Стихи Н. Гумилева в романе Тихий Дон-2

Все вместе цвета розовый, серый, чёрный упоминаются не только при описании имения Ягодное, но и при описании ранения Григория Мелехова в 1914 году. "Григорий видел пепельно-серую тугую, бритую щеку венгерца... Страшный удар в голову сзади вырвал у Григория сознание. В последний раз открыл Григорий глаза, увидел раздутые розовые ноздри лошади." Всё "-змейкой скользнула облегчающая мысль. Гул и чёрная пустота". Видно, что этот эпизод связан тоже со сборником стихов Н. Гумилева "Жемчуга", где есть разделы:"Чёрный жемчуг", "Серый жемчуг", "Розовый жемчуг". Самоё близкое к состоянию раненого Григория стихотворение этого сборника "Покорность". Оно близко и к состоянию настоящего автора романа.
ПОКОРНОСТЬ
Только усталый достоин молиться богам,
Только влюбленный - ступать по весенним лугам!

На небе звезды и тихая грусть на земле,
Тихое "пусть" прозвучало и тает во мгле.

Это-покорность! Приди и склонись надо мной,
Бледная дева под траурно-черной фатой.

Край мой печален, затерян в болотной глуши,
Нету прекраснее края для скорбной души.

Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,
Я для него отрекаюсь от призрачных благ.

Что я:влюблён или просто смертельно устал?
Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал.

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.

Стало ясно, почему при описании Натальи Коршуновой используются опять три цвета:чёрный, серый, розовый. "Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка".


Рецензии