Басан, басан, басана, или Ой, да невечерняя!

                "Не поймает, не догонит,
                Только кровь по жилам стонет.
                Стонет, душу разрывая, хоп-хоп-хоп,
                Не догонит, не поймает, хоп-хоп-хоп..."

     "Цыганочку" мы с мамой всегда танцевали на "бис". На этот раз - на выпускном у сына. Директора школы умотала вконец - плясали с ним. И вообще радости не было предела: будто Кембридж окончили. Но сын меня в тот день не строил. Хотя его мама была - в экстремальном мини (это потом - цыганский костюм в нужный момент, всегда с собой, "затейница" такая!) и веселилась, как пятиклассница. А потом обнаружила себя на крыше школы  с девчонками, его подругами, за распитием шампанского.
**
Самое распространенное по отношению к нам с мамой - "цыганочка". "Ну, та-цыганочка..."
 
 Хотя... в турпоездке по Кавказу меня принимали за свою  везде. "Таня-джан, почему свой язык не знаешь?" - обращались ко мне по-армянски, азербайджански, грузински с завидной регулярностью разные люди. Иногда компенсировала незнание "своего языка" танцами с восточным колоритом - как-то удавалось тогда схватить по ходу различия элементов женских партий (это только для нас - один фиг), чтоб не расстраивать аборигенов, и однажды восхитила филологического гида знанием (буквально четворостишие помнила) из Паруйра Севака.

  Но у себя "на стационаре" - мы только - "цыганочки". Особенно мама. Идешь домой. Звуки оркестра. Во двор высыпала чья-то свадьба. И мама, которая перед этим всю ночь демостративно пила   валерьянку,  конечно же, там. И  пляшет цыганочку. Соседи тут же призывно машут руками. Мол, а ты что же?.. Хочешь - не хочешь - надо соответствовать - тут же трясешь руками и плечами и идешь в круг. Народ же ждет, радуется.
 Когда мы перехали на Парковую, где рядом был ДК, мама пару раз приходила к нам с призом за  лучшее исполнение - само собой, цыганочки. (Хотя она и барыню могла, если что).
 
 Ее легко было расколоть-развести на любую цыганскую мелодию. В любом возрасте. Как бы она не "играла в войну", или не чувствовала себя "по погоде"...  Потому что при первых звуках у мусика начинало подрагивать плечо, и нога делала характерное движение, будто приподнимая воображаемую необъятную юбку.

   И... (су-удьба!) она всю жизнь мечтала станцевать цыганочку на свадьбе своей первой внучки. Аська не подвела - замуж вышла рано - в 20. Мама впервые стала бабушкой в неполные  45. Пляши, казалось бы, себе - да пляши!.. Но... Накануне наша ФОФ сломала руку, на свадебных тех фото - рука подвязана. Правая. Плясала, конечно. Но ... бабкинский триумф того мероприятия в  тети-Симином первом собственном ("кооперативном")кафе был омрачен. Впрочем, вскоре после той веселой  свадьбы (последней в большом родственном составе)... Не замедлило. Началось!

"Позолоти ручку,красавица! Всю правду скажу! Высоко ты, девка, летала, низко упала. Чуешь, нет?.." - мамин репертуар. Еще как чую! Я тоже порой, когда в  цыганском костюме, изображала... "Молодой, черноголовый, позолоти ручку - всю правду скажу!" Я-то говорила!.. По-честному.

"... и кто-то камень положил в его пртянутую руку..." - Софа порой ерничала.
 
Под копытом пыль клубится,
Несёт шальную кобылицу.
За ней конь лихой, задорный, хоп-хоп-хоп,
Молодой, черноголовый, хоп-хоп-хоп.
Ай, нэ-нэ-нэ, ай, нэ-нэ-нэ, хоп-хоп-хоп,
Молодой, черноголовый, хоп-хоп-хоп.

 "Разложи, цыганка, карты, разложи, и про свете догорающей свечи, расскажи о том, что было, расскажи, а о том что будет - лучше промолчи!..." -  Джема Халид тоже роскошна. 

 Если б  моя искусная гадалка ФОФ имела настоящую цыганскую кровь... Всем остальным она гадала правильно. Подружки - и ее, и мои, были довольны. Связала б по рукам и ногам обеих дочечек, заточила б в башню, крепость. "Спрячь за высоким забором девчонку..." За Софу не ручаюсь. А я б носа не высунула, прокрути ускоренную кинопленку вперед. И картам - поверила б! Книжки б читала и писала.

 А про "выкраду вместе с забором" - не уверена... Тоже мне Сивка- Бурка! Моя первая свекровь однажды даже озвучила(они с мамой обсуждали тогда, как нас с ейным "чадой" отвлечь от романа: история с поздним возвращением с чужой дачи, перепополошившая родителей всей тогдашней юной компании... Надо же, кому-то мы когда-то были нужны!..): "Их беда, что они живут в одном подъезде."
Вот именно! Порой мне кажется, что именно в этом и заключалась в самом деле беда. Глядишь, и поленился б так настырно "ловить", находись "объект" подальше территориально.
 
 ..."Обмани меня, цыганка, обмани, несусветную любовь наобещай, чтоб забыла я истерзанные дни, чтоб ..." Эх, чавелла!

 Кака-така любовь! Делать нечего дурам! Тоже мне горе! "Идите, девушки, домой".(Пьер-Жан Беранже).

 "Вернись, туман мне шепчет белый,вернись, ручей мне говорит!.."

***
Что-то опять на цыганочку сшибает: та безудержная отчаянная удаль и вера в Жизнь... Мамочка, где ты? Мы Там с тобой еще потанцуем цыганочку на бис. С Выходом.

***
 Ой, да невечерняя, невечерняя нитэ заря
Ой, заря, ой, да зорька,
Зорька виткак спотухала, спотухала,
Зорька виткак спотухала, спотухала,
Спотухала нитэ заря... - поет  Соня Тимофеева.

 ...Классика, ретро - спектакль "Мы - цыгане". С детства помню -  смотрели с мамой отрывки их него (обычно в праздники показывали) по телевизору много раз, и тут же мамины плечи начинали самопроизвольно двигаться в такт, и само собой, "дрожание плеч" всегда  переходило в  пляску.
"Из принципа" посмотрела тот спектакль в одни из "Московских каникул" полностью -  "в оригинале" - далеко, однако, неудобно располагается "Ромэн"...

..."Дела  нет мне до такого, до речистого,
Я любви, любви хотела чувства чистого
Да в душе огня уж нет, потухло зарево.

 Эх! Пой, звени, моя гитара, разговаривай!.. " ("О вопль женщин всех времен!..." Жители разных планет. Не договоримся. С речистыми и, тем более, с теми, кто наоборот... Счастья тем, кому повезло со Встречей!) Но до чего хороша, пластична Светлана Янковская!
И разве только она! Немыслимо хороши! Понимаю тех, из русской классики, кто терял голову из-за таких цыганских красавиц.

...Знаменитая "Цыганская венгерка" - в смысле классическое - Аполлона Григорьева - совсем не для танца. Длинное, горькое, выстраданное, отчаянное...

 "...Перебор… и квинта вновь
Ноет-завывает;
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает..."

"...Пусть больнее и больней
Занывают звуки,
Чтобы сердце поскорей
Лопнуло от муки!"

"...Шумно скачут сверху вниз
Звуки врассыпную,
Зазвенели, заплелись
В пляску круговую.
Словно табор целый здесь,
С визгом, свистом, криком
Заходил с восторгом весь
В упоеньи диком..."

  Но плясать  раньше  под ...("григорьевская «венгерка» в 1857 году стала популярным романсом, который  в исполнении цыганских хоров звучал во всех ресторанах и кабаках Москвы и Петербурга царской России..." - никуда от проф. не деться, не удержалась от "справки"...)

"Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
С голубыми ты глазами, моя душечка!.." 

... Личные ассоциации такие:

... Один из "свадебных годов"...( В наше время замуж выскакивали и женились очень рано, и года три подряд обычно случались свадебные бумы.
Пьян без вина и без хлеба сыт -
Это цыганская свадьба мчит! - Лора Анат, кураторша, потом подруга, любила это цветаевское, на сценречи многие читали).
 
  Так вот, приходим мы на свадьбу очередной подруги, чьей свидетельницей я быть отказалась по уважительной причине: через месяц собиралась стать мамой.  Ресторан "Центральный (в ту пору - "Курск"). Свадьба еврейская,  многочисленная -  человек сто(там одной родни на четверть штетла).
   Муз. группа талантлива. Ее солист - мой любимый преподаватель (ныне известный певец и художник), с которым мы оба развлекались на уроках как могли по причине случайного попадания в эти веселые стены (тогда еще молодого "кулька").

Ему я когда-то посвятила хулиганскую поэму, а он ставил мне по две  двойки в одну клеточку  и не пускал на занятия, прежде чем я правильно не попрошу прощения за опоздание, несмотря на то, что перед этим мы ехали в одном автобусе, светски общаясь, и он уступил мне место и открыл дверь альма-матер, пропуская,  но ловко метнулся за журналом и оказался в классе раньше меня.
                ...Что-то он пел в тот момент, но увидев нашу пару в дверях зала, по его знаку оркестр быстро перестраивается и играет это: "Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли...
С детства памятный напев,
Старый друг мой - ты ли?"

Лукавые глаза героя моей поэмы смеются, как тогда, на уроках:  «Что же ноешь ты, мое ретиво сердечко? Я увидел у нее на руке колечко!»  Колечко было очень уж   многозначительное - огромный живот под ажурным пончо.  "Басан, басан, басана, Басаната, басаната!."

 В той юной поэме (к слову, о лирическом герое) строчки в моем тогдашнем жанре: лирические репортажи (порой рифмованные), песни акынши (что вижу-слышу, то и пою). Тогда из соседнего кабинета слышалась "Кармен-сюита":
"Кармен-сюита.
Любовь убита
Грозящей двойкой.
Ах, милый, стоит ли?.."

А один мой взрослый  поклонник, вернее даже просто старший приятель поклонника-ровесника, звал меня Карменсита. "Ваше Сиятельство - Карменсита..."
 Блока тоже читали: "И слёзы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы..."
Что спорить: исплакались-изрыдались все вокруг!

Переплетение жанров - налицо. Вся жизнь - микс из самых противоречивых... Фантасмагория с песнями и плясками народов мира.

..."Табор уходит в Небо"...
Кстати... Самая известная цыганка советского кино - галахическая еврейка. Да и по глазам легко можно определить: не только "очи страстные и прекрасные", но и... Продолжите сами.

"Светлана Тома (псевдоним взят по фамилии её прабабушки) запомнилась зрителям в первую очередь по ролям цыганок: Маши (Живой труп, 1968), Рады (Табор уходит в небо, 1976) и Тины (Мой ласковый и нежный зверь, 1978), однако никаких цыганских корней у нее нет, по отцу она — русская, а по матери — еврейка. Её мать Ида Сауловна в 1930-е годы была связной коммунистического подполья в Бессарабии, вместе с сестрами Бертой, Саррой, Ревеккой, Адель, Анной в подвале своего дома прятала подпольщиков и содержала склад запрещенной литературы."

  Вот, хотела же просто потанцевать."Об этом", а не умничать, информировать, но никуда от себя, дурищи, не деться. Ай, ромалэ!

 
Кстати, ни у кого нет знакомого цыганского табора поблизости?..

Впрочем, тут же попалось роскошное видео - цыганского шоу-театра "Табор возвращается"... До чего хороши девчонки!

 А вдруг это знак - может, не торопиться? И (!..)доведется хоть разок здесь еще потрясти плечами?

"Ой, да невечерняя!.."


Рецензии