Ящик с желаниями
Давным-давно под Йоль в местечке Хоулар, что находится на севере-западе Исландии, девушка по имени Уннер( переводится как волна) хлопотала на кухне: она пекла свои знаменитые на всю округу лаувабрауд, резные рождественские лепешки.
Вот уже первая партия была готова. Горячие, вкусно пахнущие, они лежали на большой тарелке, обсыхая от масла.
Уннер повернулась к печке, чтобы положить на сковороду лепешку, с красивым узором елочки да еще с плетением, а после снова повернулась к тарелке и вдруг увидела, что одной лепешки не хватает.
- Что это такое? Что за воришка появился здесь?
Она положила лепешку на сковороду, а сама тихо на цыпочках стала обходить кухню.
- Вот оно что? Вот кто ворует мои рождественские лепешки! – воскликнула Уннер и схватила за шиворот воришку.
Воришкой оказался йоласвейнар Гаттатевур. Уннер стразу узнала его по большому носу. Гаттатевур быстро доедал лепешку, пихая ее за обе щеки. Девушка подняла его за шиворот и стала трясти.
- Ах, ты маленький воришка! Разве тебе не говорили, что воровать плохо!
- Отпусти! Отпусти! – закричал Гаттатевур.
Он болтал ногами и руками, но ничего сделать не смог и продолжал болтаться в воздухе. Наконец он выбился из сил и поник.
- Уннер, твои лепешки такие вкусные! У них такой притягательный запах, что я пришел только лишь понюхать, но не удержался... и съел. Всего лишь одну!
Гаттатевур посмотрел на Уннер молящим взглядом.
- Отпусти меня, я тебе что-то интересное для тебя скажу!
- Что ты можешь такое интересное сказать?
- Отпусти и ты кое-что узнаешь. – маленький йоласвейнар улыбнулся своей широкой улыбкой, показывая все зубы и морща свой длинный нос.
- Ладно, - девушка опустила Гаттатевура на пол.
Уннер не была злой, она была доброй девушкой и к тому же очень красивой, у нее были длинные рыжие волосы, заплетенные в две толстые косы, и при этом на ее белом лице не было веснушек.
Она заметила мельком брошенный взгляд Гаттатевура на лепешки и, улыбнувшись, протянула ему еще одну.
- Держи. Мои лепешки и правду считаются самыми вкусными.
- Ты добрая, как твои лепешки, - йоласвейнар схватил лепешку, разорвал ее на две части, чтобы было в каждой руке по лепешке. Он стал с наслаждением откусывать лепешку то с одной руки, то с другой, так вкуснее.
- Ну, так что ты хотел мне сказать?
- Ты хочешь выйти замуж за Олафа, что живет на другой стороне залива?
- Ты его знаешь?
- Знаю. Но не в этом дело. – Гаттатевур не переставал жевать лепешку. – Помнишь, вы еще танцевали с ним на празднике? И ты тогда написала свое желание на записке и положила под горшочек с кашей на пороге?
Уннер внимательно слушала, она была очень удивлена тем, что этот маленький йоласвейнар был так осведомлен о ее мечтах выйти замуж за Олафа. К ней многие парни сватались, но она все ждала Олафа, а тот все не шел и не шел. Годы уходили, а красота не вечна.
- Так вот, - Гаттатевур снова откусил лепешку и с наслаждением зажевал ее, - твою записку я взял и отдал старухе Гриле. Это она меня послала забирать записки с мечтами детей, ну я и твои прихватил. Твоя записка лежит у нее в ящике и твое желание никогда не исполнится.
Девушка хоть и была доброй, но от услышанного , она очень рассердилась. Уннер схватила Гаттатевура и стала снова трясти его:
- Зачем? Зачем ты это сделал? Зачем!
А после заплакала, закрыв лицо ладонями:
- Я так люблю его, а он все не приходит свататься, он забыл, что обещал!
- Уннер, Уннер, не плачь, – маленький Гаттатевур чуть сам не плакал, ему так было жаль девушку.
- Это все Грила. Я не мог ослушаться. Я даже не должен тебе говорить об этом.
Уннер опустила ладони, ее слезы просохли.
- Говори, говори, где мне ее найти!
- Кого? Старуху Грилу? Ты сума сошла!
- Говори! – Уннер была очень рассерженной, - Нет, ты лучше отведешь меня к ней. И я ей покажу, как красть чужие желания!
Гаттатевур вздохнул и повиновался.
- Ты только возьми свои лепешки, долгий будет путь. Ну и подкрепиться надо бы на дорожку.
Он снова посмотрел на лепешки и тут же получил еще одну.
Когда они отправились в путь, была прекрасная погода, сверкал пушистый снежок, солнце сияло. Они шли по сугробам, оставляя глубокие следы. Гаттатевур был легким, поэтому он не проваливался или чуть проваливался в снег, но Уннер пришлось трудно. Ее ноги проваливались в снег до колена и она с трудом поспевала за йоласвейнаром.
- Быстрей, быстрей, - торопил ее Гаттатевур, - сейчас пурга начнется. Старуха уже знает, что ты идешь к ней.
- Откуда? Ну и пусть знает. Я ей все скажу...
Через некоторое время они дошли до горы, где жила Грила. Началась пурга, которая, как дикий зверь завывала и кидалась снежными хлопьями.
- Фу, успели – маленький йоласвейнар выглянул из-за большого камня. – Ты ей не говори, что я тебе показал путь.
- Не скажу. Куда дальше идти?
- Сюда, сюда! - Гаттатевур побежал между скалами.
- Вот там ее пещера. У входа лежит ее кот, Йолакоттур, он такой вредный и к тому же он большой жадина, тебе придется ему отдать лепешки, но не все, оставь для меня и старухи Грилы.
Гаттатевур исчез, а Уннер пошла к пещере, где жила старуха Грила.
У входа в пещеру лежал большой черный кот, который тут же выставил свои длинные когти и смотрел на нее своими большими глазами размером с блюдца.
- Я - Уннер, хочешь лепешки? У меня самые вкусные лепешки во всей Исландии.
Она вытащила из мешка половину лепешек и положила около когтей Йолакоттура, не показывая ему, что она его очень боится. Кот мурлыкнул и притянул к себе лепешки, а Уннер быстро пробежала мимо него в пещеру.
-Ловко ты моего кота приманила! – послышался скрипучий голос старухи Грилы.
- Добрый день, тетушка Грила. – Уннер была очень вежливой девушкой и к тому же хорошо воспитанной.
- Для кого он добрый, а для кого и нет – захихикала старуха Грила, - но мне понравилось, что ты меня назвала тетушкой, меня так еще никто не называл. Я тебя не сразу съем. С чем пожаловала?
- С лепешками! - Спохватилась Уннер, вытаскивая из мешка другую половину лепешек, - С гостинцем. С Добрым Йолем вас.
Старуха Грила взяла лепешки и понюхала их.
- А что же ты хочешь от меня?
- Записку моего желания! Хочу, чтобы оно исполнилось. Пожалуйста.
- Понятно. За Олафа замуж захотела? Хозяйкой в доме хочешь быть?
Старуха обошла свою пещеру. В пещере был беспорядок, пыль кругом и грязь, объедки и кости валялись кругом.
- Вот что. Скажи спасибо, что я тебя не съела. Давай сделаем так. Ты останешься у меня, будешь убирать мою пещеру, готовить еду, а я тебе отдам ящик со всеми записками, но твоей записки там не будет и твое желание никогда не исполнится. Выбор конечно за тобой, но у тебя нет выбора.
Горько стало Уннер, ведь шла она к Гриле за своим желанием, она хотела выйти замуж за Олава, хотела быть хозяйкой в его доме, хотела детей, чтобы в доме был детский смех, хотела быть счастливой.
- Чего еще я могла ждать от вас, тетушка Грила? О вас говорили только плохое, а я не верила. Вот из-за своего неверия я должна расплатиться своим счастьем. Я согласна. Если уж мне не суждено быть счастливой, то пусть другие будут.
Грила отдала ей сундук с записками. Он был очень тяжелым, Уннер едва несла его на руках, прижимая к сердцу. Она пошла к самому высокому камню, взобралась на него и открыла крышку ящика. И оттуда выпорхнули записки и полетели в разные стороны, ветер подхватил их и унес далеко -далеко, чтобы желания людей исполнялись.
- Летите, летите! Вы свободны! Пусть исполняются желания! Пусть исполняются все мечты!
Она кричала, поднимая руки, Уннер прощалась со своей мечтой.
Старуха издали смотрела на нее и потирала руки: она заполучила хорошую работницу себе, теперь в ее пещере будет всегда чисто и всегда будет вкусно пахнуть.
- Пусть поплачет. – пробубнила себе старуха Грила под нос.
Но старуха Грила просчиталась, она совершенно забыла, что в том ящике была еще одна записка с мечтой. Писал Олаф, он мечтал жениться на Уннер. Записка долетела до его дома и унеслась в куда-то небо.
И Олаф бросил все дела и вышел за порог.
- Быстрей, быстрей!
Маленький Гаттатевур махал ему своей ручкой.
– Да быстрее же, надо спасать Уннер. Я покажу тебе дорогу.
Йоласвейнар бежал по снегу, он останавливался, чтобы посмотреть на Олафа, махал ему рукой и снова бежал.
- Ты сделаешь предложение Уннер, она скажет -Да! И вы спасены. Ваше желание исполнится и тогда старуха Грила ничего не сможет сделать!
Олаф спешил за маленьким йоласвейнаром по сугробам, по ледяным тропам, по острым камням.
Олаф нашел Уннер около большого камня, девушка лежала на снегу и плакала, ее слезы превращались в льдинки, ей было очень холодно. Он поднял ее и вытер ей слезы.
- Уннер, ты будешь моей женой?
- Да! – Уннер не поняла откуда взялся Олаф, но сказала заветное - Да!
- Три раза надо сказать, три раза! – шептал за спиной Олафа Гаттатевур и дергал его рукав.
И Олаф и Уннер повторили три раза заветные слова.
- Что! Что такое? Кто посмел! – Кричала и ругалась старуха Грила, но Олафу и Уннер она была уже не страшна. Они любили друг друга и любовь была им защитой. Только маленький Гаттатевур испугался, он со страху залез в карман Олафа и сидел там тихо до тех пор, пока те не пришли домой.
- Вылезай, - Олаф постучал пальцем по карману. – Думаю, что тебе не надо показываться на глаза старухи Грилы. Будешь жить у нас. Там за печкой.
- И получать вкусную лепешку. – добавила Уннер.
От лепешек Гаттатевур никогда не отказывался и он согласился на такое вкусное предложение.
С тех пор они стали жить в доме Олафа. Олаф был хорошим рыбаком и охотником на тюленя, в доме всегда был достаток. Вскоре у Уннер и Олафа появились дети, а маленький Гаттатевур их стал нянчить в колыбели, чтобы они не плакали, чтобы у Уннер было больше времени для вкусных лепешек.
Все случилось для Уннер и Олафа самым хорошим образом, ведь, когда желаешь исполнений желаний другим, исполняются и твои желания, только желать надо с добром и от всего сердца.
Примечание:
Старуха Грила – великанша тролль, забирает непослушных детей и их съедает. Живет в Исландии в горной пещере.
Йолакоттур или Йольский кот – большой кот, он задирает тех детей, у которых нет обновки из шерсти, значит они себя плохо вели. Живет в пещере Грилы.
Йоласвейнары или Юла Ладс – дети-тролли старухи Грилы, сперва отрицательные герои, но после преобразились в гномов, они исполняют работу Санта-Клауса в Исландии. В исландкой мифологии их 13-ть по числу дней празднования Йоля.
Гаттатевур – имя йоласвейнара , 11-го сына Грилы. Гаттатевур или Нюхач, за три дня до наступления Йоля посещает дома людей. У него большой нос, он по запаху находит самые вкусную еду, любит рождественские лепешки.
Йоль - праздник зимнего солнцестояния, длится 13 дней и ночей.
Лаувабрауд – рождественские лепешки, красиво вырезанные, выпекаются только в Исландии.
Свидетельство о публикации №220121601846