Хадж

К моменту, когда я получил загранпаспорт, все группы паломников из Чечни и соседних республик были укомплектованы. Мое паломничество оказалось под угрозой, но в нашей республике появился отказник, место которого мне повезло занять. Я плохо разбираюсь в вопросах религии, посещать лекции для паломников у меня не вышло, и я боялся, что у меня будут проблемы. Хвала Аллаху проблем не было, так как с каждой группой бывает руководитель, который очень подробно объясняет, что и как надо делать и говорить. Самое незабываемое впечатление у меня было, когда впервые увидел Каабу, и ко мне пришло осознание того, что Аллах избрал меня из многих мусульман и позволил посетить это благословенное место. О такой милости я даже мечтать несмел. Не могу не сказать несколько слов и об источнике Зам-Зам, его вода действительно необычайно вкусная, не понимаю, что в этой воде особенного, но ее хочется пить снова и снова. Пил я ее очень много, еще и потому что после ее употребления чувствовал улучшение самочувствие. Считаю, за время паломничества человек становится намного лучше, верующие называют это божьей благодатью. Меня поразило количество паломников и особенно их национальный состав. Я и до поездки понимал, что среди всех народов есть мусульмане, но понимать единение мусульман разных народов и ощущать это единение, разные вещи. Помню, как-то возвращаясь с ночного намаза из Заповедной мечети, вспомнил, что дома (в номере отеля) только магазинный хлеб и решил купить лепешки. Маленькая пекарня, где пекли эти лепешки, была в жилом квартале, на этой улице освещение было не такое хорошее как на основных улицах. Когда увидел большую очередь, эту разношерстную толпу (практически каждый, в том числе и я, были в национальных одеждах), то подумал, что без острой необходимости не осмелился бы прийти в такое место, если бы не знал что это Мекка, а эти люди паломники. Я встал в конец очереди и медленно стал продвигаться вперед. В мусульманских странах стоят по две очереди мужская и женская, обслуживают по одному, то с одной очереди, то с другой. Время было не такое позднее, поэтому изредка появлялись и женщины, я подумал, вот будут идти чеченки, попрошу их на чеченском языке купить мне пару лепешек, а деньги отдам потом, когда буду забирать хлеб. В этот момент какой-то мужчина попытался пройти вперед без очереди, вызвав возмущение, практически всех кто там стоял. Языка я не понимал, но вроде подошедший говорил, что ему нужна только одна лепешка, а в ответ ему, что не важно, сколько тебе надо лепешек, прояви уважение к братьям. Мне стало стыдно за то, что мне в голову пришло воспользоваться тем, что эти люди не знают чеченского языка. Через какое-то время мимо прошли две чеченки, разговаривая между собой, а мне совесть не позволила обмануть братьев. В этом благословенном городе стараешься оценивать каждый свой шаг, ведь ты прибыл для исполнения фарда (обязанность), и стараешься ничем не нарушить его исполнение. Как только прибыли в Мекку, мы пошли делать обход Каабы – тlаваф (тlе+ва+пе — прежде чем подойти к стенам, пойти к племени). У Черного камня была давка, и руководитель группы сказал, что стараться прикоснуться к нему мы не будем, хватит, если сделаем жест руками, кто хочет, тот может уже сам прийти и выполнить эту сунну. Я выяснил, что во время хаджа, у этого камня давка круглосуточно, и поэтому пошел в мечеть с твердым настроем растолкать всех и прикоснуться к нему. Но почему-то увидев этих людей, подумал, а что если я оттолкну того, кто более меня достоин, выполнить эту сунну. Что я отвечу Господу в День Суда, когда Он спросит, почему я оттолкнул того кто был лучше меня? Я не нашел оправдания и решил, что лучше откажусь от выполнения этой сунны. Но в голову пришла другая мысль, а может можно толкаться, ведь не может быть, чтобы один я был прав, а все те, кто толкались в этой давке, были неправы. И я про себя решил, вот буду вглядываться в лица этих людей, и буду стараться выявить менее достойных. Сначала мой взгляд привлекли нищие, их выдавал внешний вид. Меня поразил их иман, возможно эти люди годами копили на эту поездку, скорее всего они живут в палатках (без удобств) и я даже думать не хотел о том в какие жилища им возвращаться, после совершения хаджа. Я понял, что этим людям я проигрываю. Потом я присмотрелся к остальным, их иман поразил меня не меньше. Эти люди с определенным достатком отвергли соблазны этой жизни и приехали искать довольства своего Господа, возможно, некоторые из них оставили свой бизнес на других людях и тем самым рисковали своим благосостоянием. Я увидел, что здесь  тоже проигрываю. И я в мыслях обратился к Господу: О Аллах! Ты тот, Кто видит, что на сердце у человека. Ты видишь, что я всем сердцем желаю прикоснуться к этому камню. Ты так же видишь что я не нашел даже одного, менее достойного, чтобы мне можно было его оттолкнуть. Прошу Тебя, прости меня за то, что я не выполню эту сунну. Уже много позже, размышляя над тем, почему в этом месте допускают давку, я пришел к предположению, что это возможно зашита от распространения болезней. Больные люди физически не способны выполнить эту сунну, как результат на камень не попадают болезнетворные микробы, а те, кто прикасается к этому камню, защищены без всяких медицинских препаратов. Про эту поездку можно рассказывать очень долго, все, что можно услышать или прочитать не сравнится с ощущениями, которые испытывает паломник. Туда хочется возвращаться вновь и вновь, возможно, человеку хочется того умиротворения, которое там испытывает. Скорее всего, человек начинает скучать по всем приятным моментам, которые испытал за время поездки.


Рецензии