Во саду ли, во поле берёзку заломати

  Если взять, шорт-лист самых долговечных русских песенных хитов, то в топе непременно окажется песенка «Во поле берёза стояла…» и не «ландыши», не «жёлтые тюльпаны» вовсе. Это фольклор, а не попса.
Звучит берёзовый шедевр с незапамятных средних веков, хотя на бумаге первое его упоминание датируется 1790 годом в песенном печатном сборнике. Как сейчас представляю, что молодые и весёлые древнерусичанки клинописью на бересте при лучине списывали друг у дружки слова и ноты.
 
  Есть, однако, более банальные версии происхождения этой песни, типо:
«Молодые славянские язычницы - девицы заводили, хороводили парней и пели весёлые песни. Плели венки и «кумились» с женихами. Как? Очень просто: они всего лишь целовались в дёсны с языком через венок и обменивались деревянными самодельными свистулями». Нечто подобное упоминается у А.Н.Радищева в его «Путешествии из П … в …у»: «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла, ой люли, люли, люли, люли…» Хоровод молодых баб и девок; пляшут; подойдем поближе можа, что обломится распущенным весёлым панам?»

   Более поздние трактовки «глубинного» смысла незамысловатой песенки сводились, к тому что этот шедевр родился из придворного мюзикла времён Елизаветы: «Придворные актёрки изображали местных “пейсанток” (крестьянок), полуобнажённые хороводы водились среди берёз и стимулировали барчуков к размножению во имя могущества России». Бывало, что танцевалась это народная-хороводная эротика в дворцовых банях. Однако, как хит, эта песенка со временем вошла во все детские нотные тетрадки для начинающих музыкантов в России ещё в ХVIII веке. Поймут все, кто ходил в какую-нибудь музыкалку.

 Во поле береза стояла,
 Во поле кудрявая стояла,
 Люли, люли, стояла.

Всё-таки прекрасен пейзаж крестьянских полей. Во поле стоит берёзка кудрявая, чтобы в жаркий летний день было, где в тени укрыться.
 
 Некому березу заломати,
 Некому кудряву заломати,
 Люли, люли, заломати.

Некому заломати, не в плане отсутствия людей, а в смысле нахрена ломать деревья. И тут здрасьте, пожалте, появляется великий музыкант из народа. В голове у него замечательные мелодии звучат. Но видимо дома забыл нотную тетрадь и гусиное перо с чернилами. Пришлось самому на слух определять красоту новой мелодии.
 
 Как пойду я в лес, погуляю,
 Белую березу заломаю,
 Люли, люли, заломаю.
 
 Срежу с березы три пруточка,
 Сделаю себе я три гудочка,
 Люли, люли, три гудочка.
 
Молодец, взял и сделал из берёзы три флейты типо гудок и начал наяривать: ах, вы сени мои сени… Да, только всё это не так. Все традиционные народные инструменты имели на Руси статус мужских инструментов, игра на инструментах женщины осуждалась обществом, как социальная распущенность. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией бродячих скоморохов и гусляров, осуждавшееся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества гласит: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь на огне…». Всё-таки надеемся, что отношение в 16 веке к музицированию на берестяных гудках крестьян стало отношение более демократичным.

 Четвертую балалайку,
 Пойду на новые сени,
 Люли, люли, на сени.

 Музыкант-виртуоз, хоть консерваторий не оканчивал, тут же забубенил себе балалайку. Струны из волосяк сплёл, натянул и как заорал в миноре:

 Стану в балалаечку играти,
 Стану я милого будити,
 Люли, люли, будити:
 
Ба, так це ж дивчина, а не парень!!! Голосище звонкое, коса ниже пояса, между сочных булок елозит, фэнтэзи всяки возбуждат.
 
"Встань ты, мой милый, проснися.
 Ты, душа моя, пробудися,
 Люли, люли, пробудися.
 
Вот, так ухарь-ухажёр, дрыхнет и никакие гудки-балалайки ему ни почём.

 Вот тебе водица, умойся,
 Вот те полотенце, утрися,
 Люли, люли, утрися.
 
 Вот тебе башмачки, обуйся,
 Вот тебе кафтанчик, оденься,
 Люли, люли, оденься..."

Откуда в поле полотенце, и башмачки, кафтанчик??? Почему в следующем куплете действо переносится уже в «во саду ли, в огороде..?» Нас учили, что у российских крестьян кроме драного исподнего белья, да лаптей из лыко – не было ничего. Запрячь полудохлую клячу – верх российского благополучия. Не крестьянин, целый боярин, аки птица заморска павлин.

Во саду ли, в огороде
 Девица гуляла,
 Невеличка, круглоличка,
 Румяное личко.

Не бледный овал жёлтого черепа, обтянутого кожей с синяками под впавшими пустыми глазницами, а розовая, как поросёнок круглоличка в сарафанчике бабёнка. Бёдрами крутит, грудями потрясывает… Кто может устоять перед такой красотой? И заснуть!
Может ли кто-то ныне сочинить песнь такого раздолья на современных дачных шести сотках? Гулять и в саду и в огороде… Не пахать кверху попом, просто гулять сначала по саду со сладким яблочком в руке, потом пойти гулять в огород за сочной морковкой.
 
 За ней ходит, за ней бродит
 Удалой молодчик.
 За ней ходит, за ней носит
 Дороги подарки.

Подарки дороги носит. Исторически достоверно установлено, что на Руси деревянный гребешки и атласные ленты к дорогим подаркам никак не относились. Шуба соболья, чернобуркино манто, сребро-злато, яхонты-рубины – как-то были в цене. Это Вам не боярская дочь в тереме, а простая крестьянская крепостная девица во саду ли, в огороде с берёзовой балалайкой. На киселях со сливками, да блинами со сметаной другие не взращиваются. Воздух свежий. Кузнечики сверчат: давай, давай красавица, не зевай кругломордая!
 
 Дорогие-то подарки:
 Кумач да китайки.
 "Кумачу я не хочу,
 Китайки не надо!

Кто не знает: кумач – красный сатин, а китайка – шёлк из Китая. Такая крепостная Маня, что-то не вписывается в российский исторический персонаж, «замученной» барями крестьянки.
 
 Я пойду ли, молоденька,
 Во торг торговати,
 Что во торг ли торговати,
 На pынок гуляти.
 
 Я куплю ли, молоденька,
 Пахучия мяты;
 Посажу я эту мяту
 А у своей хаты.

Откуда у бедных крепостных крестьян деньги на ипотеку? Если в семьях по 8-10 детей, где ж каждому хату напастись?! Как жить, когда ещё 200 лет до Великой Октябрьской Революции? Из чего произошла Великая Российская империя, из полудохлых замордованных крепостных крестьян, да из боярских мажориков? Обычно империи начинаются с военных и экономических успехов в международной жизни племени.
 
  У своей хаты!!! Что-то
 "Не топчи, бел-кудреватый,
 Пахучия мяты,-
 Я не для тебя сажала,
 А и поливала,
 
Я не великий садовник, но в средней русской полосе мята росла очень неплохо и без полива. Особо её до 20 века никто не сажал, разве только для красного словца для песенного хита 17 века.

 Я не для тебя сажала,
 А и поливала,
 Для кого я поливала,
 Того и обнимала".

О, нравы вековые! Гуляет этакая сочная круглолицая особа, с удалым парнищем кровь-с молоком. Топчут сад, топчут огород, как графья белорукие. Парняга какие-то дорогущие подарки преподносит, чтобы заполучить какое-то расположение. Не пристаёт, не лапает, не засовывает руки под сарафан… А в это время круглоликая Агашка, пляшет, скачет, играет на балалайке и в три гудка гудит! Вот когда терпение красного молодца уже вот-вот дзинькнет, эта с..ка белобрысая орёт ему в ухо: не для тебя сажала и поливала, а для кого поливала тому и давала…

На этом русский песенный шедевр семнадцатого века должен был закончиться. Добрый молодец насупился, жилы на шее вздулись, морда покраснела аки свёкла доморощенная. Намотал бы на руку свою он косу русую певунье, плясунье, балалаечнице и тряхнул бы хорощенько, чтоб коса в руке на добрую память для краеведческого мьюзима осталась.
Тут и вышел бы песне конец:
 
 Во саду ли, в огороде
 Стоит холмик со крестом,
 Со крестом и оградкой плятёную,
 А в оградке той, покоИтся
 Круглолица девица красавИца,
 Которая музицировать мастерица…

 Кто мимо идёт, тот крестится…


Рецензии
Стиль написания...ХОРОШ.

Виталий Нейман   16.12.2020 15:08     Заявить о нарушении
А при царе жили плохо: во Владимире, за областной библиотекой ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ КУЗНЕЦА...

Виталий Нейман   16.12.2020 15:10   Заявить о нарушении