Композитор Игорь Матета

Не знаю, как это было в Москве и других крупных городах России в 90-е годы, а у нас в Хабаровске существовали киоски, где продавались аудиокассеты с пиратскими записями некоторых концертов по телевидению. Вот тогда я купил кассету, где совсем молоденькая и совершенно мне незнакомая певица с экзотическим имеем Джемма Халид исполняла на передаче «Шарман-шоу» песни незнакомого мне композитора Игоря Матеты на слова известного поэта Леонида Дербенева.  Это были песни под названиями «Не печалясь» и «Не прибавляй печаль к печали».  Вроде поется об этом и том же, но и слова, и главное, музыкальное сопровождение были оригинальными, отличающимися от большинства песен попсы.  Вот тогда я узнал о существовании композитора Игоря Евгеньевича Матеты.  А потом уже по телевидению я слушал его песни в исполнении Маша Распутиной, Ярослава Евдокимова.  И уже много позднее увидел творческий вечер этого композитора, в название которого была включены слова из одной его песни – играй, музыкант.

Уроженец Днепропетровска. В 1990 году окончил Государственный музыкально педагогический институт им. Гнесиных, после чего активно работает в жанре поп-музыки. Работал с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Николай Зиновьев, Владимир Степанов, Сергей Каргашин, Симон Осиашвили, Анатолий Поперечный. Является автором таких хитов, как «Играй, Музыкант», «Живи, Страна», «Ты меня не буди», «Ты упал с Луны», «Больше не хочу», «Самый близкий человек», «Я такой не была», «Пьяный кучер», «Только ночь», «Вспоминать и не надо» (Ни к чему) и других. Его песни исполняют Маша Распутина, Филипп Киркоров, Лада Дэнс, Валерий Ободзинский, Александр Добрынин, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко , Джемма Халид, Наталья Штурм, Лариса Черникова, Татьяна Марцинковская, Ярослав Евдокимов, Вячеслав Ольховский, Сергей Переверзев, Елена Булычевская, Наталья Островая, Никита Фоминых, группа «Весна» и другие исполнители.

Работает в кино: автор музыки к кинофильмам «Аферы, Музыка, Любовь» (режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич), к сериалу «Всегда говори „всегда“» и последующим сезонам (режиссёр Алексей Козлов), «Персона нон грата», «Жил-был дед» . Автор музыки аттракциона братьев Запашных «Среди хищников».

С июня 2001 года возглавлял Комитет культуры Московской области, работал советником вице-губернатора Московской области.

ДИСКОГРАФИЯ
Игорь Матета. На белом коне
Попугай. Зелёные лосины от Владимира Вольфовича
Шлягеры Игоря Матеты#1
Шлягеры Игоря Матеты#2:
Маша Распутина. Я была на Венере
Маша Распутина. Ты меня не буди
Весна. Белые крылья любви
Весна. Самый близкий человек

Дети не пошли по папиной (и маминой тоже) линии. С женой Ирой он познакомился, когда они учились в музыкальном училище, и женился очень рано — в 18 лет. Старший сын — курсант военного училища, а младший (ему 7 лет) больше футболист, чем пианист.

Матету-старшего это не особенно огорчает. Ведь музыке или надо отдаваться полностью, или вообще не отдаваться. Ей, музыке, нужны исключительно одаренные, пускай даже немного ленивые личности. На худой конец — посредственные. Но с высочайшей трудоспособностью. Тогда, может, и получится толк.

Вот что я нашел на страницах  газеты «Московский комсомолец» о председателе по культуре правительства Московской области.

Хотя Матета убежден: от самого человека в творчестве мало что зависит. Есть сигналы свыше, которые вдруг начинает принимать сочинитель. И тогда все идет как по маслу.
— Это как рыбалка, — говорит Игорь Евгеньевич, — сидишь, удишь-удишь. А потом тебя как бы кто-то толкает под руку, диктует, возникает идея, концентрированная мысль...
В общем, и музыка — та же добыча радия: в грамм добыча, а в год — труды. Такие “сигналы” иногда озаряют и Матету. Популярный шлягер “Играй, музыкант!” для Маши Распутиной он сочинил за три минуты. Припев и запев. А уже вступление написал за утро следующего дня.

Такова судьба всех бессмертных хитов: “Битлз”, Дунаевский, Антонов — все это “концентрированные гениальные штучки”. Не зря “Море, море...” Антонова мы слушаем уже почти 30 лет и никак не можем наслушаться.

Встретились мы с ним в неформальной обстановке, так сказать, без галстуков. Есть в Ногинском районе дом отдыха “Боровое”, глубокое гладкое озеро и огромные сосны, куда вот уже три года ездит на уик-энд Матета с семьей. В местном клубе стоит старенький рояль, на котором Игорь Евгеньевич иногда музицирует. А так, старается побольше поспать и сделать что-нибудь для дома, для семьи.

Нас Матета встречает дымящимся костром и правильными шашлыками. В которых, по его мнению, все должно быть правильным. Подобранное мясо, пропорции специй и даже “правильный огонь”.

Меняемся рецептами и соглашаемся, что шашлыки, как и водка, бывают только хорошими и очень хорошими — даже если и “не совсем правильные”. Особенно когда голодный как волк.

Откуда у главного “культуриста” губернии такая редкая фамилия, и что она означает? Да, соглашается Игорь Евгеньевич, фамилия и впрямь редкая, за свои 38 лет он ни разу не встречал однофамильцев. “А только ближних и дальних родственников”, — смеется он.

А означать она может два понятия. В средние века в католической церкви было такое песнопение, называлось матет. И еще — у запорожских казаков были маленькие разведгруппы — матеты. Они ходили в тыл врага или, наоборот, за линию фронта и вредили неприятелю, как умели вредить только запорожцы. Матета родом из Днепропетровска, там когда-то и стояла “казацкая вольница”.

Спрашиваю, как он познакомился с Распутиной. И, по правде говоря, ожидаю нечто пикантное. Но ничего эдакого Игорь Евгеньевич не рассказывает. Было это в далеком 1986 году, он тогда учился в Гнесинском институте и мечтал создать что-нибудь такое, что сразу бы прозвучало. Друзья-коллеги сообщили ему, что в одном из ресторанов Измайловского комплекса поет совершенно уникальная девушка. И попросили сделать что-нибудь для нее.

Так они и познакомились где-то в дебрях ресторана. Конечно, то была совсем другая Маша, хотя цену себе к тому времени она уже знала. И на заказ, за деньги, не пела. А пела она прекрасно “Пугачиху” и английские песни.

Можно считать, что на музыкальный Олимп ее вывел Матета. В 1989 году он написал для нее первый альбом.

Песни Матеты исполняют Иосиф Кобзон, Маша Распутина, Лев Лещенко, Лариса Долина и ныне уже покойный Валерий Ободзинский. Миллионы слушателей знают его знаменитые песни “Играй, музыкант!”, “Живи, страна!”, “Ты упал с Луны”, “Ты меня не буди”.

В среднем в год он выпускает по хиту.
Особая страница в его биографии — Валерий Ободзинский. Перед ним он просто снимает шляпу. А когда по радио звучит знаменитая “Льет ли теплый дождь, падает ли снег...”, Игорь Евгеньевич становится будто загипнотизированным: певец всех времен и народов.

С ним Матета познакомился в 1994 году, причем совершенно неожиданно для себя. Про Ободзинского поговаривали, что он эмигрировал в Америку и там, перед русскими эмигрантами, исполняет свои замечательные шлягеры. И вдруг Леонид Дербенев — учитель и благодетель Матеты в творчестве — предлагает Игорю Евгеньевичу прямо сегодня вечером съездить на квартиру к Ободзинскому. И совместными усилиями реанимировать, вернуть на сцену знаменитого исполнителя. Ни в какую Америку тот не уезжал, а спивался в полной неизвестности в Москве.

Матету страшно поразила бедность и нищета, в которой жил Ободзинский. (Жил он у какой-то женщины, которая его любила и держала за талант.) Вместе с Дербеневым они написали два диска для певца, но “раскрутить” знаменитость, вернуть ему громкое имя не удалось. “Чтоб песни жили, — говорит Матета, — в них нужно вкладывать деньги. А спонсоров найти мы не смогли...”
— Говорят о каких-то баснословных гонорарах артистической богеме, — спрашиваю его. — Это правда?
— Исполнители всегда получают больше сочинителей, — отвечает он. — Но размеры гонораров сильно преувеличены. Благосостояние артистов в известной мере зависит от благосостояния общества. А если людям не на что купить колбасы, то им по большому счету не нужны ни наши концерты, ни диски. В целом хватает на нормальную жизнь и на дешевые отечественные автомобили.

Игорь Матета выпустил в свет 10 авторских альбомов. А альбом “Ты меня не буди” в 1998 г., по оценке дилерской сети, был лидером продаж в России.

Также он является автором музыкального фильма “Аферы, музыка, любовь”, который поставил известный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

В 1998 г. у Игоря Матеты в Государственном концертном зале “Россия” состоялся авторский концерт.

Сам Матета капитала не нажил. Дачи у него нет, хотя земельный участок где-то в Одинцовском районе имеется. На застройку то нет денег, то желания, а часто — ни того, ни другого одновременно.
...Как в той песне: наш костер в тумане светит, а искры гаснут на ветру. Становится прохладно — и мы перемещаемся в коттедж. Обстановка там спартанская: кровать, стол, тумбочка. Что и неудивительно: дом отдыха-то — минобороновский! Весьма простое убранство в домике, кажется, не смущает его владельца.

По характеру Игорь Евгеньевич не хозяин. Чтобы мастерить что-то своими руками, копаться в двигателе или на грядке, как это делают многие мужчины, — это не для него. Может раз в год “под давлением” супруги вкрутить в стену шуруп — да и то косо.

Он целые дни “пропадал” за фортепиано. Хотя по образованию — оркестровый музыкант. Под вдохновение может покашеварить: сварить вкусный наваристый борщ или приготовить “правильный” шашлык.

В творчестве никому не завидует, а только радуется за успехи коллег. Если они, успехи, есть. Открытием за последние годы стала Земфира: “просто удивительно, что она появилась”. К вопросу хороших и плохих песен относится по-философски. Еще Игорь Шаферан его учил: плохого в искусстве всегда больше, чем хорошего. Но плохое умирает, а настоящая вещь и прах, как говорится, переживет, и тленья избежит.

О своих лучших работах (он написал около 130 песен) не говорит — все дороги. Но оценку им должен ставить зритель, а не композитор. В последнее время по радио и ТВ часто звучит его песня “Подмосковье” (“Необъятная моя Россия” в исполнении Маши Распутиной — как только, так сразу — перекочевала в разряд классических патриотических).

Из досье “МК”. Игорь Матета родился в 1963 году в городе Днепропетровске (Украина). Служил в рядах Советской Армии. В 1990 году закончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу тромбона.

Был музыкальным руководителем театра “Шалом” и некоммерческой организации “Просвещение, милосердие”. С июля 2001 г. возглавляет Управление культуры Московской области.

Женат, имеет двух детей.

При слове “культура” у одних рука тянется к револьверу, а другие готовы пожертвовать последним, чтоб хоть как-то скрасить жизнь библиотекарей, музейщиков и всех, кого сегодня именуют бюджетниками.

К удивлению музыкальной общественности России, именно таким оказался известный композитор Игорь Матета, когда согласился стать и.о. председателя комитета по культуре Московской области. И взвалить на свои хрупкие композиторские плечи всю головную боль о дырявых крышах музыкальных школ и о монастырской бедности сельских “очагов культуры”.

В памяти многих еще жива “железная леди” Фурцева, которая радела за культуру в рамках СССР. А что может музыкант?

Далее я процитирую интервью Игоря Матеты корреспонденту «Московского комсомольца» много лет назад.

Спрашиваю: нет ли в планах председателя Комитета по культуре Московской области создание гимна Подмосковья? Ведь Москва такой гимн имеет, а чем губерния-то хуже?!
— Такое желание есть, — честно признается Игорь Евгеньевич. — Но гимн — это очень серьезная вещь, это раз. Во-вторых, такого заказа от губернатора Громова  я не получал. Гимн должен быть проверен временем. Сколько разных гимнов России за последние годы создали талантливые музыканты? А мы взяли прежний — СССР. Торопиться не надо.

В общем, обычный человек — с преимуществами и пороками. Почему генерал Громов именно ему предложил возглавить “передовой отряд” областной культуры, не знает. Но, обдумав предложение ровно три дня и три ночи, его принял.

Для меня и для многих других почитателей таланта Матеты-композитора этот шаг кажется необычным. Ведь в России многие выдающиеся актеры уже пробовали вытащить культуру. И ничего путного из этого не получилось. Он наступил на те же грабли? Землю попашем — попишем стихи?
— От творчества я не собираюсь отказываться, — признается он. — Хотя музыкой стал заниматься, конечно, меньше. Сегодня вот с утра посидел за роялем (за время беседы ему по сотовому телефону дважды звонила Лада Дэнс — она записывает какую-то его новую песню), и чисто хозяйских дел на работе уже поднакопилось. Но в “культуру” я пришел не один, а с командой. И это настоящие профессионалы в ремонте, реконструкции, в техническом оснащении наших “очагов культуры”. Без них мне просто нечего было бы делать.

В Подмосковье существует четыре драматических театра, а с недавних пор появился и пятый — “Русский балет” при Московской области. Им руководит народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Старая площадь выделила театру 4,5 млн. рублей на постановку “Золушки”. Премьера состоится 20 ноября в Малом театре.

Первое открытие, которое он совершил на своем новом посту, — библиотеки в губернии не только не утонули в океане рынка, а являются чуть ли не самыми посещаемыми по сравнению с другими регионами России. Их всего 1378, а записано — 1 млн. 786 тыс. человек, почти 30% населения. Каждый из читателей в среднем за год ходит за книжками четыре раза в год. Посещаемость улучшилась после пожара на Останкинской телебашне — в некоторых районах библиотеки являются единственным “очагом культуры и информации”.

Но это, разумеется, не значит, что с библиотеками нет проблем. Предстоит ремонт помещений, реализация глобальной программы по созданию в крупных городах современных библиотек — с Интернет-залами, конференц-залами и прочими “удобствами”.

Особая, как говорится, песня — его родная стихия: музыкальные школы и училища. За четыре месяца работы Игорь Евгеньевич не успел все объездить. Но заверяет, что при встрече с подрастающей музыкальной сменой он будет искать (и непременно найдет!) того или ту, которая прославит Подмосковье. И уж со своей стороны для молодого дарования сделает все возможное. Т.е. оплатит то образование, которое необходимо. (По договоренности с губернатором Громовым денег на таланты область жалеть не будет.)

Сегодня в области 270 муниципальных музыкальных школ (в них учатся около 65 тыс. человек) и 4 музыкальных училища — там обучаются 1113 студентов. Борис Громов подписал постановление на закупку нового музыкального оборудования.

Большая программа ожидается по музеям и выставочным залам. Всего их в губернии 78. Тут области есть чем гордиться. Дом-музей Чайковского в Клину, Антона Павловича Чехова — в Мелихове, отреставрированный музей Блока в Шахматове...

Только фондовых экспонатов насчитывается более 1,5 млн. экземпляров. И уже сейчас выделены средства на строительство фондохранилищ. Они, по сути, бесценны. Кто бы мог подумать, что в Савво-Сторожевском монастыре (точнее, музее, что на его территории) в Звенигороде сохранен старинный иконостас еще XVII века? И ведь его мастера отреставрировали, он уже стоит в самом монастыре! Кстати, там же хранится одна из двух православных Библий с иллюстрациями тоже XVII века.

Вот где непаханая туристическая целина! И ковать железо нужно, пока горячо. Музеи оборудуются современными компьютерами, создается единая информационная сесть. По Интернету можно будет узнать о любом музее все и даже совершить виртуальную экскурсию к концу 2002 г. Но, конечно, лучше один раз потрогать, чем 100 — увидеть по Интернету.

Область имеет 1110 городских и сельских дворцов культуры. На скольких из них сегодня висит амбарный замок — вот задача, которую решает Управление культуры. Тут работы непочатый край. Но в декабре в Красногорске состоится мощный фестиваль, где свое творчество покажут уцелевшие “очаги культуры”. Ожидается, что в финале примут участие около 800 участников.

Как ни странно для нового областного “культпреда”, много проблем в единственной и неповторимой областной филармонии. Где, как он полагал раньше, все должно быть в полном порядке.

По штатному расписанию там около 800 сотрудников — огромная культармия. Увы и ах, практически никакой академической и культурно-просветительской работы в массах областная филармония не ведет. Из многочисленных творческих коллективов известных можно по пальцам сосчитать: струнный квартет Алябьева, инструментальная капелла да студия “Поле”. Недавно там работала ревизионная комиссия. Коллегия решит, что делать дальше.
— А как быть с памятниками в Подмосковье? — спрашиваю я. — Это тоже ваша епархия. А без слез на них не взглянешь...
— У нас 5600 памятников, — говорит он. — Конечно, практически все они нуждаются в реставрации. Из областного бюджета в этом году выделено 19 млн. рублей, на следующий — 37. Всего на эти цели нам дают 150 млн. В эти дни мы стараемся привести в порядок “военные” памятники — к 60-летию разгрома немцев под Москвой.
— Памятники Ленина демонтировать не собираетесь? — снова спрашиваю я. — Некоторые из них просто не выдерживают никакой эстетической критики.
— Нет уж, снимать и разрушать мы ничего не планируем. В Риме сохранились памятники еще дохристианских времен. Конечно, Ленина лучше бы перезахоронить. Но памятники ему пускай стоят, такие, как и были поставлены. Это тоже наша история...

Как вы поняли, уважаемые читатели, это заметка в «Московском комсомольце» была опубликована 19 лет назад.  С тех пор многое изменилось в Подмосковье. Ушел из губернаторов генерал Громов, его место занял бывший депутат Госдумы Воробьев. Как это бывает, новый человек формирует свою команду. Поэтому Игорь Матета покинул пост председателя комитета по культуре области, который в настоящее время стал уже министерством культуры.  А Игорь Матета продолжил заниматься тем, что ему нравится – пишет музыку.  Он не такой распиаренный композитор, как его тезки Игорь Крутой, Игорь Николаев, Игорь Корнелюк, но его песни постоянно исполняются на концертах по телевидению и радио, особенно на творческих вечерах поэтов, с которыми сотрудничал Игорь – Леонид Дербенев, Анатолий Поперечный, Симон Осиашвили.  Песни Матеты постоянно в концертах Ярослава Евдокимова, Азизы, которая реанимирует песни, которые ранее пела Маша Распутина, другие популярные исполнители. Послушайте и вы, уважаемые читатели, песню Матеты в исполнении Ярослава Евдокима «Только ночь» или «Кафе у моря», вам они обязательно понравятся.


Рецензии