По человеку и сила его
Еф.6:10: Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
Сила Божья, о которой говорится в послании, это сила воскресения, а не какая-то мистическая и непонятная сила. Та сила, которой Бог Отец воскресил Господа Иисуса (конец первой главы), действует в нас (начало второй главы), она воскресила нас к новой жизни, оживотворив. Это одна и та же сила. Жить новой жизнью, пользоваться плодами возрождения – и есть укрепляться Господом и могуществом силы Его в контексте этого послания.
Еф.6:11: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских
В 4:24 Павел уже говорил про облачение в нового человека, а здесь он пишет про облачение во всеоружие Божье. Интересно, что там в четвертой главе тоже говорится про истину, праведность, назидание в вере и т.д., т.е. элементы одежды нового человека и всеоружия Божьего перекликаются.
Тема второй половины четвертой главы – чистота повседневной жизни христианина, его новая жизнь, тема второй половины шестой главы – духовная брань христианина. Можно сделать вывод: духовная брань будет удаваться тому, кто ведет чистую повседневную жизнь. Зевей и Салман сказали Гедеону «по человеку и сила его». Можно перефразировать: «по воину и меч». Всеоружие Божье не придется впору плохонькому христианину.
Всеоружие Божье – это оружие, которое носит Сам Бог и которым Он может и хочет поделиться. Красивая иллюстрация: Ионафан поделился с Давидом не только верхней и прочей одеждой, но также мечом, луком и поясом (1Цар.18:3-4). Все наше оружие, которое есть у нас как у христиан, на самом деле не наше, а Божье. Им надо пользоваться в угодных Богу целях и угодными Богу методами. В 5:1 Павел уже призывал подражать Богу, использовать Божье всеоружие (истина, праведность и т.д.) – и есть такое подражание.
Согласно 4:27 сатана пытается закрепиться в жизни христиан и оказывать на нее свое влияние через неконтролируемый гнев (4:26), ложь (4:25), воровство (4:28), нездоровые разговоры (4:29). Еще он стремится воспрепятствовать распространению Евангелия и выполнению Божьего плана объединения и собирания всего под главою Христом (1:10).
Нам не надо выигрывать войну, Христос в ней уже победил через смерть и воскресение, об этом 1:19-22. Сила воскресения оживила и нас, посадив вместе с Ним, об этом вторая глава. Теперь нам надо облачиться в Его всеоружие и твердо стоять на своем месте, само существование церкви и есть Божья победа, наша новая жизнь и есть наше участие в этой победе (см. переклички между четвертой и шестой главами).
Питер О Брайен пишет, что выражение «правители мира» использовалось во втором веке нашей эры в астрологических и магических текстах в отношении планет и их влияния на человеческие дела, а также в отношении таких богов, как Сарапис и Гермес. Клинтон Арнольд предполагает, что оно могло относиться к ефесским божествам (Артемида и др.), возможно, Павел считал, что языческие боги тесно связаны с демоническими силами (1Кор.10:20). Обратившиеся ко Христу ефесяне могли опасаться мести языческих богов, Павел убеждает их, что победа за Христом, и перечисляет оружие для духовной борьбы.
«чтобы вам можно было стать против козней диавольских»: война в Древнем мире была более контактной. Сейчас сражения часто ведутся с помощью самолетов, ракет, пушек, раньше было больше противоборства на личном, контактном уровне. У каждого было свое место, была центральная фаланга, были фланги, и важно было, чтобы каждый устоял. Если где-то враг прорывался, он мог потом напасть на твоих товарищей сбоку или со спины.
Кстати, дальше Павел говорит про щит веры. Римские щиты использовались в том числе для того, чтобы делать общее заграждение в виде стены или крыши, когда враги стреляли из луков или шли в атаку с копьями. Здесь нет напрямую такой идеи, но можно использовать этот образ для рассуждения о коллективной, общей вере и общем спасении (Иуд.3). Мы спасаемся индивидуально, но все равно христианская жизнь – совместный проект, и мы влияем друг на друга самым явным образом. Церковь как здание, как хлеб, как лоза, как тело – все эти образы предполагают идею соборности и коллективности, а также связанности и взаимозависимости.
Какое личное применение можно сделать? На войне как на войне, от меня требуются стойкость и требовательность к себе. И еще: речь идет не о моей личной борьбе с грехом, не о моей маленькой войнушке. Мы сражаемся вместе со всеми остальными, мы часть народа Божьего и большой армии, и поэтому стоять надо еще и ради других. Нельзя сказать «я устал, я ухожу, мне надоело, у меня дела».
Еф.6:12: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Мы живем среди людей. Эти люди иногда ведут себя неправильно, иногда задевают нас, иногда искушают нас. Наша борьба – не против людей, а против духовной реальности, стоящей за этим.
Еф.6:13: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
День злой, возможно, это один из лукавых дней, упомянутых в 5:16, а также один из дней из лукавого века, упомянутого Павлом в Гал.1:4. Может быть, это о критических моментах в нашей жизни, когда дьявол и его силы особенно сильно стараются нам навредить и когда нам особенно нужно всеоружие Божье.
16.12.2020
Свидетельство о публикации №220121601041