Поступок - 2 часть

(отрывок из романа "Когда с неба упадёт звезда" про мальчика Костю и двух его сестёр - Веру и Юлю)

В тот злополучный день Костю чуть раньше отпустили с работы. Поначалу он обрадовался, что окажется дома раньше обычного, но когда вышел на улицу из офиса компании «Восход», понял, что погорячился в своих восторгах. На улице всего за считанные секунды начался сильный ливень. Зонта у мальчика с собой не было, так как он не любил нагружать себя лишними вещами. На этот раз Константин понял, что, если он пойдёт под так любимыми им осадками, то непременно вымокнет, и уж точно промочит ноги, что может привести, не дай Бог, конечно, к простуде, которая, в свою очередь, не позволит ему пойти в школу, но самое главное — на работу.
Костя мог бы переждать где-нибудь дождь, но вблизи не было подходящего объекта, куда можно было бы зайти, но зато Костя увидел автобусную остановку и ухватился за неё как утопающий за спасательный круг. Он знал, что здесь ходит автобус, на котором вполне можно добраться до его дома, только займёт это чересчур много времени, потому что следует он в объезд, но зато домой он прибудет почти сухой. И мальчик выбрал из двух зол меньшее.
Костя быстрыми перебежками достиг автобусной остановки. Через считанные минуты подкатил автобус, народу там было порядочно: видимо, для многих горожан автобус стал единственным спасением от водной стихии. Мальчик с трудом втиснулся в автобус и пристроился у заднего стекла. Автобус проехал несколько остановок, а дождь всё не прекращался, потоки дождя стекали со стёкол, мешая Константину разглядывать окружающую местность. Но, по крайней мере, ему было тепло и сухо.
Внезапно мирный и неторопливый ход автобуса был нарушен женским криком:
— Ограбили! Держите вора!
Костя обернулся: неподалеку он увидел женщину средних лет, которая в панике пыталась метаться по забитому людьми салону автобуса.
— У меня только что вытащили вот из этого кармана пальто кошелёк! — для наглядности она вывернула левый карман наизнанку. — Там были все мои деньги.
— Я видела, как какой-то парень крутился возле Вас, — подала голос из дальнего угла автобуса сухонькая старушка.
— Остановите автобус! — бросилась пострадавшая к водительской кабине. — Только что была остановка, вор наверняка вышел.
Константин припомнил, что на предыдущей остановке как раз сошло порядочное количество народу. Женщина тем временем пыталась пробиться к водительской кабине, большая часть пассажиров, которая стремилась поскорее попасть домой, останавливала её. Но потерпевшая была неумолима.
— Как вы не понимаете: вор уйдёт, нужно срочно остановить автобус.
— Если даже мы сейчас остановим автобус, то того, кто украл у Вас деньги, всё равно уже не застанем. Не будет же он стоять и дожидаться, когда его поймают, — заметил пожилой мужчина интеллигентного вида, стоявший неподалеку от выхода.
Пострадавшая женщина призадумалась.
— И, вообще, — продолжал седой интеллигент, — он запросто может продолжать ехать сейчас с нами в автобусе, просто он затаился, пока Вы тут бушуете, а потом спокойно выйдет на своей остановке, и никто не обратит на него внимания.
«Надо же, как здраво и логично рассуждает», — подумал Константин.
— Вот, например, этот парень очень похож на того, которого я видел крутившимся возле Вас, — и к немалому Костиному удивлению пожилой пассажир указал именно на него.
Костя и рта раскрыть не успел, как многие пассажиры злополучного автобуса подтвердили догадку старика, а сама пострадавшая мигом вспомнила:
— Да, я приметила тебя, когда ты ещё только зашёл в автобус, а потом через некоторое время заметила, что ты крутишься возле меня.
— Вы ошибаетесь, — начал оправдываться мальчик. — Я как зашёл в автобус, так и стоял неподвижно возле окна и никуда не отходил. Я не знаю, кто Вас ограбил.
— Врёт он всё — не верьте ему, — тут же закричало несколько человек в автобусе. — Мы видели, как он крутился возле Вас.
— Давайте наконец остановим автобус и обыщем его как следует, — предложил высокий мужчина лет сорока. — Кошелёк должен быть при нём.
— Нет-нет, вы не имеете права, это же просто произвол, — пытался защищаться Константин. Он стал отодвигаться всё дальше и дальше от разъяренной толпы, казалось, готовой растерзать его на месте. Мальчик пытался вдавиться в стекло, если бы оно поддалось и неожиданно открылось, это было бы настоящим спасением, кажется, где-то в автобусах есть запасные выходы, которые открываются выдавливанием стекла, он бы, не задумываясь, соскочил на мокрую и скользкую мостовую.
— Давайте будем соблюдать права человека и закон, — вмешался пассажир, указавший на Костю. — Кража — это уголовное преступление, которое подлежит наказанию в соответствии с законом. Поэтому давайте вызовем полицию, она приедет, сделает обыск, составит протокол.
С этими словами пожилой блюститель закона вытащил из внутреннего кармана сотовый телефон.
— Нужно сначала остановить автобус, не будем же мы заниматься всем этим на ходу, — высказался кто-то из стана обвинителей мальчика.
— Не нужно ничего останавливать, всё равно все мы спешим. Нужно провести обыск самостоятельно, — двинулся к Косте пассажир, с самого начала выступивший с этой идеей.
— Не трогайте меня, пожалуйста, — в испуге воскликнул мальчик. Ему стало одновременно и противно и страшно от всех этих предложений предприимчивых пассажиров в отношении него.
Подходившие к Косте люди замерли на месте. Они как будто осознали, что им противостоит не какой-то матёрый преступник, а всего лишь пятнадцатилетний подросток.
— Ну, что? Может быть, сам признаешься? — спросил немолодой интеллигент, заваривший всю эту кашу.
— В чём? — начал было Константин, но тут же осёкся. Если он опять сейчас будет оправдываться и доказывать свою невиновность, то ничего хорошего из этого не выйдет и всё пойдёт по кругу. Но, едва представив, что будет, если сейчас сюда прибудет полиция, и начнутся так называемые следственные мероприятия, мальчик тут же принял решение.
— Знаете, я, действительно, украл эти деньги, — произнёс Костя как будто не своим голосом. Ему на самом деле казалось, что всё, что сейчас происходит, происходит не с ним.
Пассажиры потрясённо молчали: они явно не ожидали такой быстрой капитуляции.
— И где же мои деньги? — первой опомнилась потерпевшая.
         Константин наконец сообразил, что это добровольное признание только осложнит ему жизнь: ведь кошелёк он ей отдать не может, так как он у настоящего вора.
— Кошелёк я выбросил в окошко. Он был слишком большой и бросался в глаза, — интуитивно сообразил мальчик, как выйти из сложившегося положения.
— Тогда давай деньги, и обойдёмся без полиции, — заявил пожилой интеллигент.
— А сколько у Вас там было денег? — жалобно взглянул на женщину Костя.
Некоторые пассажиры удивлённо переглянулись и пожали плечами: мол, украл и даже не знает сколько.
— Понимаете, я быстро выхватил кошелек из кармана пальто, вытащил оттуда деньги и сунул в карман, а кошелёк выбросил в окошко, — вдохновенно сочинял мальчик, глядя доверчивыми глазами на хозяйку пропавших денег.
Та назвала сумму, она оказалась совсем небольшой. Костя мысленно поблагодарил Бога, что именно в тот день и час такая сумма нашлась у него.
Костя выглянул в окно — автобус как раз подъезжал к его остановке. Он пробрался к выходу и быстро выскочил из автобуса.
— А я ведь видела настоящего вора, — неожиданно обратилась к мальчику пожилая женщина, вышедшая с ним на одной остановке. — И вправду этот парень был похож на тебя: такая же куртка и фигура.
— А почему же Вы там молчали? — бросив недовольный взгляд вслед удалявшемуся автобусу, поинтересовался у женщины Костя.
— Да, как-то было страшновато, — смутилась пожилая женщина, — когда такая орава людей, одержимых идеей поймать преступника, набросилась бы.
Она поёжилась при одном лишь воспоминании о драме, разыгравшейся в автобусе.
— Я потом ещё успела заметить, что этот пацан выскочил на следующей же остановке. Я сначала хотела сказать об этом той женщине, но тут всё это и закрутилось… И дед этот был не прав, — с чувством превосходства сказала пожилая пассажирка злополучного автобуса.
— Конечно, зачем ему оставаться, чтобы его поймали, — согласился Константин. Он понял, что не вправе обвинять эту женщину, что она не решилась указать на настоящего преступника: сам-то он ведь тоже не сказал правду, что он не крал этих денег.
— Да-а, поездочка выдалась ещё та, — устало провёл Костя ладонью по лбу. — Никогда больше не поеду на автобусе.

Костя возвращался домой со смешанным чувством: с одной стороны, ему хотелось рассказать о том, что с ним произошло по пути домой, о несправедливом обвинении, выдвинутом против него его попутчиками. Но с другой стороны, мальчик представлял, какие глаза будут у его сестёр, когда он поведает им об этом происшествии. Особенно, конечно, у Веры, она, чего доброго, вообще, запретит ему выходить на улицу, ходить на работу.
Что же всё-таки делать? Эмоции так и переполняют его — нужно обязательно с кем-нибудь ими поделиться. И тут мальчика осенило: дедушка! Ну, конечно! Как он мог о нём забыть?! Вот, кто непременно должен понять его.
Константину повезло: Аркадий Иванович как раз возился с мойкой на кухне.
— Что-то случилось с мойкой? — недоумённо посмотрел на дедушку юный хозяин квартиры.
— Я мыл посуду, а кран капал. Вот, я и полез посмотреть под раковину: вдруг там какая-то неисправность, — принялся объяснять учёный-физик.
— Понятно, — пробормотал внук. Весь его энтузиазм перед рассказом дедушке о коварных пассажирах автобуса как рукой сняло. Теперь Константин не знал даже, как начать этот разговор. — А где Вера с Юлей?
— Они вдвоём давно ушли к Кате. Томилина, кажется, её фамилия. Конечно, им скучно стало сидеть со стариком.
— Дед, какой же ты старик! С тобой всегда так интересно! — возразил Костя.
— Ладно, ладно, — улыбнулся дедушка.
— Ты ещё не ужинал? — задал вопрос Костя. Он подумал, что во время еды ему легче будет поведать дедушке о своих сегодняшних злоключениях.
— Ничего себе, — присвистнул Аркадий Иванович, — уже восемь часов, да, надо поужинать. Понимаешь, я пообедал и пошёл вздремнуть, а посуду мыть не стал. А незадолго до твоего прихода проснулся и отправился на кухню — помыть посуду. Нехорошо всё-таки в гостях и оставлять немытую посуду, вот я пошел, а тут такое с раковиной.
— Да, ладно, дед, у нас давно такое, — махнул рукой внук. — Ещё при маме этот кран капал. Давай лучше поужинаем, и девчонки скоро вернутся.

Через несколько минут они уже сидели за столом и уплетали овощной салат.
— Ты сегодня не промок? — спросил Аркадий Иванович у Кости. — Тут, видно, сильный дождь был: когда я проснулся, все деревья, тротуары и дома были мокрыми.
— Я-то почти не промок, но из-за этого ливня в такую историю влип, сейчас расскажу, — обрадовался Костя представившейся возможности.

Спустя некоторое время Аркадий Иванович Стрижов уже был в курсе всех злоключений Кости.
— Что скажешь? — мальчику просто не терпелось услышать авторитетное мнение деда.
Пожилой физик молча отложил вилку, промокнул салфеткой жирные губы и подпёр голову руками, как будто обдумывая решение какой-то задачи по физике:
— Знаешь, Костя, ситуация слишком трудная и неоднозначная, чтобы вот так сразу выдать решение.
— Дед, я же не задачу по физике прошу тебя решить или вывести теорему, а просто высказаться по этому случаю.
— Всё равно, тут нужно пораскинуть мозгами, — упорствовал пожилой профессор.
Костя покорно вздохнул и встал из-за стола, чтобы отнести грязную посуду в раковину.
— Мне кажется, что тут была достаточно сложная ситуация, у которой нет однозначного решения.
Константин быстро уселся обратно за стол.
— Безусловно, тебе было трудно одному отразить шквал возмущений озверевшей толпы, — начал рассуждать дедушка.
— Не такая уж там была толпа, — принялся противоречить ему внук.
— Погоди, — протестующе поднял руку Аркадий Иванович. — Ты ведь, прежде всего, хочешь услышать от меня: правильно ли ты поступил, признавшись в том, чего не совершал.
Костя молча кивнул.
— Так вот, мне кажется, что это было проявлением малодушия. А малодушие — это удел слабых и безвольных, которые при малейшей опасности идут на поводу, в данном случае, у толпы. А толпа — это такая сила, которой управляют только инстинкты и эмоции, в подавляющем большинстве случаев негативные.
— Да, но… — хотел возразить мальчик.
— Погоди, — прервал его дедушка. — Но, с другой стороны, когда человек берёт чужую вину на себя — это также заслуживает всяческого уважения и похвалы. Нужно иметь большое мужество, чтобы вытерпеть несправедливые обвинения в том, чего ты не совершал.
Мальчик испытующе смотрел на деда: он так и не мог понять, как тот относится к его поступку.
— В общем, — подвёл итог Аркадий Иванович, — я полагаю, что другого выхода тут просто быть не могло. Ещё неизвестно, какие были бы последствия, если бы эта толпа вызвала полицию.
Костя облегчённо перевёл дух — как хорошо, что дедушка на его стороне и прекрасно его понял.
— Зная твой прямолинейный характер, я был сначала удивлён, что ты выдержал такие ложные обвинения в свой адрес, — с удивлением произнес физик.
— Дедушка! — возмущённо заговорил мальчик. — Я думаю, на моём месте так поступил бы каждый. К тому же ты только что говорил о последствиях.
— Да-да конечно. Ладно, давай закончим этот разговор.
В этот момент раздался звонок в дверь.
— Девочки вернулись, — пошёл в прихожую Аркадий Иванович.
— Слушай, а давай им ничего говорить не будем, — предложил внук.
— Конечно. Зачем им волноваться?! Меньше будут знать — крепче будут спать, — подмигнул Косте дед.
Константин улыбнулся: как хорошо, что они понимают друг друга с полуслова.


Рецензии