Искусство карьеры

Это маленькое рекламное агентство размещалось в небольшом дворе старой узкой улицы, не сразу и найдешь. И офис был маленький, тесный. Зато заказов на размещение рекламы в СМИ хватало, и каждая минута времени была занята работой до отказа.
Впрочем, выйти на свежий снежок покурить в начале рабочего дня – это святое. Так что утром снаружи всегда стояло несколько человек. Один сотрудник дежурил в арке двора: просигналить, не показался ли большой черный джип шефа.
– Едет!
Курильщики торопливо зашли внутрь. Через пару минут в дверь, пригнувшись, вошел директор агентства – такой же большой и грузный, как его автомобиль. Он повесил свою просторную куртку на вешалку и сказал негромко, обращаясь ко всем подчиненным:
– Внимание. С сегодняшнего дня моим заместителем назначается Стукало Нина Игоревна. Если она на кого пожалуется, сами знаете.
Все сами знали. Директор шуток не любил, а стиль его руководства отличался жесткостью.
– Вопросы? – спросил шеф. – Нет? Тогда работайте.
Люди вновь засуетились. Шеф прошел в свой кабинет, Нина прошла вслед за ним. Как только она скрылась, зазвучали голоса:
– Ничего себе новость!
– Странно, почему не Олю.
– Ага, у нее ведь заказчиков больше. И она пришла на два года раньше Нинки.
– Оля вообще опытнее!
Ольга сидела за своим столом и работала, изучала таблицы на мониторе, щелкала мышью. По ее лицу было непонятно, слышит ли она что-нибудь, а если слышит, то понимает ли.
– Она святая, что ли? – спросил кто-то и осекся.
Разговоры смолкли. Вернулась Нина, с тревогой глянула на Ольгу.
– Оленька, ты же понимаешь...
– Понимаю, – улыбнулась Ольга. – Не беспокойся. Я тебе помогу, если что. Мы ведь подруги.
Нина с облегчением выдохнула и ушла за свой стол.

Предрождественская неделя выдалась напряженной. Заказывали календари следующего года, и дизайнеры стонали – не успеваем! Сплошняком шли поздравительно-рекламные блоки в журналы, офис гудел, как трансформатор высокого напряжения. Нина пробегала в узких проходах между столами, на ходу раздавая распоряжения и попутно разговаривая по телефону.
– Да, Петюша. Нет, сейчас не могу, только в обед.
Все уже знали, что «Петюша» – ее бойфренд, с которым она недавно познакомилась, но уже рассчитывала жить долго и счастливо и умереть в один день. Во время перерывов на кофеек она делилась с самыми приближенными девчонками, в первую очередь с Олей, какой у нее Петя замечательный. Все знали, что Нина ужасно ревнива, и из-за своей несдержанности за последний год поссорилась с тремя любовниками. Понятно, что это не сделало ее мягче и добрее.
Петра все уже видели: он приходил на днях, что-то Нине занес, они начали шептаться, потом Нина заговорила на повышенных тонах. Петр обиделся. «Не хватало нам в офисе выяснения нежных отношений», – озабоченно шепнула Ольга кому-то из девушек и вмешалась. Сердитая Нина села за свой компьютер, а Оля вывела Петра во двор, по пути уговаривая его не обращать на Нину внимания. «Она вообще хорошая, просто на нее сейчас ответственность заместителя свалилась», – пояснила она. Во дворе она Петра окончательно успокоила и вернулась в агентство.
– Оль, спасибо, – улыбнулась ей Нина со своего рабочего места.

Дни шли за днями, и привычка Нины ходить с прижатым к уху телефоном, непрерывно разговаривая и в трубку, и с подчиненными, уже никого не удивляла. Однажды в понедельник в офис нагрянули сразу три клиента. От первого Нина избавилась, усадив его рядом с дизайнером, со вторым только начала разговаривать, как позвонил Петр, и заказчик с недоумением ждал минут десять. Тогда Ольга отвела его к своему столу, то есть спасла положение. Менеджеры, несмотря на занятость, понимающе переглядывались.
– Вот Нинка глупая, – шепнула одна девушка другой. – Треплется со своим любовником, а работа страдает.
– Если шеф узнает, он ее съест, – с готовностью подхватила вторая, оглядываясь. – Но Олька странная. Вместо того, чтоб подставить конкурентку, она ее спасает.
Они замолчали, потому что один из заказчиков повысил голос. Он сердился, что ему изготовили совершенно не такой макет бигборда, на который он рассчитывал. Нина подошла к нему с трубкой у уха и сделала попытку разобраться. Но тут ей в телефон, видимо, сказали что-то не то. Она закричала:
– Почему? Почему, если я тебя что-то прошу, то ты не можешь? А шляться неизвестно где до поздней ночи ты можешь? – Нина уже не видела никого и ничего, с покрасневшим лицом она отбежала в сторонку и продолжала. – Вот где ты вчера пропадал, а? Я тебя ждала! И телефон твой не отвечал!
Скандальный заказчик замер с открытым ртом, недоуменно глядя на Нину. Все, кто это наблюдал, затихли. Что сейчас будет?
Встала Ольга, взяла клиента под руку.
– Можно вас на минутку?
Она повела его в самый дальний закуток. Там на подоконнике стояли банки с кофе, коробки с чаем и сахаром, чайник с кипятком и чашки – то есть это был обычный офисный обеденный угол. Но была у него своя особенность: из окна открывался вид на город.
– Вам с сахаром? – спросила Ольга.
Она налила мужчине кофе, себе чаю.
– Посмотрите, – кивнула она.
В окне, словно в раме картины, проступали в акварельной вечерней дымке крыши города. Видны были старые и новые дома, церкви, бесконечные дали и холмы.
– Тут был дом, его сломали, и открылся этот замечательный пейзаж, – пояснила Ольга. – Он не простой, а психотерапевтический.
Мужчина отхлебнул кофе и кивнул. Видимо, начал успокаиваться.
– Отсюда вечером не хочется уходить, а во время работы так и тянет смотреть. Вам тоже нравится? Этот пейзаж располагает работников агентства к творчеству.
Через некоторое время совершенно оттаявший заказчик уселся рядом с дизайнером. Оказывается, это его сотрудники забыли дать дополнительные сведения, из-за чего и произошло недоразумение.

В другой раз скандал устроил сам Петр. Он ворвался в офис и с порога принялся на Нину наезжать: она, видите ли, что-то там забыла сделать или напомнить, и у него из-за нее проблемы. В ответ Нина закричала:
– Как ты смеешь меня упрекать! Это ты в последнее время пропадаешь!
У Нининого стола сидела женщина, пришедшая в агентство за минуту до скандала. Она только успела сказать, что клиника косметической хирургии хочет заказать размещение рекламного блока в нескольких журналах. Скандал продолжался по нарастающей и прекратился, как по сигналу, в момент, когда открылась дверь шефа. Он молча посмотрел вслед убегающему Петру, окинул взглядом недовольное лицо клиентки. Женщина встала, вежливо попрощалась и вышла за дверь. Было ясно, что сюда она уже не вернется.
– Нина Игоревна, – сухо сказал шеф. – Зайдите ко мне.
Через полчаса Нина вышла от него вся красная.
– Тебя просит, – сказала она Ольге, с подозрением глядя на нее.
У шефа на стенах висели боксерские перчатки, на полках сияли позолотой многочисленные кубки, красовались грамоты и фотографии.
– Звали, Олег Павлович?
Он посмотрел на Ольгу исподлобья, тяжелым взглядом. От такого взгляда делалось страшно. «Наверное, он соперников на ринге так же гипнотизировал, – подумала Ольга. – Введет в транс, потом бац справа – и все».
– Вам не кажется, что Нина не справляется?
– Нет, все в порядке. С кем не бывает.
– Не понимаю, зачем вам ее покрывать, – задумчиво сказал шеф. – Выгоднее наоборот.
– Мы подруги. И потом, она хороший работник.
Олег Павлович побарабанил пальцами по столу.
– Учтите, я не позволю ломать работу агентства из-за личных отношений. Проследите за этим, и не выгораживайте подругу. Идите работать.

До Нового года оставалось немного. Количество работы постепенно уменьшалось, что естественно: народ уже входил в предпраздничное настроение. А у шефа сегодня намечался особый день, к нему пришла команда телевизионного канала во главе со своим руководителем. Они должны были заключать какие-то важные договора по совместной работе, ну и, само собой, ожидалось взаимное поздравление.
В самом начале совещания Нина вышла от шефа и подошла к Ольге со слезами на глазах.
– Оленька, у меня беда!
– Что случилось?
– Петька пропал!
– Вы поссорились? Не переживай, вернется.
– Его нигде нет! И дома нет! Телефон не отвечает! Я уже все больницы, все морги обзвонила!
– Ну, подожди немного.
– Не могу. Я ухожу, есть еще пара мест, где он бывает. Мне надо его найти, иначе я с ума сойду.
– Подожди! Тебя сейчас Олег Павлович позовет. Как он без заместителя проведет переговоры, ты подумала?
– Мне все равно!
Нина накинула шубу и выскользнула наружу. Оля проводила ее взглядом. Тут из своего кабинета выглянул Олег Павлович.
– Где Нина Игоревна? – спросил он. Выслушал сбивчивые Олины объяснения, кивнул. –Тогда вы помогайте. Прошу за мной.
Нина не вернулась к концу рабочего дня. А шеф, проводив гостей, кратко объявил, что отныне Ольга назначается заместителем директора, а Нина становится обычным клиент-менеджером. И пусть скажет спасибо, что он ее не уволил.

Нина взяла за свой счет отгулы, нервы восстанавливать. Дизайнер Ярослав устал заниматься версткой, ему сделалось жарко. «Надо холодом подышать», – решил он и направился к выходу во двор. Но в самом предбаннике, сквозь крошечное стекло в двери, устроенное когда-то, видимо, для охранников, он увидел во дворе, сразу за дверью синие тени. Тени разговаривали. Ярослав узнал голоса: женский принадлежал Ольге, мужской – бойфренду Нины, Петру.
– Ты чего пришел? – сердитым шепотом спросила Оля.
– Поздравить тебя с победой, – сказал Петр. – Ты ведь теперь заместитель?
– Ну и что?
– Как ну и что? Это ведь была твоя идея – отбить меня у Нинки!
– А ты, кобель, рад стараться.
– Зато ты стерва хитроумная. Догадалась меня «потерять», чтобы я все телефоны отключил. Но ты мне такой нравишься.
– Убирайся отсюда! Если догадаются – знаешь, что я с тобой сделаю?!
– Ухожу, ухожу. Сегодня, как всегда, у тебя?
– Сегодня не могу.
– Ах, так? – В голосе Петра прозвучало разочарование. – Использовала меня, значит, чтобы столкнуть Нинку с должности, и бросаешь? А ты не думала, что будет, если я ей расскажу?
– Заткнись! – Ольга обернулась и глянула прямо в стекло двери.
Ярослав отпрянул назад, но успел еще услышать ее резкий шепот:
– Никто тебя не бросает, милый! С чего ты взял? Просто не могу сегодня, работы куча. До завтра.
Дизайнер уже сидел на своем месте. Руки его дрожали. Никто не заметил, что он стоял в предбаннике. А Ольга? Увидела она его или нет? Стекло узкое, запыленное. Могла и не заметить, что ее откровения кто-то слушает. А вдруг? Тогда все, не работать ему здесь больше. Если не хуже. Такой тяжелый, враждебный взгляд исподлобья он до сих пор видел только у шефа. Но то боксер, тяжеловес, мужчина. А это женщина. И все равно страшно. Он и не представлял, какой Ольга может быть. Совершенно другой человек.
– Уйду я от вас, наверное, – вполголоса сказал он сидящей спиной к нему девушке, второму дизайнеру.
– Ты что, Ярик? – удивилась та. – Только что Ольгу назначили, она классная тетка. Все будет хорошо!
– Ну да, ну да. Просто мне предложили работу получше.


Рецензии