14. Любовь и кровь
Также о том, что современная эпоха под названием постмодерн очень точно описывается через такой архетип в концепции Пирсон, как Шут. И о том, как далее мне удалось обнаружить присутствие в мировой истории всей линейки архетипов. О том, что, благодаря идее цикличности, которая лежит в основе архетипов Пирсон, можно объяснить, почему наше время имеет столько странных совпадений с эпохой Нерона и Калигулы.
Затем был освещён вопрос, может ли такое быть, чтобы психические явления вроде архетипов влияли на поведение масс. Оказалось, что существует целый пласт явлений коллективной психики, к изучению которых наука почему-то потеряла интерес в последние 100 лет. Наконец, я затронул вопрос о том, можно ли цикличность истории объяснить с помощью бритвы Оккама, то есть приземлённо, без привлечения дополнительных категорий вроде коллективной психики.
И действительно. Начав с периода кризиса позднего Средневековья, которую я соотнёс с эпохой архетипа Революционер, мы довольно бодро, руководствуясь одной лишь логикой, прошлись почти по всем эпохам. Охватив 10 архетипов из 12. Осталось только объяснить, как эпоха архетипа Искатель переходит в архетип Любовник, а последний – в Революционер.
А объяснить это просто. Искатель видит, как живут другие. И у него появляется мысль, что жизнь в его родных краях тоже может быть другой. Лучше. Так возникает соблазн.
Легче всего даются незначительные, косметические изменения. Чем мы хуже сарацинов, давайте тоже будем носить обувь с узким носком (пулены)? Давайте! А ещё давайте делать приталенные платья? Ну конечно! И со шнуровками?! И со шнуровками!!! Так может, чтоб два раза не вставать, нам и церкви в том же стиле строить: с заострённым верхом и резьбой? Точно! Гениально!
Соблазн, косметика – сами эти слова из арсенала Любовника, вы не находите? Но рано или поздно потенциал незначительных изменений исчерпывается. Готические соборы построены, романы про рыцарей написаны – а ведь хочется, чтобы и в жизни было так же красиво, как в книжке. Формируется запрос на более радикальные перемены. А это означает более высокие риски.
Представьте себя европейским феодалом. Дорогие восточные ткани и прочая роскошь требуют средств. Где их взять? Повысить продуктивность сельского хозяйства? Это очень долгий путь. Учёные из местного университета пока что научились лишь комментировать Кодекс Юстиниана, а как он поможет в агротехнологиях? Правда, есть алхимики, но тут всё ненадёжно. Может, лучше напасть на соседа и наложить контрибуцию? Опять же, продать в рабство военнопленных... Неплохая тема. Но необходимы инвестиции. Можно взять в долг у торговцев. Где гарантия, что всё получится? Если процесс пойдёт по наихудшему сценарию, кредиторов можно будет обвинить в заговоре или ереси и казнить.
А теперь представьте, что вы торговец, который вовремя уловил сложившийся в аристократии спрос на азиатскую роскошь. Организовал поставки, создал инфраструктуру. Торговля идёт хорошо, в кармане появилась звонкая монета. Во что вложить лишние деньги? Промышленная революция ещё не началась, поэтому заводы/пароходы строить пока рано. Самая лучшая тема – война. Находим способного полководца, кредитуем, ради возврата кредита мотивируем на соседа напасть… Вам двойная выгода: во-первых, вернёте деньги с прибылью; во-вторых, победитель получит дополнительные средства и будет покупать у вас ещё больше предметов роскоши. Где гарантия, что именно ваш заёмщик победит? А сразу обе стороны кредитовать! Вот и готова причина Столетней войны.
А где война, там рядом эпидемии и новые налоги. А новые налоги – значит, бунты. Ну а как цивилизация выходит из архетипа Революционер через поощрение Творца, говорилось ещё раньше.
Итак, мы сумели увидеть логику в чередовании исторических эпох, не прибегая к мистике. Для концепции Пирсон это одновременно и достоинство, и недостаток. Достоинство – потому что мы нашли независимое подтверждение того, что применительно к мировой истории концепция действительно работает. Недостаток – потому что принцип бритвы Оккама говорит: зачем нужны ещё какие-то архетипы, если цикличность истории банально описывается с помощью логики, то есть с позиции сугубо материалистических причин?
Вот об этом и поговорим в другой раз.
Впервые опубликовано 16 декабря 2020 года в https://t.me/rufuturism/19911
Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь;
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).
Свидетельство о публикации №220121600265