Французы во Второй мировой войне. Часть 2

Окончание.
Часть 1. http://proza.ru/2020/12/15/547

«Свободная Франция»
Одновременно с поражением Франции началась история ее сопротивления оккупантам. Она связана, в первую очередь, с именем выдающегося французского военного, политического и государственного деятеля XX в. генерала Шарля де Голля.

Де Голль родился 22 ноября 1890 г. в аристократической семье и воспитывался в духе патриотизма и католицизма. После окончания высшего военного училища Сен-Сир он сражался на полях Первой мировой войны и закончил ее в чине капитана. В межвоенный период де Голль продолжал военную карьеру. Однако уже с середины 20-х годов его деятельность выходила далеко за рамки армейской службы. Он много писал и выступал с докладами. В четырех книгах де Голля — «Раздор в стане врага» (1924 г.), «На острие шпаги» (1932 г.), «За профессиональную армию» (1934 г.) и «Франция и ее армия» (1938 г.) — нашла отражение собственная военная доктрина автора и его жизненное кредо. Он по существу первым во Франции предсказал решающую роль танковых войск в будущей войне и представил себя как приверженца французского национализма и сторонника сильной исполнительной власти.

Де Голль был убежденным противником разработанной в Генеральном штабе французской армии оборонительной тактики, в основе которой лежала идея о неприступности «линии Мажино». Он предупреждал о губительности подобных взглядов и призывал к укреплению обороноспособности страны. Де Голль считал необходимым прежде всего формирование во Франции дополнительных танковых корпусов, укомплектованных машинами новейшего образца. Он искал сторонников в военных и политических кругах. В 1934 г. ему даже удалось познакомиться с Полем Рейно, но действенной поддержки своим идеям де Голль не добился.

В начале Второй мировой войны де Голля, служившего в чине полковника, назначили командующим танковыми войсками в Эльзасе. Когда в 1940 г. Германия предприняла стремительное наступление на Западном фронте, он получил приказ возглавить срочно сформированную бронетанковую дивизию. В течение всего мая она самоотверженно сражалась, неся большие потери. Противник имел огромный перевес в танках, артиллерии и авиации. За боевые заслуги де Голль был произведен в чин бригадного генерала

В Париже Поль Рейно при переформировании своего кабинета назначил де Голля заместителем военного министра. Генерал немедленно прибыл в столицу. Он упорно настаивал на продолжении войны и пытался убедить в этом Рейно. Де Голль предложил правительству перебраться в североафриканские владения Франции и вести борьбу, опираясь на огромную колониальную империю страны. Однако председатель совета министров предпочел передать власть маршалу Петэну. Тогда де Голль совершил беспрецедентный поступок. Он решительно отказался подчиниться новым французским властям, взявшим курс на капитуляцию, и 17 июня 1940 г. вылетел на военном самолете в Лондон.

В английской столице мятежный генерал незамедлительно встретился с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и заверил его в своем твердом намерении продолжать борьбу. 18 июня по лондонскому радио де Голль произнес знаменитую речь, обращенную к соотечественникам. В ней он доказывал, что положение Франции далеко не безнадежно, потому что начавшаяся война имеет мировой характер и ее исход не будет решен лишь битвой за Францию. Заканчивалась речь следующими словами: «Я, генерал де Голль, ныне находящийся в Лондоне, приглашаю французских офицеров и солдат, которые находятся на британской территории или смогут там оказаться, установить связь со мной. Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет». Так уже в июне 1940 г. был поднят флаг французского сопротивления врагу.

В Лондоне де Голль основал организацию «Свободная Франция», призванную вести борьбу против фашистской Германии на стороне Великобритании. Правительство Виши заочно приговорило де Голля к смертной казни за «дезертирство» и «измену». Тем не менее, к «Свободной Франции» начали присоединяться как военные, так и гражданские лица самых различных политических взглядов и убеждений. В конце 1940 г. их было всего 7 тыс. человек, менее чем через два года это число выросло в десять раз.

7 августа 1940 г. де Голль и Черчилль подписали соглашение относительно организации и использования французских добровольческих сил в Англии. Де Голль обязался сформировать эти силы и осуществлять верховное командование ими в соответствии с общими директивами британского правительства. Великобритания не признавала прав де Голля на осуществление государственной власти и рассматривала «свободных французов» только как добровольцев у себя на службе. Однако она обеспечивала де Голлю регулярную финансовую поддержку и дала ему возможность создать помимо военного гражданский орган. В распоряжение де Голля была также предоставлена английская радиостанция Би-би-си. Через нее «Свободная Франция» осуществляла пропагандистское вещание на Францию.

В первую очередь де Голль направил усилия на овладение французскими колониями, главным образом африканскими. С помощью своих сторонников он начал там активную пропаганду в пользу продолжения войны и присоединения к «Свободной Франции». Администрация Северной Африки категорически отклонила такие предложения и осталась верной вишистскому правительству. Иначе повели себя колонии Французской Экваториальной Африки. Уже в августе 1940 г. к де Голлю присоединился Чад. Через некоторое время на сторону генерала перешли Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун. О его признании заявили несколько небольших владений Франции в Тихом океане. Это был первый большой успех. Правда, в сентябре 1940 г. голлисты потерпели и серьезное поражение. Провалом окончилась экспедиция англо-французской эскадры, имевшая целью захватить важнейший порт Французской Западной Африки — Дакар. Гарнизон города остался на стороне Виши. И все же «Свободная Франция» теперь получила собственную территориальную базу на Африканском континенте. Это позволило де Голлю приступить к созданию своего «государственного аппарата» и решительно отмежеваться от правительства Виши.

27 октября 1940 г. де Голль выпустил Манифест относительно руководства французами во время войны. В нем он осуждал деятельность кабинета Петэна, говорил о незаконности его существования и называл коллаборационистов «случайными руководителями», подчинившимися врагу. Де Голль заявил, что от имени Франции он будет осуществлять власть с единственной целью — защитить страну от врага.

В самом конце 1940 г. было создано Управление политическими делами «Свободной Франции». Его работой руководил сам де Голль. Он же определил задачи Управления: «Создать и использовать информационные службы, занимающиеся сбором материалов о политической ситуации во Франции и в Империи. Организовать и поддерживать во Франции и в Империи движение «Свободная Франция» и постараться распространить его деятельность на старые и новые политические, социальные, религиозные, экономические, профессиональные и интеллектуальные организации и убедить их в необходимости в данный момент подчинить все личные интересы одному — национальному». Управление состояло из Генерального штаба и информационной службы. Им подчинялись три бюро. Первое определяло конкретные задачи. Второе должно было их осуществлять на территории Франции и колониальной империи. Впоследствии оно переросло в известное Центральное бюро осведомления и действия (БСРА). Третье занималось налаживанием контактов с зарубежными странами. Его представители были направлены де Голлем в различные регионы мира с тем, чтобы добиться признания «Свободной Франции» правительствами зарубежных государств.

В сентябре 1941 г. де Голль издал ордонанс о «Свободной Франции». Им учреждался Национальный комитет, временно осуществлявший функции государственной власти. Он был призван существовать до тех пор, «пока не будет создано представительство французского народа, способное независимо от врага выражать волю нации». В Национальный комитет вошли комиссары, назначенные его председателем генералом де Голлем: Рене Плевен (по координации деятельности комитета), Морис Дежан (по иностранным делам), Рене Кассен (юстиции и общественного образования), генерал Лежантийом (по военным делам), адмирал Мюзелье (военного и торгового флота), генерал Вален (по делам авиации), Андре Дьетельм (внутренних дел). Комиссары возглавляли национальные комиссариаты. Так в рамках «Свободной Франции» было создано некоторое подобие правительства.

Сотрудничество «Свободной Франции» (с июля 1942 г. — «Сражающейся Франции») с союзниками по антигитлеровской коалиции поначалу складывалось нелегко. Прежде всего, это касалось развития отношений де Голля с британским правительством, перед которым он отстаивал французские национальные интересы. Глава «Свободной Франции» стремился не допустить распространения влияния Англии во французских колониальных владениях.

Летом 1941 г. в результате совместной военной операции англичан со «свободными французами» был свергнут режим Виши во французских колониях на Ближнем Востоке — Сирии и Ливане. Весной 1942 г. Великобритания захватила остров Мадагаскар и устранила там вишистскую администрацию. Англичане хотели установить в этих французских владениях свою власть. Де Голль категорически воспрепятствовал этому и ценой огромных усилий и трудных дипломатических переговоров присоединил Сирию, Ливан и Мадагаскар к движению «Свободная Франция».

Сразу после начала Великой Отечественной войны де Голль от имени «Свободной Франции» выступил инициатором сотрудничества с СССР, который до этого поддерживал дипломатические отношения с Виши.

События 22 июня 1941 г. застали генерала в Африке. 30 июня правительство Виши заявило о разрыве дипломатических отношений с Советским Союзом. Полномочный представитель СССР при Виши А. Е. Богомолов был тут же отозван из Франции. Но уже 1 июля посол Советского Союза в Великобритании И. М. Майский телеграфировал из Лондона в Москву о том, что еще до разрыва с Виши его в частном порядке посетил представитель де Голля Кассен, «который от имени генерала передал симпатии и лучшие пожелания СССР» и вместе с тем «поднял вопрос об установлении тех или иных отношений между советским правительством и силами де Голля». В августе Кассен и Дежан вторично поставили перед И. М. Майским тот же вопрос. И 26 сентября 1941 г. посол СССР в Великобритании передал де Голлю официальный письменный ответ: «От имени моего правительства я имею честь уведомить Вас о том, что оно признает Вас как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились, которые сплотились вокруг Вас, поддерживая дело союзников».

Обе стороны приняли решение обменяться официальными представителями. В начале ноября 1941 г. в Великобританию был направлен А. Е. Богомолов в ранге чрезвычайного полномочного посла СССР при союзных правительствах в Лондоне. На него советское правительство возложило функции поддержания связи со «Свободной Францией». В Москву же выехали назначенные де Голлем Роже Гарро, Раймон Шмиттлен и военный представитель генерал Эрнест Пти.

Соединенные Штаты до вступления во Вторую мировую войну поддерживали дипломатические отношения с Виши. Однако американцы были заинтересованы в использовании французских островных колоний в Атлантическом и Тихом океанах, контролируемых «Свободной Францией», в качестве своих военных морских и воздушных баз.

После вступления США в войну на стороне союзников в декабре 1941 г. де Голль обратился к Соединенным Штатам с предложением установить дипломатические отношения. Официальный Вашингтон долго не давал главе «Свободой Франции» положительного ответа. Только в марте 1942 г. Соединенные Штаты признали власть деголлевского Национального комитета на островах Тихого океана. В июле 1942 г. правительство США опубликовало коммюнике о признании возглавляемой де Голлем организации.

Движение Сопротивления
Со второй половины 1940 г. на территории оккупированной Франции и в так называемой свободной зоне начали формироваться первые группы Сопротивления.

Самую активную роль в процессе противодействия оккупантам играла Французская коммунистическая партия. В опубликованном ей 10 июля Манифесте, нелегально распространенном по всей стране, определялись главные цели борьбы в создавшихся условиях — национальное и социальное освобождение и возрождение Франции, завоевание свободы и независимости французским народом. Коммунисты развернули широкую деятельность по изданию в подполье газеты «Юманите», брошюр и листовок. Они организовывали акты саботажа и покушения на оккупантов.

В 1941 г. в некоторых городах страны (Париже, Лионе, Марселе, Клермон-Ферране и др.) помимо коммунистических действовали и группы буржуазно-патриотического направления Сопротивления. Они вели антифашистскую пропаганду, издавали нелегальные листовки и газеты, собирали разведывательные данные.

К концу 1941 г. движение Сопротивления на территории Франции превратилось во внушительную действенную силу. В нем были представлены почти все слои французского общества.

Генерал де Голль поставил перед собой задачу объединить разрозненные силы Сопротивления вокруг «Свободной Франции». В связи с этим он выступил с рядом речей, где изложил программу возглавляемой им организации. В одной из них он заявил, что к первоначальному девизу «Свободной Франции» «Честь и Родина» теперь прибавляется еще один «Свобода. Равенство. Братство». «Мы хотим остаться верными, — подчеркнул де Голль, — демократическим принципам, которые дал нашим предкам гений нашей нации и которые являются ставкой в этой войне не на жизнь, а насмерть». Для того, чтобы практически приступить к объединению различных группировок Сопротивления под своим руководством, генерал начал направлять во Францию особые «политические миссии». Главная из них была поручена выдающемуся деятелю французского Сопротивления Жану Мулену.

В октябре 1941 г. Мулен по своей инициативе прибыл к де Голлю в Лондон. Он представил ему доклад об обстановке во Франции. Решающим условием всех дальнейших успехов Сопротивления Мулен считал немедленную и всестороннюю помощь со стороны английского правительства и генерала де Голля. Он просил оказать организациям Сопротивления политическую и моральную поддержку, предоставить в их распоряжение средства связи и финансовую помощь. Мулен произвел сильное впечатление на главу «Свободной Франции». Благодаря ему он впервые получил достоверные сведения о движении, развернувшемся на родине. Де Голль решил возложить на этого человека ответственную миссию — объединить все группировки Сопротивления и обеспечить их подчинение его руководству. В январе 1942 г. Мулен спрыгнул с парашютом в южной Франции.

Начиная с 1942 г. связи лондонской организации с движением Сопротивления стали приобретать систематический характер. При лондонском Национальном комитете был создан комиссариат по информации, который возглавил Жак Сустель. В его функции входило главным образом поставлять информацию о деятельности «Свободной Франции» различным радиостанциям мира, а также подпольным изданиям, выходившим на территории Франции.

Поначалу не все деятели Сопротивления ратовали за подчинение «Свободной Франции». Однако постепенно многие начали склоняться к этому. В Лондон стремились попасть руководители различных группировок Сопротивления, чтобы лично познакомиться с де Голлем. В течение 1942 г. у него побывали представители ушедших в подполье политических партий, социалисты Пьер Броссолет, Феликс Гуэн, Кристиан Пино, Андре Филип, радикал Пьер Мендес-Франс.

Большое значение имел визит в английскую столицу весной 1942 г. Пино. В проекте составленного им Манифеста глава «Свободной Франции» именовался представителем французского народа. Де Голль лично переработал Манифест, и Пино увез его во Францию. В июне 1942 г. он был опубликован в подпольной печати. В Манифесте осуждался режим Третьей республики, который привел страну к катастрофе, и режим Виши, сотрудничающий с фашистами. Декларировалось восстановление целостности территории Франции и ее империи по окончании войны. «Как только французы будут освобождены от вражеского угнетения, — подчеркивалось в документе, — все их внутренние свободы должны быть им возвращены. После изгнания врага с нашей территории все мужчины и женщины изберут Национальную ассамблею, которая сама решит судьбы нашей страны». По существу текст свидетельствовал о признании главой «Свободной Франции» основных демократических принципов. В нем было дано обещание созвать после освобождения полномочный парламент и восстановить в стране демократические свободы.

Появление Манифеста самым положительным образом сказалось на отношениях «Свободной Франции» с внутренним Сопротивлением. Некоммунистические организации теперь примыкали к де Голлю одна за другой. Генерал стремился также заручиться поддержкой коммунистов, осознавая, что именно ФКП является действенной силой Сопротивления. По настоянию де Голля коммунисты отправили к нему в Лондон в конце 1942 г. своего представителя Фернана Гренье. Генерал не разделял многих взглядов коммунистов, но пошел на сотрудничество с ними, понимая, что в настоящий момент это было совершенно необходимо.

Вот так проявила себя Франция на полях Второй мировой войны. Только благодаря де Голлю она вошла в число победителей, что, конечно, было сделано из политических целей. Реального же вклада Франция в победу над Германией не внесла, даже после высадки союзников в северной Франции и освобождения Парижа их вклад был намного меньше, чем мог бы быть.  Но зато т «маки»  прославились своей жестокостью по отношению к женщинам, которые имели связи с немецкими офицерами, а кое-кто даже родил от немцев детей. А что им было делать, если из французские мужчины предпочитали прятаться по подвалам, чем реально воевать с фашистами, а многие французы спокойно проводили время  немецких  лагерях для военнопленных.


Рецензии