себе позволял, мало кто из "нормальных" лёДчиков может осилить. Для примера, я как и Тимур Апакидзе в чине к-ра 12 омрап вёл секцию каратэ в гарнизоне Остров, потому что мне было важно, чтобы подчинённые за мной шли в бой не потому, что я полковник, а я командир, у которого должностной авторитет сочетается с личностным... Более того -

       "Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по фигу, что о нём говорят, он мой командир и точка!.

      Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!". И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же им нечего сказать..."

      Пляшем дальше - первый вид спорта у меня - прыжки на лыжах с трамплина - 4 года в Москве пацаном я учился преодолевать страх. И честно скажу, как и прыжки в воду, далеко не каждый юный отпрыск способен освоить этот вид спорта, прежде всего с психологической точки зрения. 22 года отдано боксу и восточным единоборствам, 41 год - горным лыжам, парашютизмом я занимался всегда, пока летал. В отпусках - походы по горам, на яхте, сплавы по порожистым рекам и просто бродяжий образ жизни по просторам нашей великой Родины - СССР...

      Александр Гарнаев: Василий Чечельницкий ®;ПОВТОРЯЮ: Вам лично даю разрешение за собственноручной подписью НЕОГРАНИЧЕННО перепечатывать ЛЮБЫЕ мои публикации (и из i-net, и газетные, журнальные, книжные и пр… бумажные и др…)!

         Если Герой России доверяет так хохлу с Украины, то, наверно, это потому, что он не сомневается, во-первых, в компетентности хохла, а во-вторых, в его человеческой порядочности, что нигде это данное мне разрешение не пойдёт во вред нашему общему лётчискому делу.

        Теперь к чему я придумал такую длинную тираду прежде чем перейти к сути? Только потому, что Вы упёртый скептик, и убеждать Вас надо, ссылаясь на СВОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ и ОПЫТ ЛЮДЕЙ, которых Вы уважаете, того же Гарнаева, например. То, что я сейчас скажу, идёт несколько в разрез с руководящими лётными документами, типа ОРГ. МЕТОД. УКАЗАНИЙ по БП, которые нам спускают из верхних штабов перед началом каждого Нового учебного года. Для примера: "Тренаж по вынужденному покиданию ЛА проводить не реже одного раза в месяц с выставлением оценок и записью в лётную книжку". НЕ знаЮ, как сейчас, но так было в моё время. Но ведь этого КРАЙНЕ МАЛО !!!

      Почему до 40-50% пилотов, которым пришлось катапультироваться, получают компрессионный перелом позвоночника? Да потому что, принятие этой ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗЫ НЕ СТАЛО У НИХ РЕФЛЕКТОРНЫМ, когда тело её занимает, не включая мозгов, у кого они есть в наличии, разумеется. А для этого эту позу, с напрягом всех мышц и морды лица, надо включить в предполётный осмотр кабины ПЕРЕД КАЖДЫМ ПОЛЁТОМ. Причём умом контролировать, что ты всё делаешь правильно. Я приведу пример из мордобойных видов спорта, которым я отдал 22 года жизни.

      Мой тренер по КиуКушин каратэ, сенсей Игорь Пивень,  к своему чёрному поясу шёл 12 лет, и сдал на него лишь с третьего раза. Так вот, он говорил так: "Возьмём самый простой удар рукой "Прямой цки", который у большинства пришедших заниматься каратэ, можно поставить за неделю, и, казалось бы, зачем тратить на него время, ведь есть же более сложные техники. Но Вы должны его бить НА КАЖДОЙ ТРЕНИРОВКЕ - в грушу, в партнёра, макивару, дерево, стену... И тогда первые три года у Вас будет один "ЦКИ", вторые три года - это уже "ДРУГОЙ ЦКИ", а третьи три года - это будет уже качественно иной "СТРАШНЫЙ ЦКИ", хотя внешне он почти не будет отличаться от того, который Вы 9 лет назад начинали бить, но резкость, скорость, мощь, а значит и эффективность возрастут на порядок. Я испытал на себе, что значат удары Игоря, хотя он проводил их в 1/3 силы - имея астеническое телосложение - это страшные удары, они проникают насквозь, а после его лоу-киков нога просто отсыхает, и ты уже не боец...

       Так и над позой для вынужденного покидания надо работать столько раз, сколько раз садитесь в кабину ЛА, на котором Вы собираетесь лететь. Или больше... и цена этой работы Ваша ЖИЗНЬ. (мнение моё и не самое правильное). Там, где катапульты нет, надо просто каждый раз продумывать свои действия при выходе на "свежий воздух" из терпящего бедствие ЛА. Причём каждый лётчик и член экипажа должен ясно понимать, почему позу для катапультирования надо отрабатывать при каждой  посадке в кабину ЛА? Да потому что надо рассчитывать на самый худший вариант, что выходить из кабины вам придётся не а г.п. - горизонтальном полёте, а при беспорядочном вращении самолёта, и занять правильную позу гарантийно вы сможете только рефлекторно, а это возможно только после сотен и сотен тренировок на земле.

      Чтобы Вы представляли, Юрий, как работает моя психика на выживание, приведу пару примеров: 8 месяцев довелось служить в 15 одрап в Чкаловске, летая на ТУ-16, я самостоятельно изучал ТУ-22р по договорённости с командиром полка полковником Зайкиным Анатолием Антоновичем. Решили, сдам зачёты, а потом поставим Командующего перед фактом...
 
      Так вот, начать полёты на 22р у меня не получилось, т.к. отправили служить в г. Остров с перспективой на должность к-ра полка, но сам самолёт я изучить успел. И что меня поразило, на этом пипилаце катапультирование всего экипажа происходит ВНИЗ, поэтому минимальная высота покидания 250-300 метров. Я опросил достаточно много лётчиков, можно ли, если припрёт, а высота будет меньше, катапультировать экипаж в крене? Ведь тогда, по идее, появляется шанс и при катапультировании с меньшей высоты, т.к. тебя будет выстреливать вбок, а не вниз, лишь бы силы пиропатрона хватило. Но ни один из пилотов, кого я опросил, даже не задумывался о таком варианте...

    Далее, когда я начал летать на корабельном вертолёте КА-27, то целых полгода не мог себя заставить не надевать парашютную систему. Доходило до смешного – сидят мои два штурмана, вольготно раскинув ноги, на парашютах, с незастёгнутыми лямками и ножными обхватами, и надо мной потешаются: «Командир, запомните, этот пипилац с парашютом не покидают, т.к. попадёте под мясорубку винтов. Если что, только вынужденная посадка на режиме авторотации». Умом я это понимал, но ничего со своей психикой поделать не мог.

    Но, когда я сидел в лямках, весь такой серьёзный и засупоненный, всё равно мысленно несколько раз представлял, как я буду пилотировать вертолёт, чтобы обеспечить сначала условия покидания  экипажу, а потом, как я буду открывать фонарь и выскакивать из аппарата сам, то ли с парашютом, то ли при вынужденной посадке на воду, не забыв выпустить баллонеты. Вот такой мысленный небольшой тренаж, я делал каждую лётную смену, и он в мою психику парашютиста, и к тому же после 25 лет полётов на самолётах с катапультой,  вселял уверенность, что я справлюсь и на этом, таком не привычном для меня поначалу типе ЛА.

     В то же время, продолжу эту тему - лётчику положено сделать два парашютных прыжка в год, чтобы он получил право летать в течение этого времени, но ведь два прыжка это крайне мало, чтобы он обрёл какие-то практические навыки и, самое главное - привык к прыжкам психологически и перестал их бояться. Это не значит, что всем надо делать по 100 прыжков в год, но создать условия, чтобы те летуны, кто понимает их необходимость, прыгали больше - это святая обязанность каждого командира полка, нач. ПДС округа и Командующего. От этого безопасность полётов только выиграет, хотя и из этого правила бывают исключения. Для примера: когда я пришёл в 12 омрап заместителем к-ра полка по лётной подготовке, то сразу парашютную подготовку лётчиков взял под личный контроль.

        И что же, подходит как-то ко мне в кабинет, наедине, капитан Толя Полонский и глаголет: "Командир, собираюсь в испытатели, а при моём росте и весе это небезопасно, всегда есть риск подвернуть ногу, а значит – пропустить полёты. Разрешите не прыгать, а два прыжка просто записать? Даю слово, я не боюсь, и если надо, покину самолёт без колебаний, но пока не получу 1-ый класс, позвольте не рисковать". Я позволил, прыгал за Полонского, но прыжки шли ему на счёт. В итоге, Анатолий Полонский, с моей лёгкой руки, закончил ШЛИ в Ахтубе и стал "Заслуженным лётчиком-испытателем России". А сейчас Толя занимает солидный пост и летает в системе ГА на Боингах и Аэрбасах. Кстати, в прошлом году прислал мне поздравление с 23 февраля, находясь на базе американских ВВС в Таиланде.

    А вообще, лётчиков и лётчиков-испытателей, которые в совершенстве владели парашютной подготовкой, лично я знаю достаточно много: «Заслуженные лётчики-испытатели СССР» Сергей Анохин и Иван Бочурин, «Заслуженный лётчик-испытатель РФ» Александр Гарнаев, лётчик-истребитель, полковник Украинских ВВС, Тофик Бабаев, а также много-много других, и ни один из не пожаловался, что парашютные прыжки мешают его лётной работе. Наоборот, парашютная закалка помогала действовать в ОСП хладнокровно и оставаться в живых…

      И заканчивая наш разговор про покидание, все наши споры, какую команду лучше давать при необходимости покидания ЛА считаю беспочвенными.

      Потому что, саму подготовку в странах СНГ лётного состава к покиданию самолёта, вертолёта, когда других шансов на спасение собственной жизни нет, считаю "гнилой"и неэффективной. Один нож-пила, который лётчику надо открывать замёрзшими руками в окияне, чтобы отрезать себе яйца за ненадобностью, говорят о маразме тех, кто утверждал такую экипировку. Блин, хоть бы у подводных пловцов взяли за образец, раз у самих мозгов не хватает. И то, что нам пока просто везёт, что таких случаев, когда две "сушки" столкнулись при полёте в облаках на Дальнем Востоке, и три лётчика не смогли спасти свою жизнь и утопли, мало...

    ЛёДчиков надо натренировать как обезьян или собаку Павлова, у которой выработали рефлекс, как гудит сирена, она сразу открывает пасть, потому что знает - БУДУТ КОРМИТЬ.

       Так и лётный состав надо готовить так, чтобы им было без разницы, на какую команду реагировать: "Прыжок", "Катапультируйтесь" или "Покинуть самолёт" - они любую из этих команд должны выполнять немедленно и неукоснительно, но не с "квадратными от страха глазами", а хладнокровно, сообразуясь с обстановкой. Примеры:

        Тимур Апакидзе, снижаясь в спирали вокруг Л-39, падающего в штопоре, успел трижды дать команду на катапультирование. Увы, ребятам не повезло - под ними было село, а потому они выскочили слишком поздно.

             http://proza.ru/2011/10/12/1294

       Катастрофа Ту-22м2, экипаж Пеньков-Борисов, в Быхове, когда на посадке до касания ВПП оставался 1 метр, стабилизаторы из-за разрушения золотникового клапана в контуре управления пошли враздрай. Самолёт взмыл на высоту 40 метров, потом ударился о полосу и сгорел. К-р корабля дважды дал команду "Катапультируйтесь" при наборе высоты, но штурмана не среагировали. И лишь после вопля инструктора "Катапультируйтесь", штурман ушёл с высоты 5 метров на нисходящей части траектории, оператор покинул горящий самолёт через люк штурмана после его остановки, но он сам этого не помнит. У лётчиков от удара сработали ножные и плечевые обхваты - так и сгорели вместе с лайнером. О чём говорит этот эпизод? Если позволяет время, сначала надо давать команду "Внимание, экипаж", и лишь затем "Покинуть самолёт", т.к. экипаж, занятый своими делами, на исполнительную команду может сразу  не среагировать, как и было в данном случае.

     12 апреля 1989 года, аэродром Кульбакино, катастрофа ТУ-22м3, полковника Багаева Анатолия Ивановича. На взлёте в момент отрыва отлетела правая ПЧК. При крене 90 градусов на высоте 20 метров смог уйти только штурман, Саша Ручко. РП Паша Химченко успел дать только исполнительную команду "Покинуть самолёт", кстати, штурмана руководство авиации ВМФ лишь через два года наградило орденом Красной Звезды за спасение собственной жизни, в чём тоже проявился маразм нашей советской системы, которая только "посмертно" награждала быстро, да и то не всегда...

      РЕЗЮМЕ: команда "Прыжок" самая короткая, но она абстрактная - куда прыжок, зачем прыжок? Команда "Катапультируйтесь" - вроде бы конкретная, но трудно выговариваемая, да и не на всех ЛА есть катапульты. Команда "Покинуть самолёт", проста и понятна, почти идеальна, но она из двух слов.

     МОРАЛЬ - повторяю, лётный состав надо готовить так, чтобы им было без разницы, какую команду им даст РП, главное, успеть глянуть вниз, и если самолёт, вертолёт не падает на людей, эту команду БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ ВЫПОЛНИТЬ.

     Юрий, извиняюсь, что написал длинно, но коротко писать нет времени. В общем, надеюсь, что после моих мыслей, что я тут накрапал под настроение, Вы РП, за то, что дал команду "Прыжок" на авианосце «Адмирал Кузнецов», под суд отдавать не будете? (смеюсь).

      Про мнение комэски Алексея Близнюка насчёт команды "Прыжок" я написал.

     С Вашими словами, Юрий: «Лётчик остался жив вопреки той дурацкой команде! Если б он погиб, РП пошёл бы под трибунал!» - я категорически не согласен. ДЕЛО НЕ В КОМАНДАХ - А В ПОДГОТОВКЕ ЛЁТНОГО СОСТАВА... вот в чём собака зарыта. Как говорит мой дружбан Виталий Сундаков в одном из главных постулатов своей Школы ВЫЖИВАНИЯ - "Прежде чем войти, подумай о выходе", - так пожелаем нашим авиаторам,  как можно реже выходить "на свежий воздух", но к этому они должны быть готовы ВСЕГДА !!!... Как Остап Бендер, у которого это слово выражало его жизненное кредо «Всегда!!!»

    И ещё, пока писал это письмо, вот какая ещё мысль пришла в фуражку 53-го размера. Те, кто внимателно прочитал замечательно глубокую книгу "Аэроузел-3" Александра Юрьевича Гарнаева, наверняка помнят эпизод, как он из-за своих ошибочных действий потерял фонарь. Некоторые ретивые знатоки авиации на форумавиа.ру тут же сделали скороспелый, злорадный вывод, мол, Гарнаев вылетался, пора на пенсию, раз допускает такие "детские" ошибки. Этим недоумкам и в голову не придёт, что налицо недочёты в эргономике кабины со стороны конструкторской мысли, которая вроде бы всё сделала, чтобы выпуск шасси и открытие фонаря лётчики не путали и конструктивно сделали разные рукоятки для этого. Но они не учли, что у пилотов-пилотажников богатая "фантазия", и они эту простейшую операцию - "шасси на выпуск" будут осуществлять не на траверзе или  посадочном курсе, как все нормальные лёДчики, а в положении кверху жопой, да ещё когда на тебя всякие знакопеременные перегрузки воздействуют. Т.е. эти два управляющих крана НИЗЗЯ было размещать в одной стороне кабины.

    Именно неучёт этого момента привёл к тому, что А.Ю.Гарнаев был 20-ым, у кого при выполнении этой операции сошёл фонарь кабины. Но самое анекдотичное, что появился ещё и 21-ый лётчик. Такую же ошибку потом допустил лётчик-испытатель 1-го класса, Герой  России, Владимир Аркадьевич Логиновский. Так ЧЁ ДЕ, блин? Менять, точнее, дорабатывать эргономику кабины или ограничить пилотаж этим пилотам-фантазёрам, которые в воздухе, что хотят, то и вытворяют? Конечно же нет. Просто лётчики перед полётом в кабине, зная этот "узкий" момент, на котором уже погорело два десятка товарищей до тебя, должны мысленно представить этот этап полёта, несколько раз перенести руку на кран шасси, добиваясь автоматизма действий, а воздухе при выполнении этой операции всегда держать под контролем, куда пошла ваша рука, и то ли она тянет? И если вы перед КАЖДЫМ полётом на такой пилотаж не будете заставлять себя проходить такой тренаж, то у вас всегда будет возожность войти в книгу рекордов Гиннеса и стать 22-ым, Хто своей мозолистой рукой, добровольно, сбросит фонарь с истребителя СУ-27, 33 и последующих серий...

    Повторяю для «тугодумов» - мнение, которое я тут высказал, лично МОЁ, и оно, возможно, не самое правильное, но цель этого опуса – обратить внимание действующего лётного состава на вопросы спасения жизней пассажиров, членов экипажа и своей собственной, дабы выработать свою, выстраданную концепсию по данному вопросу. Всем, кто у штурвала, желаю летать долго и счастливо, ну, и друзья-коллеги с наступающим Новым годом!!! Будем жить!!!

С уважением, полковник Чечель.

  П.С.  Поддерживаю мнение Альберта Ивановича. Делиться жизненным летчицким опытом можно и нужно.Даже если из тысячи причитавших один возьмет себе в "копилку", и это ему пригодится - уже не зря писал, Васильич. Жму кисть.
Виктор
Степаныч Казахский   15.12.2020


   

    


Рецензии
Поддерживаю мнение Альберта Ивановича. Делиться жизненным летчицким опытом можно
и нужно.Даже если из тысячи причитавших один возьмет себе в "копилку", и это ему пригодится - уже не зря писал, Васильич.

Жму кисть.
Виктор

Степаныч Казахский   15.12.2020 13:16     Заявить о нарушении
Благодарю за поддержку, дорогой - учту "при разливе"... Жму краба, ВВЧ.

Полковник Чечель   15.12.2020 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.