Знамение...

Знамение…
     Ночь была такая тёмная, что, казалось, всё просто исчезло в этом мире…
Ни зги…
       Я возвращалась от подруги детства, с которой не виделись уже лет десять.
Приезд в город своей юности всегда трогателен и светел. Воспоминания о счастливом и беззаботном времени согревали душу. Хотя давно уже снесли те деревянные дома, в которых прошло наше детство, только пять черёмушек и яблонька остались нетронутыми и хранили в памяти эти годы.
      Я едва узнала Людмилу (так звали мою подругу детства), передо мной предстала старая и неопрятная женщина, когда она улыбнулась мне, то оголился искривлённый рот без передних зубов.
- Лёлечка? – радостно воскликнула она, метнувшись мне навстречу.
- Люда! – обняв её, произнесла я…
         Мы разговаривали на кухне, широкой и просторной. Мой взгляд нечаянно упал на брошенный тулуп на полу, почему-то вывернутый наизнанку. Люда улыбнулась:
- Да, да! Это тот самый тулуп моего деда, в котором он пугал меня в детстве! А сейчас я мариновала огурцы и накинула его на них для стерилизации.
          Жизнь у неё была несладкая с самого рождения.  Во время родов умерла мама, убитый от горя отец не знал, что делать с этой крохой, да и боль потери любимой жены не отпускала и не давала принять малышку с открытым сердцем. Он уехал в столицу, оставив дочь на попечение родителей ушедшей в мир иной жены.
          Старики не сетовали, а, напротив, были рады принять малышку своего единственного ребёнка.
           Тарбазановы – их фамилия была знакома многим в городе. Это были зажиточные старики, лет шестидесяти. Имели большое хозяйство, сад, полный ягод, с теплицами, баней и прочими угодьями. Но основной достаток в дом приносил сам Михаил Тарбазанов был известный мастер – краснодеревщик, такой мебели, как он, больше не делал никто. А как он оформлял резьбой зеркала, комоды, буфеты, тумбочки! Слава о его золотых руках шла и в близлежащих городах области. Правда, и брал он за свою работу очень дорого. Но люди не жалели денег, подкапливали их и с радостью забирали мебель и зеркала, украшая свой дом. Иметь её от самого Тарбазанова считалось показателем состоятельности и роскоши.
      Такая мебель была и у моих родителей, она простояла три десятка лет, уже вышла из моды, но по-прежнему оставалась прочной и неповторимой.
Особенно роскошным было трюмо, около двух метров, оно почти упиралось в потолок, а его золочёные края вызывали восторг у знакомых и друзей.
           Дед Тарбазанов был угрюм, неразговорчив и всегда ходил в коротеньком удобном для него сером пиджачке и обязательно в кепке, такой же серой и неприметной. На бабку он бурчал иногда, а когда подходила к нему Люда- его внученька, его лицо озарялось улыбкой, такой нежной и светлой, полной любви к ней.
         Людочка росла болезненной, часто бабка заваривала травы, поила её морсами на ягодах, добавляя мёд. Но особенно долго она не могла заснуть на ночь. Измученные, они носили её на руках, убаюкивая…
Однажды дед произнёс:
- Если не будешь спать, то придёт Бабайка и унесёт тебя в лес от нас.
Людочка удивлённо спрашивала:
- А кто это такой? И снова не засыпала часами.
         Как-то дед решил проучить её: вывернул овчинный тулуп наизнанку, надел на себя, укрыл голову и стал ходить по двору и стучать в окно.
Бабка подыгрывала ему:
- Спи давай, милая! Вон он, Бабайка ходит, утащит в лес!
  Удивительно, но это подействовало! Стоило только показать на окно, как Людочка тут же успокаивалась и засыпала.
         Ради неё они и жили. Баловали, покупали всё, что она желала.
Однажды дед подарил Люде зеркальце с золотистым узорчатым обрамлением, такое красивое, что мы, девчонки, завидовали и просили хоть на минуточку подержать в своих руках.
          Шли годы. Подрастала Людочка. Старели Тарбазановы.
Как-то раз Люда, по привычке, заскочила во дворе в мастерскую, где работал дед.  В ужасе она замерла: он лежал на полу с осколком в груди, весь в крови, а напротив было разбитое вдребезги зеркало и овчинный тулуп, весь забрызганный кровью. Деда похоронили, положив в гроб тот самый осколок от зеркала, что убил его.
           Так они остались вдвоём с бабушкой, которая вскоре слегла совсем. Люде шёл тринадцатый год.   Привыкшие жить в достатке, они понимали, что долго так не протянут.
А Люда снова стала спать беспокойно. Ей всё казалось, что дед где-то рядом.
          Однажды в забытьи она услышала явно его голос, который требовал, чтобы она пошла в его мастерскую и там в инструментах нашла красивую коробочку резную. Люда, не помня себя, ночью, пробралась в мастерскую и стала искать коробочку. Нигде её не было.
- Вот ведь! Это явно был сон, - подумала она, как тут же споткнулась об ящик с инструментами и чуть не упала. Всё рассыпалось на пол, а среди инструментов сияла красотой узорчатая расписная коробочка.
Схватив её, Люда побежала в дом. И только там открыла коробочку.  В ней были деньги, много денег…  В коробочке лежал и маленький осколочек от зеркала. Разбудив бабушку, она всё ей рассказала.
            Но чудеса на этом не прекратились. Дед незримо стал оберегать её, и не только её, но и некоторых соседей, которые помогали Людмиле. Он словно предупреждал о несчастье.         Как-то прибежала к ним соседка баба Лиза вся в слезах и с иконой в руках.
-  Ваш дед спас нас от пожара! Захаронька мой заснул и не потушил папиросу. А я управлялась с коровой. Вдруг слышу шаги сзади, и кто-то стучит в окошко хлева. Обернулась – дед Тарбазанов в тулупе, вывернутом наизнанку, машет мне и показывает на мою избу, мол, беги скорее!
 Прибежала, а там уже кровать горит вовсю, и табуретка рядом дымится. Затушила, вовремя, а-то не видать мне бы своего Захароньки, да и избы тоже. А у порога в избу он оставил осколок от зеркала. Это Знамение нам всем, чтобы были осторожны! - с ужасом произнесла баба Лиза.
         Были и ещё случаи, когда призрак деда помогал избежать беды. И всегда люди находили осколки от зеркала. Знамение!
Но особенно он оберегал свою внучку.
       Ей было лет пятнадцать, когда вечером на неё напали трое насильников, потащили к реке. Но что-то необъяснимое произошло вдруг: какая-то огромная тень поднялась над ними, словно ураганом понесло их и сбросило в реку. Они едва выбрались из реки, а на руках были порезы от стекла…
 Тогда Люда только мимолётом увидела облик деда.
Через пять лет представилась и бабка. Людмиле шёл двадцатый год, она закончила ПТУ и работала обмотчицей на заводе железобетонных изделий.
        В деньгах она не испытывала нужды, а вот о женихе мечтала. Иногда уже юными девушками мы собирались у неё, мечтали, гадали на картах. Но большинство из нас училось в техникумах и институтах, поэтому домой мы приезжали только между сессиями, на каникулы. Парни часто шутили про Люду:
- Сидит Людка у окна и ждёт женихов!
          Но время шло… И встретила и Люда своего суженого. Саша Осипов – один из братьев –двойняшек. Хоть и были братья двойняшками, но отличались во всём: от внешнего вида до характера. Валера – худощавый, рассудительный и молчаливый, Сашка напротив- пухленький балагур и заводила. Своими шутками и прибаутками он сразу завоевал сердце Людмилы. Вскоре они поженились, на свадьбу приезжал и отец Людмилы, который так и жил в столице, имея уже свою семью, детей и внуков. Дом, в котором жили Тарбазановы – снесли, как и многие другие частные дома и на их месте построили новые пятиэтажки.
       А после сноса дома исчез и сам призрак деда Тарбазанова… Так казалось Людмиле.
Вскоре у Людмилы с Сашей появились сначала сын – Миша, названный так в честь деда, а потом и дочка – Светланка, пухленькая и похожая вся на отца.
       Всё складывалось счастливо. Подросли дети, Мишку вот-вот должны были забрать в армию.
        Как-то Сашка пришёл с работы сильно пьяный, едва держался на ногах и выпалил:
- Всё! Нет больше моего братика Валерки. Нашли его сегодня на скамейке в парке у ДК «Современник» мёртвым, внезапно остановилось сердце.
     После похорон брата Сашка запил и так и не смог остановиться: его выгоняли с одной работы, другой, третьей. Всегда клялся Людмиле и детям, что завяжет с пьянкой, но...
          А через три года в семье произошло горе, которое подкосило всех: из армии вернулся сын Мишка – красивый, возмужалый. Немного покутил с друзьями и устроился на денежную работу в шахту, в забой.
 Если бы знать тогда… Проработал он там только около двух месяцев. В одну из смен в шахте произошёл обвал. Погибло 6 шахтёров, среди них был и Мишка. Хоронили их всем городом. А Мишу похоронили рядом с могилой деда и бабушки.
         Людмила от горя почернела вся… А Сашка запил ещё сильнее. Вскоре у него стали отказывать ноги, потом и почки… Но он всё пил и пил… Людмилу с дочкой не обижал, но всегда умолял её сходить ему за чекушечкой. И она, ругаясь и ненавидя его, всё же приносила эту злосчастную водку.
            Сашка умер во сне… Просто не проснулся однажды утром.
Горе следовало одно за другим… И тогда Людмила в отчаянье на могиле деда воскликнула:
- Почему же ты не защищаешь меня свою любимую внучку! Сил моих больше нет так жить! Забери меня тогда к себе!
        Впервые за многие годы в эту ночь Людмила спала спокойно. А наутро встала будто заново рождена. Какая-то лёгкость была во всём теле и спокойствие на душе.
Она подошла к комоду, что остался от деда, открыла его и увидела зеркальце, то самое…
Взглянула на себя… Улыбнулась чему-то… И положила его на верх комода.
             Ей показалось, что что-то скрипнуло, оглянулась – и увидела в зеркальце отражение деда…
          С тех пор жизнь у них наладилась. Выросла Светлана, успешно закончила торговый техникум, удачно вышла замуж и родила дочку – Танюшку.
           Людмила сразу вышла на пенсию и стала помогать молодым с внучкой.
 Вся её нелёгкая судьба словно кинолентой промелькнула в моей голове.
Я уже подходила к дому… Посетовала на местную мэрию, что не заботится о горожанах, в такую темень и ни одного фонаря. Стояла такая ужасающая тишь, я даже слышала стук своих каблучков. Внезапно резкий толчок сзади мне под колени, который сбил меня с ног.
От неожиданности и боли я вскрикнула! Мимо меня промчалась огромная собака и остановилась невдалеке…Я с ужасом увидела, что нахожусь на самом краю открытого люка, ещё бы один мой шаг, и я провалилась бы в этот канализационный колодец. Выходит, эта собака спасла мне жизнь?!
    Колено было окровавлено, руки ломило от боли… Я поднялась… И увидела, что кто-то вдалеке уходит… Это была вовсе не собака… Дед Тарбазанов погрозил мне пальцем и исчез…
       А дома, обрабатывая раны, я обнаружила маленький осколок зеркала, впившийся в мою ладонь…
- Знамение! - произнесла тихо я сама себе…

             Рассказ опубликован в журнале "Футарк" № 0.9, 13 декабря  2020г.   
            


Рецензии