Дин Рид как проект КГБ и американский власовец
Вот уж точно что-то, вытащенное из кучи старого чердачного
хлама. Но почему-то же он вдруг вспомнился...
Настоящее имя -- Dean Cyril Reed. Певец, киноактёр, кинорежис-
сёр весьма среднего пошиба, но с очень приторной лапочной внеш-
ностью. Супердушка. Левак, причём, похоже, чисто из хитрозадости
(это у него был типа маркетинговый ход). "Друг СССР", но таки
платный (лауреат премии Ленинского комсомола, но этой премией де-
ло не ограничилось: был ещё как минимум подкорм через концерты и
пластинки). Активничал в разных странах как левый протестун. В
начале 1960-х так заблистал песнями, что слава его в Южной Амери-
ке превзошла славу аж самого Элвиса Пресли, но я и из Пресли-то
одну песню чуть помню (по фильму "300 миль до Грейсланда"), да и
та мне не особо нравится.
В СССР во второй половине 1960-х он якобы тоже пользовался бе-
шеной популярностью. Наверное. Но это легко объясняется тем, что
он вообще был первым западным эстрадным певцом, допущенным в СССР.
Когда этот Рид решил осесть в "социалистическом лагере", в СССР
ему жить якобы не разрешили, а выделили для него ГДР, где уровень
жизни был повыше плюс немецкий порядок. По показаниям других сви-
детелей, жить в Советском Союзе Рид и сам не захотел (я его пони-
маю...).
Раздражал меня, ещё когда я был школьником, -- из-за выпячива-
ния его паскудной советской пропагандой, из-за вечнонаклеенной
улыбочки во всю ширь, женской причёски, позёристости и явной са-
мовлюблённости. Обустраивался через "разоблачение" родной страны
на радость СССР-у -- и очень ценился за это по нашу сторону
"железного занавеса": обычно ж, наоборот, "разоблачали" СССР на
радость США, а тут вдруг вот тебе раз.
Из письма Рида на родину:
"В Америке тысячи певцов моложе меня, привлекательнее внешне,
да и поющих лучше. Я никогда не смогу представлять коммерческой
ценности в глазах нормального американца. Я существо политическое
и таким останусь всегда. Быть и бунтарём, и американцем - в этом
нет ничего плохого!"
Можно сказать, сам признался.
Был ли он популярен в СССР на самом деле? В женской половине
наверняка: тут ведь обожали всяких таких иностранцев -- и какого-
нибудь Карела Гота были готовы хоть в зад целовать. Фигурировал
Рид многовато -- это да, но вряд ли по многочисленным просьбам
мужской части трудящихся.
Помню, поразило меня его интервью одной симпотной советской
тележурналисточке: трепясь с нею перед телекамерой, этот насквозь
халтуристый Дин положил дамочке свою верхнюю конечность на плечо.
Вот никогда я такого ни в каких других интервью не видел, поэтому
не могу сказать, что у американцев так было принято.
Видел я аж два фильма с его участием. Один назывался "Братья по
крови" (1975) и был снят им самим в ГДР как режиссёром. Показы-
вался в советских кинотеатрах и был, мягко говоря, никакой, но с
Дином на переднейшем плане. Подозреваю, что другие фильмы, сде-
ланные Дином в ГДР, были ещё хуже, но ведь хоть что-то от него
надо было показать советским гражданам в подкрепление версии о
творческом человеке, сбежавшем в СССР от американских ужасов.
Второй смотренный мной фильм с этим Дином, "Los corsarios"
(1971), случайно попался мне в немецком супермаркете на уценённом
компакт-диске. Марш, под который в нём топал corsario Рид, был
передран из французского фильма "Жандарм из Сен-Тропе" (1964) с
Луи де Фюнесом.
Владимир Высоцкий называл Рида лизоблюдом. Леонид Брежнев ни
разу с Ридом не встретился, не подыграл родной госбезопасности в
пропагандистском спектакле (может, потому что внешность, манеры и
способ добычи пропитания этого перебежчика были Брежневу не более
симпатичны, чем мне).
В 1986 г. Рид был найден утонувшим в восточногерманском озере.
Якобы самоубился, но есть мнение, что помогли ему не ЦРУ-шники
даже, а Genossen из Штази. Конечно, он ещё и как "борец с сиониз-
мом" позиционировался, но вряд ли сильно нарвался на этом попри-
ще. В общем, сначала продал душу дьяволу ради успеха, а потом
дьявол пришёл за душой.
Кстати, Дин Рид был евреем по матери. С сайта isralove.org:
"Еще одна песня, которую Рид включил в свой репертуар, стала
'Моя аидише мама', которую певец посвятил своей матери Рут Анне
Браун. Впервые прозвучав в США в 1925 году, композиция сразу
завоевала популярность как гимн любви к матери. Никакие полити-
ческие пристрастия не способны поколебать настоящую любовь сына
к женщине, подарившей жизнь..."
Дин Рид быстро исчез из культурного пространства, как и положе-
но раздутой фигуре, на которую пропал манипуляторский спрос. Для
сравнения: Джо Дассен (1938-1980). Я вот не знаю даже, каких
взглядов он придерживался -- левых или правых (знаю только, что
еврей был), зато у меня отлично удерживаются в памяти его песни.
Между прочим, внешне довольно похожи ведь между собой Дин Рид,
Джо Дассен и примкнувший к ним киноактёр Курт Рассел. Получается,
востребованный типаж.
И вот кто это был такой, этот Дин Рид? Да американский аналог
Мстислава Растроповича, Рудольфа Нуреева и прочих бегунов, при-
гретых за враждебное отношение к СССР, только в ридовом случае
было труднее поддерживать миф о талантище, поскольку уж в песнях-
то и кино народ разбирается. В песенной части этот менестрель не
сделал ни одного собственного шлягера "на все времена", зато
много побирался перепевами: Bella ciao, Venceremos и т. п. Петь
умел, тут претензий к нему нету.
Заметим, что про любую страну можно не без подтасовок и натяжек
говорить много чего и положительного, и отрицательного, уж кто
что для себя выберет. И отрицательное можно говорить двояко: в
конструктивном ключе либо в подрывном. Опять же, кому что. Крити-
ки делятся на тех, кто хорошо кормятся со своего "базара" или хо-
тя бы стремятся с него кормиться, и на тех, кто критикуют из аль-
труистических соображений, из мести, обиды, мазохизма -- и за
свою критику скорее страдают, чем получают на пропитание.
Дин Рид -- это даже не американский власовец эпохи "холодной
войны", а много хуже: власовцы переходили на сторону врага неред-
ко под угрозой смерти от голода и холода, а став власовцами, от-
правлялись в основном под пули в окопы. Эта же американская дрянь
пошла тявкать на свою не худшую в общем Родину только потому, что
не заладилась карьера, а за тявкание получалась огромная поддерж-
ка от "геополитического противника".
Может быть, Рида прикончили за то, что он стал угрожать, что
перебежит обратно и "разоблачит" своих коммунистических "друзей".
Это вполне правдоподобно: кто однажды предал без острой на то
нужды жизненно важного характера, тот легко может повторить.
Трудновато припоминать случаи, когда бы официозная (или оппози-
ционная) пропаганда носилась с честным способным человеком, раз-
вивающим толковые и важные для общества идеи. Если тебе кажется,
что вот он, наконец подходящий пример, значит, скорее всего, ты
чего-то ещё не разглядел. Потому что если бы реально зачастую
выпячивали правильных людей, глядишь бы, и жизнь постепенно нала-
дилась в глобальном масштабе.
Раздувают, как правило, всякую шушеру -- по аж четырём фунда-
ментальным причинам.
Во-первых, шушеры много: есть из кого выбирать человечков с
нужным "профилем".
Во-вторых, с нечестными людьми легче сговариваться. Когда для
дела не хватает правды, они охотнее идут на ложь.
В-третьих, пропагандистским машинам обычно требуется что-то
для подрыва, а не конструктив.
В-четвёртых, здравомыслящие люди осмотрительны, сдержаны, осто-
рожны в высказываниях, а для пропаганды нужны яркость, категорич-
ность, где-то даже эпатаж, иначе затеряются ваши деятели в инфор-
мационном шуме.
Лично я антисоветчиком был (и остаюсь) очень умеренным, интел-
лигенцию воспринимаю критически независимо от того, либерастится
она или патриотится, так что моё нехорошее отношение к этому Дину
Риду -- отнюдь не на почве неприязни к СССР, а на почве отвращения
к типажу и к способу самопропиха и кормления.
В советское время Дин Рид позиционировался как "прогрессивный
американский певец и композитор". Теперь он для своих поклонников
(но чаще поклонниц) "американский бунтарь", "талантливый, краса-
вец, светлой и чистой души человек", "простецкий парень, очень
верил СССР, восхищался", "обаяния безграничного музыкант", "на-
стоящий человек и коммунист", "наивный молодой романтик того вре-
мени" и т. п. (взято с youtube.com). На самом деле он где-то со
времени своего временного переселения в Аргентину в начале 1960-х
был гэбэшным проектом, причём использовался не совсем в тёмную, а
может, и совсем не в тёмную.
Про "сидел" и "воевал" не смешите. "Воевал" он несколько дней,
на манер младшего Боровика в Афганистане, а сидел, как у нас в
Белоруссии нонче профессиональные либерастические протестуны
сидят, -- ради имиджа и подкормки либо по дурости. Да и сидел-то
всего ничего. Пыткам не подвергался.
По состоянию на 2020 год в англоязычной Википедии информация о
Дине Риде -- на полторы страницы печатного текста, в италоязычной
-- на полстраницы, в немецкоязычной -- на четыре страницы. В ста-
тье о Риде в немецкоязычной Википедии есть раздел "Рид и секрет-
ные службы". Оттуда:
"Когда Рид побратался с советским голкипером Львом Яшиным во
время чемпионата мира по футболу в Чили в 1962 году, он впервые
попал на заметку у ЦРУ. Есть подозрение, что за его высылкой из
Аргентины в 1966 году стояла секретная служба США, но это не
доказано.
С 1967 г. принимал участие в активной деятельности спецслужб
стран Варшавского договора. Это были различные пропагандистские
кампании, в которых Рид и спецслужбы преследовали одни и те же
цели.
В 1976 г. с Ридом контактировало Министерство государственной
безопасности ГДР. После этого он стал числиться неофициальным
сотрудником под кодовым именем Виктор. Он докладывал о визитах
дипломатов в посольство США в ГДР.
В 1977 году Служба государственной безопасности ГДР пыталась
убедить его шпионить за Ясиром Арафатом. Рид отказался и пожало-
вался Эриху Хонеккеру, который приказал, чтобы Рида больше не
беспокоили. После этого Штази перестала с ним работать."
Скромненько, но лишь потому, что появился доступ только к
архивам Штази, но не к архивам КГБ. Далее, надо не на архивы
равняться, а критически всматриваться в события.
Разумеется, Владимиру Высоцкому мелькание Рида в СССР было до
крайности обидным: Высоцкий ведь и мачо был, и свой в доску
(разве что в КПСС не состоял), и заводные патриотические песни
писал, в том числе к фильмам, и собирал полные залы на раз-два, и
даже на КГБ, вроде, подрабатывал, а официоз тут всё равно носился
не с ним, а с каким-то слащавым "певцом заграничным": по телеящи-
ку трындели про Рида, интервью с ним транслировали, возили его по
БАМ-ам, штамповали его пластинки с перепевами разными ("Хава
нагила" и пр.). А ещё ж этому импортному Дину режиссёрство устро-
или в ГДР и стабильно давали деньги на подражательную киносеряти-
ну. А когда творческий человек шибко переживает, он на нервной
почве ЧТО начинает обычно делать? Правильный ответ: избыточно
потреблять алкоголь. В общем, есть серьёзное подозрение, что
Высоцкого нашего процентов на 30% сжил со свету его ровесник и
конкурент Дин Рид.
"Зависть" -- не самое подходящее слово в описании отношения
Высоцкого к Дину Риду. Скорее возмущение несправедливостью и пре-
зрение. Ладно, имел место букет эмоций. Но в букете, скорее все-
го, доминировала не зависть. Кстати, если сравнивать, то Рид пел
техничнее, а Высоцкий -- содержательнее и почвеннее. Рид символи-
зировал манящую загадочную недоступную заграницу, Высоцкий --
русскую упорную живучесть, силу народной массы и угрюмую честную
жертвенность, когда прижимают обстоятельства ("но был один, кото-
рый не стрелял"). Рид был представителем сытого общества, Высоц-
кий -- поколения, заставшего ту войну в её особо жутком, российс-
ком варианте. Да, у Высоцкого это был сценический образ, несколь-
ко отличавшийся от его внутренней реальности, но этот образ был
именно такой -- и не совсем лживый (человек сложен).
Если очень потянет восхитится каким-нибудь втюхиваемым вам
героем, освежите в своей памяти следующее: 99% культурного ланд-
шафта и 99% массовых информационных потоков определяются не уст-
ремлениями кого-то к истине и всеобщему благополучию, а коммерче-
скими и манипулятивно-пропагандистскими интересами. Никто не
рвётся сделать вас более осведомлённым, более толковым, более
эффективным для вас самого: хотят только расколоть вас на деньги,
нейтрализовать, чтобы не путались под ногами, или куда-то напра-
вить в своих паскудных интересах, которые с вашими могут совпасть
разве что случайно. Если хотите жить хорошо и долго, наслаждай-
тесь песенками, пяльтесь на актрисок и т. п., но 1) не ищите себе
моральных лидеров среди тех, кого вам в качестве таковых подсовы-
вают, 2) не берите себе на вооружение поведенческие установки,
которые вам впаривают.
Из обсуждения:
"Попасть в места лишения свободы на забугорной территории Вам
не удалось. Каково там - Вы не знаете. В 1982 году в Ливанской
войне Вы не участвовали."
В отличие от некоторых Ридов, меня на забугорную территорию в
молодом рискованном возрасте побороться за права негров или хоть
кого-нибудь не выпускали (как и 99% сограждан). А теперь я уже
не настолько дурак, чтобы "садиться" из-за какой-то хрени.
Свидетельство о публикации №220121601298
Ирина Минаева 02.07.2022 18:51 Заявить о нарушении
Ирина Минаева 11.07.2022 12:33 Заявить о нарушении