О славных данковах замолвим мы слово!

Содержание:
1. МИФ О "ДРЕВНЕМ" ДОНКОВЕ
2. ГДЕ ОН, ПЕРВЫЙ ДОНКОВ?
3. КАК РОЖДАЛСЯ НОВЫЙ ДАНКОВ
4. ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЯЗОВЕНСКОГО ГОРОДИЩА
ЭПИЛОГ

 Для некоторых историков и краеведов отдельные моменты становления казачьего города Данкова (районный центр Липецкой области) довольно туманны. Существует даже твердое убеждение, что местоположений этого города было три!  Это так называемый , "Древний" Донков, основанный, якобы, около 1283 года на Стрешневском городище (левый берег Дона); затем, как предполагают,  город был переведен на другое место (локализация которого исследователям не совсем понятна, но приблизительно  - это район современного села Полибино, Данковского района, где была его сторожевая слобода).   Дата начала строительства этого второго, т.е.  "Старого Донкова", устанавливается исследователями по Разрядной книге - 1568 год.  Последнее, оно же современное, местоположение города - Вязовенское городище , дата рождения этого "Нового  Данкова" , по мнению ряда исследователей,  - 1619 год .
Незыблемость данной схемы зарождения и местоположения "трех Данковов" поддерживается авторитетом и липецких историков,  и "устными сказаниями дедов данковских казаков "до седьмого колена" и отдельными местными краеведами.  Однако, не принижая авторитеты, уважая труд всякого исследователя и народную память, данная статья призывает последовательно разобраться  в имеющихся архивных документах и опровергнуть  заблуждение  о "трех Данковах", датах их основания и локализации.

1. МИФ О "ДРЕВНЕМ" ДОНКОВЕ.
Начнем с так называемого "Древнего Донкова", дату основания которого принято считать рядом исследователей, ориентировочно - 1283 годом, т.е концом 13 века.
Надо отметить, что в документах  13 - 15 веков, включая летописи, нет ни одного письменного упоминания топонима  "Донков", так что русские средневековые люди этого периода ни о каком поселении с таким названием, видимо, даже не подозревали, следовательно, и нам надо относиться к термину "ДРЕВНИЙ Донков" скептически.
Мысль об основании в 13 веке  "Древнего" Донкова на месте Стрешневского городища  подпитывается  некорректной трактовкой сведений из Указной Грамоты Ивана Грозного, датированной 1569 годом. Указная грамота посвящена разбору спора двух епархий - Коломенской и Рязанской о принадлежности им двух церквей Рождества пресвятой Богородицы. Да, на дату возникшего спора одна из церквей располагалась, как написано  в Грамоте, в "Старом Донкове".  Год постройки этой церкви, предположительно, - 1283 (эта  ориентировочная дата "всплыла" расчетным путем,  как год начала служения епископа рязанского Максима). Но приравнивать год постройки церкви, которая явно строилась в поселении с  иным названием, не Донков,  к году  возникновению города "Древнего" Донкова - это в корне неверно.
О "древности" Донкова  свидетельствует лишь австрийский посол  Зигмунд Герберштейн. Его свидетельства относятся к началу 16 века (он проживал в Москве в 1517 и 1526 годах, записки были опубликованы позднее). Герберштейн пишет о  МЕСТНОСТИ ДОНКО, протяженностью вдоль Дона 24 немецких мили и расположенном здесь городе Донке «древнем, но разрушенном», через который шел сухопутный путь к Азову и от которого, через двадцать дней плаванья, можно добраться по Дону до Азова. Однако, безусловно доверять всем географическим свидетельствам Герберштейна нельзя: он работал, пользуясь своим хорошим знанием словенского языка, что позволяло ему  понимать русский, читать и копировать документы. Очень маловероятно, что он лично побывал в 1517 году на развалинах древнего города  и на месте изучал его историю, так как в то время не особо приветствовали путешествия послов для осмотра русской территории. Кроме того, нельзя дать гарантии, что все географические термины с русского, через словенский, получили правильный перевод на немецкий. Из этого свидетельства только можно  с твердостью утверждать, что в начале 16 века в Верхнем Подонье существовали руины   города, которые были, скорее всего, еще в первый его приезд описаны Гербенштейну купцами, как "древний, разрушенный город-пристань, расположенный у брода, через который идет дорога на Азов", а на месте этих руин на дату второго приезда Гербенштейна был возведен  Донков.
Итак,  на сегодняшний день в архивных документах встречается упоминание Донкова только с начала 16 века,  про "Древний Донков" 13 века стоит забыть, как о неподтвержденном мифе.

2. ГДЕ ОН, ПЕРВЫЙ ДОНКОВ?
С того времени, как возникает в документах топоним "Донков", город Дубок не упоминается, что наводит на определенные предпосылки считать первый Донков "правопреемником" територии именно разрушенного  Дубка.
Правда, встречается несколько мнений о  локализации Дубка: его современные историки "размещают" в разных местах Дона, а то и вдали от Дона. Но до сегодняшнего времени на правом берегу Дона существует деревня Дубки, Данковского района (левый берег Дона), в непосредственной близости от так называемого Княгинина брода, зафиксированного, и, следовательно, значимого, в Книге большому чертежу как "брод ниже Тараевой горы".  Кроме того, в «Списке русских городов дальних и ближних» русский историк М.Н.Тихомиров отнес город Дубок именно к этой точке.
В эту же местность относит  Книга Большому чертежу Старый Донков: две версты от Тараевой горы. Тараева гора - возвышенность правого берега Дона, отложив от ее основания чуть больше 4 км, попадаем на территорию села Полибино, Данковского района (правый берег Дона). Что здесь была Сторожевая слобода видно и из карт 19 века по надписи "Сторожево".  Из книги И.Добролюбова в описании церкви села Спасское ( это современное село Хитрово, расположенное опять же -  на правом берегу Дона, очень близко от Полибино) мы находим еще одно  свидетельство: село Спасское ( Хитровщино, Хитрово тож), названо "Старым Донковом", т.е. это еще одна слобода Старого Донкова.
Городище в районе села Стрешнева, существование которого в 14-17 веке  подтверждается археологическими находкам Верхне-Донской археологической экспедиции Института Археологии Академии Наук СССР (проводившейся под руководством В.И. Матвеевой в 1973 и 1976 гг.),  в книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»,  составленной в 19 веке, названо  также "Старым Данковом и старым Донковским Городищем". Но в 14-15 веках это городище  называлось явно не Донковом, и лишь с 16 века, после  присоединения Рязанского княжества к Москве, здесь возникла  левобережная слобода Старого Донкова (время сооружения укреплений на городище археолог В.И. Матвеева относит именно к XVI в.).
 Пожалуй, одно из первых упоминаний о Донкове (т.е.Старом Донкове) и, возможно, единственное  упоминание о начале его строительства, находится в книге Дунаева Б. И., изданной в 1916 году по материалам архива Министерства иностранных дел в Москве. Книга называется  "Преподобный Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в.: историческое исследование с приложением текстов дипломатических сношений России с Турцией в начале XVI ст."
Архивные материалы, помещенные в книге, дают довольно подробную информацию о дипломатических связях с Турцией  русского государства,  только что перенесшего в 1521 году опустошительное крымское нашествие Махмет Гирея.
 Информация, взятая из этой книги о передвижении посольских миссий, доводит до читателя понимание значимости пристани Старого Донкова и перспективы его развития.
Осенью 1522 года, в первый приезд турецкого посла Скиндер - Сака в Московское государство, желая отпустить его в обратную дорогу (в Царь-Град, он же Стамбул, Константинополь) , а с ним  направить в Стамбул русского посла Морозова Ивана Семеновича и сопровождавших их лиц,   Царь Василий III спрашивал мнение турецкого  посла по выбору безопасного пути, так как в это время крымский Царь Махмет Гирей "учинился нам недругом" и мог препятствовать прохождению посольского каравана. Варианты путей предлагались  следующие:  "полем ли или Доном или полем же на Азов". Искиндер (Скиндер - Сака) отвечал Великому Князю: "Государь мой  (т.е. турецкий царь Сулемен Салтан) послал меня к Великому Государю (т.е. к царю Василию III), а велел мне ехать на Крым, а приказал крымскому Царю, чтоб мне учинил провод до Великого Государя украины. А ныне то ведает Великий Государь куда меня отпустить. А моя мысль то, чтоб Великий государь отпустил меня Доном. Ино нам да и его послу итти безстрашно Доном".
Князь Великий в своем ответе дал понять турецкому послу , что как только будет возможность судоходства на верхнем Дону, послы будут отправлены по речному пути: "Как уж даст Бог, учнем мы тобя к брату своему (т.е. к турецкому Царю Сулемену Солтану) да и своего доброго человека к нему отпущати, и мы тогды тебе отпустим Доном..."
Первое пребывание турецкого посла в русском государстве продолжилось до весны 1523 года, после чего его и  русского посла Морозова "Ивана Семенова Князь Великий отпустил марта 30 и поехал с Москвы. А с Иваном послал Князь Великий Русина Бортнева, да подьячьего Михаила Захарова, да толмача Елболду. А клались в суды в Донкове. И пошли из Донкова в другую неделю по Велици дни и в неделю Мироноситцкую - апреля. А казаков резанцов послано с Иваном до Азова, которых ему воротити назад и которым побыти в Азове, 5 станиц. А в Кафу ему взять с собой и оставити тут 4 станицы. А с собою в Царь-город взяти Ивану 11 станиц." 19 мая они пришли в Азов.( 55 страница)
Интересно, что во второй свой приезд в Москву в 1524 году, Скиндер - Сака в обратный путь "...поехал на Путивль да на Крым, а Доном просился, а Князь Великий его Доном не пустил : некоторое прозябло слово от Скиндеревых людей и от сторонних, что Скиндерь послан смотрити место на Дону ставити город и того деля Доном не пущен".
 Вполне уместно допущение, что слова "на Дону ставити город"- это   первое упоминание о строительстве Донкова на месте руин древнего Дубка, о которых свидетельствовал Герберштейн. Следовательно, начало зарождения Донкова (Старого Донкова), почти напрямую подтверждаемое архивами,  можно отнести к 1521-24 годам, что несколько "удревняет" год основания города, принятого на сегодня как 1568.

3. КАК РОЖДАЛСЯ НОВЫЙ ДАНКОВ
Ко временам  Ивана Грозного относятся события по основанию Нового Данкова на 20 верст южнее по Дону, вблизи устья Вязовни.
На этот счет существует несколько  известных документов, хранящихся в РГАДА, основные из которых приводит в своих статьях исследователь А.С. Ракитин и которые будут рассмотрены ниже.
Но начнем мы с весьма любопытного документа от 18 февраля 1571, на который не часто обращалось внимание. 
Акты Московского государства за 1571 год содержат  "Боярский приговор об освобождении рязанских сторожей от службы на сторожах, а служить им рядовую службу; о назначении на их место на сторожи казаков из украинных городов; о замене путивльских севрюков, которые ездили на донецкие сторожи из найму, Путивльскими и Рыльскими детьми боярскими" .
Из Приговора мы получаем сведения о проходившем переселении казаков из Донкова на новое место -  в "Новый Данков", о льготных "каникулах" этим казакам от сторожевой службы на время устройства на новом месте и об использовании старого Донкова на цели чисто государственные.
Согласно этому Приговору, на Сосенские и Кадомские сторожи теперь предписывалось "ездить казакам из всех украинных городов по росписи, из которых городов к которым местам ближе и податнее, ОПРИЧЬ ДАНКОВСКИХ КАЗАКОВ, ТЕМ НЕ СТЕРЕЧИ, ДОКУДЫ УСЕЛЯТСЯ И ПАШНЮ НАЧНУТ ПАХАТИ И ЛГОТУ ОТСИДЯТ НА КОЛЬКИ ИМ ДАНО, А КАК ЛГОТУ ОТСИДЯТ, И ТОГДЫ ЖЕ ИМ СТЕРЕЧИ ПО ТОМУ ЖЕ КАК КАЗАКИ ВМЕСТЕ" .
 Город Старый  Донков отводился теперь  ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ТРЕХ СОТЕН СТОРОЖЕЙ РЯЗАНСКИХ ИЗ МИХАЙЛОВА, ПРОНСКА, ДЕДИЛОВА И УЧИНЕННЫХ НАД НИМИ "ДВУХ ГОЛОВ ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ ДОБРЫХ", которым предписывалось, переменяясь по очереди, два месяца вести охранную службу и отбивать от "государевой украины" нападения неприятелей.
«Разрядные книги 1475-1605 гг.»   приводят имена  тех "донковских" воевод  и голов.   Так за период  7077-7078гг. (1569-70гг.)  значатся :
"В сторожевом полку из Донкова воевода князь Борис Васильевичь Серебряной да казачей голова  с казаки Юрьи Булгаков сын Денисьева ; князь Михайло Лыков да голова Кушник Вердеревской ; воеводы князь Иван Петрович Шуйской да князь Иван Махметевич  Канбаров. И князь Ивану Канбарову велено ехать к Москве, а на ево место прислан Федор Васильевич Шереметев;  воевода князь Иван Иванович Козлина Тростенской  да Василей Петров сын Измайлов..."
Строительством Нового Донкова, как указано в Разрядных книгах, руководили воеводы  из Пронска и Михайлова :
"Тово же году ( 7076, т.е. в  1568 год ) ходили воеводы в Донков города ставить:   
Ис Пронска князь Володимер Курлятев да Григорей Сидаров.
С Михайлова князь Борис Васильевич Серебряной да Юрьи Булгаков сын Денисьева.
С Дедилова ходили воеводы  в тое  пору на Поле за Сосну князь Ондрей Васильевич Репнин да [234] Денис Ивашкин.
Тово же лета князь Володимер Курлятев да Григорей Сидоров в Донкове умерли."
Вышеназванная Указная грамота Ивана Грозного (от 1569г.) и Разрядные книги дают основания полагать, что строили новый посад слободами: стрелецкой, пушкарской, казацкой...,  одновременно с церквями, так как в 1569 году возник спор по главной, т.е. соборной церкви нового города между двумя епархиями - Коломенской и Рязанской.  Из архивных документов, приводимых А.С.Ракитиным в статье "В мятежное время и ныне после черкасского разорения", можно узнать название этих церквей: к 1619 году в Новом Данкове, помимо соборной церкви Рождества пресвятой богородицы (которая и в Старом Донкове была соборной),  были, по крайней мере, еще две церкви - Никольская и Богословская.
По «Сказкам жителей города Данкова», писаных в 1570-е годы, как сообщает А.С. Ракитин в  статье «Роль служилых людей города Данкова в строительстве и в заселении Белгородской черты» (РГАДА, г. Москва, сб. №1 «От Донца до Ворсклы», 2016, г. Белгород) :
«...в блаженные памяти при Государе, царе и великом князе Иване Восильевиче всеа Руси,  сторожевых месечных козаков устроено была 117 человек, а оклад им по петьдесят четвертей (земли) человеку, а денег по шти рублев. А полковых козаков была устроена по четыряста без семинатцати человек, а оклад им землею: пятидесятнику по сорок четьи, а десятникам по тридцати четьи, а редовым козакам по двадцати четвертей человеку. А денежного жалованья по пети рублев человеку.
А стрельцов была в Донкове устроено сто человек, а денежного жалованья им по два рубля с четвертью. И после того им доно земли: пятидесятнику стрелецкому десять четей земли, а редовым стрельцом по осьми четвертей.
Пушкарей была устроено десять человек, а затинщиков (тяжёлая пищаль) тритцать человек, а давана им денежноя жалованья по пять рублев. А после того устроены землею по четыря четверти человеку.
А беломестных отоманов была устроено тритцать человек, а жалованья им давана по семи рублев. И те отоманы сведены на Воронож. А земли им окладу не была».
Во вновь построенном посаде "Новый Данков" назначался свой воевода, с одним из  которых, как мы узнаем из статьи А.Ракитина "Из истории повседневной жизни воеводы допетровской Руси: П. И. Колтовский в Данкове (1621-1622 гг. )", горожанам  крайне не повезло. Его самодурство, самоуправство и алчность вынудили жителей города писать жалобы "Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу".
В жалобе излагались различные прегрешения воеводы, в том числе:
"Да тот же Перфирей (прим. - воевода Колтовский) которыя были стрельцы и козаки донковския сведены из городов в новой Донков з женами и з детьми – и он тех стрельцов и козаков з женами и з детьми из Донкова розпущал по городом и на Низ, и на Дон, а имал с них посулы и поминки."
В данном случае нам из жалобы интересно узнать, что  в Новом Данкове "стрельцы и козаки и пушкари и зотинщики и всякия донковския жилецкия люди " жили  с семьями и были переселены не только со Старого Донкова, но и с других городов.
Проживание же семей казаков в районе  Старого Донкова (у Княгинина брода) с этого периода, видимо, сводились к минимуму, либо совсем пресекалось - Старый Донков у Княгинина брода  становится "военной базой" служилых людей на государевой службе.

4. ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЯЗОВЕНСКОГО ГОРОДИЩА
Таким образом, к нашествию на Московское государство Петра Сагайдачного в 1618 году, на Дону существовали одновременно два Данкова: вблизи Княгинина брода находились военные остроги   Старого Донкова  (их было два), а обширный посад  Нового Данкова раскинулся  у Вязовенского городища, он имел на тот год воеводу Алексея Чубарова. 
Оба Донкова (старый и новый)   были  разорены черкасами (запорожскими казаками) в ходе рейда гетмана. В статье "В мятежное время и ныне после черкасского розоренья" А.С. Ракитин приводит следующую информацию об этом, на основании архивов.
-"По свидетельству данковских полковых казаков Панаски Летуновского (в источнике «Летунова») «со товарыщи», узнав о появлении в окрестностях Данкова войска Сагайдачного  (приблизительно во второй - третьей декаде июля 1618г), местный воевода Алексей Чубаров получил приказ перевести всех жителей в город Михайлов. Покидая Данков с семьями и скарбом, служилые люди не надеялись вернуться домой, плакали, прощались с могилами предков: «прощаются у могил, плач великой»13.
-"Собрав порох и свинец под руководством воротника Якима Акулова, часть данковских служилых людей двинулась к городу Пронску, однако по пути была разгромлена запорожцами. В этом неудавшемся походе много человек, в том числе и сам Акулов, были«побиты», порох и свинец достались неприятелю 14.
-"Федор Григорьевич Оладьин, назначенный в Москве новым воеводой, вез в Данков государеву казну, а также зелье и свинец «для осадново времени». Однако в пути «весть учинилась, что гетман Сайдачной Донковской острог взяли и сожгли» и Оладьину пришлось повернуть на Михайлов, где его пороховые запасы оказались осажденным как раз кстати ..."
Восстановление в 1618 - 1619 году Старого Донкова и Нового Данкова проходило с большими трудностями: крестьяне близлежащих деревень Донковского уезда не желали  восстанавливать ни уездный город Новый Данков, ни ездить в острог Старого Донкова: "А Донковского, государь, уезда, в деревни Баловневай да в деревне Хрущовай приказчики и старосты и крестьяне поделали себе крепи и в сполошное время и в приход воинских людей в Донков в осаду ко мне не бегают и для горадовые поделки не ездят"- докладывал царю Оладьин. И лебедянцы, "дети боярские и стрельцы и козаки и всякие служилые люди" отказывались восстанавливать Донковы. А оставшихся в посаде Нового Данкова "служивых людей стрельцов и козаков, пушкарей и затинщиков " осталось человек 190, и те - безлошадные. Прочих же казаков, поразбежавшихся с семьями по другим городам, возвращать было крайне проблематично.
Все же , к концу ноября Оладьин докладывал царю, что он "приехал в Донков октября в 26 день и донковских всяких людей собрал и на Донковском на Старом городище острожек поставил и всякими крепостьми укрепил".
Однако, удалось отстроить только острожек "в ветчаном остроге избираючись по пожарищам" (видимо,  на Старом  (Стрешневском) городище, где, скорее всего, стоял вестовой колокол).  Сам вестовой колокол, как докладывал Оладьин, "в пожаре растопился и в приход, государь, воинских людей по вестям и по полем и в слободах вести учинить нечим".
Но в Старом Донкове был еще "большой чертежной острог", который спалили черкасы почти полностью, а нового сделать было и неким и не из чего:  лес от Донковского острога находился более чем в 20 верстах.
В результате  было приказано, как отмечено в послужном списке Ф.Г.Аладьина:  "...по государеву указу и и по челобитью донковских всяких служилых и жилетцких людей, из Донкова Старово городища Донковской острог и наряд и зелье и свинец и всякие пушечные и хлебные запасы вывести и донковских служилых людей перевести на Везовенское городище. И велено ему острог поставить и всякими крепостьми укрепить и колодези покопать и тайники поделать и всякими крепостьми острог укрепить. И он, Федор, на Везовенском городище острог поставил и всякими крепостьми укрепил и наряд и зелье и свинец и всякие пушечные из Старого Донкова в новой в Везовенской острог перевез. И донковских всяких людей перевел и донковские всякие люди в новом Донкове на Везовенском городище поселились. "
Так было укреплен Вязовенский острог Нового Данкова, а Старый Донков с этого времени, стал терять свою военную значимость.

ЭПИЛОГ
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодня существуют довольно  убедительные основания для определения ключевых точек истории казачьего города Данкова, расположенного в Липецкой области,это:
1522-24гг. - годы рождения Старого Донкова на месте древних руин Дубка, у Княгинина брода, во время правления царя Василия III;
около 1568 года - закладка казаками из Старого Донкова, Пронска, Михайлова на новом месте, у Вязовенского городища  посада Нового Донкова , во время правления царя Ивана IV ( Грозного);
1618 год - нашествие Сагайдачного, остроги Старого Донкова и посад Нового Данкова порушены,  во время правления царя Михаила Федоровича;
1618 - 1619 год - укрепление древнего Вязовенского городища, начало "заката" значимости Старого Донкова, возрождение Нового Данкова, как города-стража русской земли.
Предшественником Донкова Старого является древний Черниговский, затем - Тарусский, затем - Московский и, наконец -Рязанский  город Дубок. Об этих  переходах Дубка "из рук в руки" можно узнать в статье "От истории древнего Дубка - к Куликову полю". 
Хотя  ни канцелярия Ивана Грозного, ни документы времен Михаила Федоровича Романова, приводимые выше,   не называют территориального предшественника Нового Данкова, Вязовенское городище, как мы предполагаем, могло быть древним городом "Бродеичем с местом", с этой версией можно ознакомиться в статье "Об одном участнике Куликовской битвы из "Докончания" князей".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.