Сибиряки. 5. Рождение детей
Так было на Руси
Испокон веку на Руси не принято было кричать о любви. Просто жили, уважая, жалея друг друга, с почтением относились к старшим, рожали детишек!
В семье с детских лет прививали любовь и уважение к матери, женщине. Семеро братьев родились в большой и дружной семье сибиряков с 1919 по1933 годы: Андрей, Сергей, Михаил, Григорий, Николай, Иван и младшенький – Владимир! По всем приметам ожидали девочку - помощницу на старости лет, но...
В начале ХХ века состояние беременности составляло неотъемлемую часть женской повседневности. Женщина-крестьянка, находясь в браке, беременела постоянно на протяжении всего репродуктивного возраста. В среднем она рожала по 7-8 детей. Некоторые крестьянки рожали 10-11 раз. Именно в семьях сибиряков детишек был полон двор: мал-мала - меньше.
Считалось, что женщине во время беременности полезно смотреть и любоваться на маленьких здоровых ребят, часто взглядывать на мужа, чтобы дите было на него похоже, нельзя наступать на кривые предметы (дугу, коромысло, кочергу), иначе ребенок горбатым родится, сидеть на пороге, меже, перекрестке дорог, т.е. в местах, пограничных миру живых и миру мертвых. Также нельзя было заранее придумывать имя ребенку, говорить о сроке родов.
По приметам женщина, предпочитавшая во время беременности селедку, беременна мальчиком, а предпочитавшая свеклу, редьку – беременна девочкой. Как ни старалась Агриппина побольше есть свёклы и редьки, все равно Бог посылал им очередного мальчика! Как в народе говорят до сих пор: много мальчиков в семье - это значит, быть войне. Так и случилось...
В последние сроки беременности, в частности перед родами, беременным женщинам нужно было покаяться и причаститься. Роды принимались обычно опытными повивальными бабками, чаще всего рожали в бане, в хлеву, в овине, редко в избе. Бывали случаи и в поле, на сенокосе. На Руси этот процесс был овеян тайной. Роженице помогала повитуха, и присутствие отца здесь не требовалось. Но и без дела он не сидел. Его обязанностью было ходить с оружием вокруг бани (чаще всего рожали именно там) и охранять жену от злых сил. Древние славяне верили, что во время родов грань между мирами живых и мертвых становится очень тонкой, а значит, темные сущности могут проникнуть в наш мир.
Женщине после родов нельзя было месить хлеб, доить корову, сажать что-либо в огороде. Но это не всегда соблюдалось, если семеро по лавкам сидят. Если в семье дети часто умирали, то по обычаю в кумовья приглашали первого встречного: отец ребенка рано утром выходил из дома искать кума, считая, что его счастье перейдет новорожденному. Такого крестного считали «божьим кумом».
А часто бывало и так, что своему ребенку давали имя любимого или особенно богатого родственника, чтобы их дитя таким же богатым и счастливым был. Давали имя в память деда или бабки, называлось это: «по обычаю имя давать».
В народе говорили: «мальчик родится на подмогу, а девочка – на потеху», «с сыном дом наживешь, с дочкой остатки проживешь», «растить дочку, что лить воду в дырявую бочку».
На детей расходовались минимальные средства. Их одевали в обноски, в основном, они донашивали одежду своих старших братьев и сестер – пимы, сапоги, рубахи, порты, зипуны. Так было и в семье Ильи Макаровича.
Их семеро в семье росло сынов -
Надежда в старости, опора.
И сапоги старшого из братьёв
Носили младшие без спора.
Свидетельство о публикации №220121500946