К моменту, когда я получил загранпаспорт, все группы паломников из Чечни и соседних республик были укомплектованы. Мое паломничество оказалось под угрозой, но в нашей республике появился отказник, место которого мне повезло занять. Я плохо разбираюсь в вопросах религии, посещать лекции для паломников у меня не вышло, и я боялся, что у меня будут проблемы. Хвала Аллаху проблем не было, так как с каждой группой бывает руководитель, который очень подробно объясняет, что и как надо делать и говорить. Самое незабываемое впечатление у меня было, когда впервые увидел Каабу, и ко мне пришло осознание того, что Аллах избрал меня из многих мусульман и позволил посетить это благословенное место. О такой милости я даже мечтать несмел. Не могу не сказать несколько слов и об источнике Зам-Зам, его вода действительно необычайно вкусная, не понимаю, что в этой воде особенного, но ее хочется пить снова и снова. Пил я ее очень много, еще и потому что после ее употребления чувствовал улучшение самочувствие. Считаю, за время паломничества человек становится намного лучше, верующие называют это божьей благодатью. Меня поразило количество паломников и особенно их национальный состав. Я и до поездки понимал, что среди всех народов есть мусульмане, но понимать единение мусульман разных народов и ощущать это единение, разные вещи. Помню, как-то возвращаясь с ночного намаза из Заповедной мечети, вспомнил, что дома (в номере отеля) только магазинный хлеб и решил купить лепешки. Маленькая пекарня, где пекли эти лепешки, была в жилом квартале, на этой улице освещение было не такое хорошее как на основных улицах. Когда увидел большую очередь, эту разношерстную толпу (практически каждый, в том числе и я, были в национальных одеждах), то подумал, что без острой необходимости не осмелился бы прийти в такое место, если бы не знал что это Мекка, а эти люди паломники. Я встал в конец очереди и медленно стал продвигаться вперед. В мусульманских странах стоят по две очереди мужская и женская, обслуживают по одному, то с одной очереди, то с другой. Время было не такое позднее, поэтому изредка появлялись и женщины, я подумал, вот будут идти чеченки, попрошу их на чеченском языке купить мне пару лепешек, а деньги отдам потом, когда буду забирать хлеб. В этот момент какой-то мужчина попытался пройти вперед без очереди, вызвав возмущение, практически всех кто там стоял. Языка я не понимал, но вроде подошедший говорил, что ему нужна только одна лепешка, а в ответ ему, что не важно, сколько тебе надо лепешек, прояви уважение к братьям. Мне стало стыдно за то, что мне в голову пришло воспользоваться тем, что эти люди не знают чеченского языка. Через какое-то время мимо прошли две чеченки, разговаривая между собой, а мне совесть не позволила обмануть братьев. В этом благословенном городе стараешься оценивать каждый свой шаг, ведь ты прибыл для исполнения фарда (обязанность), и стараешься ничем не нарушить его исполнение. Как только прибыли в Мекку, мы пошли делать обход Каабы – тlаваф (тlе+ва+пе — прежде чем подойти к стенам, пойти к племени). У Черного камня была давка, и руководитель группы сказал, что стараться прикоснуться к нему мы не будем, хватит, если сделаем жест руками, кто хочет, тот может уже сам прийти и выполнить эту сунну. Я выяснил, что во время хаджа, у этого камня давка круглосуточно, и поэтому пошел в мечеть с твердым настроем растолкать всех и прикоснуться к нему. Но почему-то увидев этих людей, подумал, а что если я оттолкну того, кто более меня достоин, выполнить эту сунну. Что я отвечу Господу в День Суда, когда Он спросит, почему я оттолкнул того кто был лучше меня? Я не нашел оправдания и решил, что лучше откажусь от выполнения этой сунны. Но в голову пришла другая мысль, а может можно толкаться, ведь не может быть, чтобы один я был прав, а все те, кто толкались в этой давке, были неправы. И я про себя решил, вот буду вглядываться в лица этих людей, и буду стараться выявить менее достойных. Сначала мой взгляд привлекли нищие, их выдавал внешний вид. Меня поразил их иман, возможно эти люди годами копили на эту поездку, скорее всего они живут в палатках (без удобств) и я даже думать не хотел о том в какие жилища им возвращаться, после совершения хаджа. Я понял, что этим людям я проигрываю. Потом я присмотрелся к остальным, их иман поразил меня не меньше. Эти люди с определенным достатком отвергли соблазны этой жизни и приехали искать довольства своего Господа, возможно, некоторые из них оставили свой бизнес на других людях и тем самым рисковали своим благосостоянием. Я увидел, что здесь тоже проигрываю. И я в мыслях обратился к Господу: О Аллах! Ты тот, Кто видит, что на сердце у человека. Ты видишь, что я всем сердцем желаю прикоснуться к этому камню. Ты так же видишь что я не нашел даже одного, менее достойного, чтобы мне можно было его оттолкнуть. Прошу Тебя, прости меня за то, что я не выполню эту сунну. Уже много позже, размышляя над тем, почему в этом месте допускают давку, я пришел к предположению, что это возможно зашита от распространения болезней. Больные люди физически не способны выполнить эту сунну, как результат на камень не попадают болезнетворные микробы, а те, кто прикасается к этому камню, защищены без всяких медицинских препаратов. Про эту поездку можно рассказывать очень долго, все, что можно услышать или прочитать не сравнится с ощущениями, которые испытывает паломник. Туда хочется возвращаться вновь и вновь, возможно, человеку хочется того умиротворения, которое там испытывает. Скорее всего, человек начинает скучать по всем приятным моментам, которые испытал за время поездки.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.