Общие особенности абзаца о всеоружии Божьем
Есть мнение, что список вооружения Павел списал с римского воина, который его сторожил. Мне больше нравится версия о том, что Павел вспоминает тексты в книге Исайи, рассказывающие об оружии Господа: 11:4-5; 59:17; 49:2; 52:7. Там Господь воинств изображен в образе воина, снаряженного для битвы и идущего защищать Свой народ. Это всеоружие (внимание: не все его части) Павел предлагает надеть и христианам.
В этой важной части послания резюмируются многие темы, поднимавшиеся выше. Например, повеление укрепляться Господом (6:10) напоминает о державной силе Бога, которая проявилась в воскресении и возвышении Христа и теперь доступна верующим (1:19-20). Про утверждение также говорится в 3:16, а в 3:20 Павел прославляет Бога, Который действует Своей силой в верующих.
Некоторые связи между мотивами в Еф.1-3 и 6:10-20 подчеркивают противоречие между тем, что уже было достигнуто во Христе, так что верующие теперь переживают жизнь «нового века», и нынешнего злого века. Христос «уже» победил начальства, силы и господства (1:21; 3:10). Но они все еще существуют и действуют в сынах противления (2:2). Через своего князя они стремятся получить базу для действий против верующих (4:27). Победа Христа над этими силами «уже» произошла (1:21), поэтому верующие больше не живут в страхе перед ними. Но плоды этой победы «еще не» полностью реализованы, поэтому христиане должны осознавать конфликт и быть снаряженными доспехами Бога, чтобы противостоять им.
Реалии, связанные с доспехами в 6:14-17, уже были широко рассмотрены в первых главах послания. Истина (1:13; 4:15, 21, 24, 25; 5: 9), праведность (4:24; 5:9), мир (1:2; особенно 2:14-18; 4:3; 6:23), Евангелие (1:13; 3:6; 2:17; 3:8) или Слово Божье (1:13; 5:26), спасение (1:13; 2:5, 8; 5:23) и вера (1:1, 13, 15, 19; 2:8; 3:12, 17; 4: 5, 13) – важные богословские темы, которые резюмируются в связи с оружием, которое верующие должны использовать в своей духовной войне. Кроме того, призыв к молитве в 6:16-18 задействует терминологию, уже использованную ранее в письме: 1:16; «все святые» (3:18), «тайна» (1:9; 3:3, 4, 9; 5:32), «дерзновение» (3:12) и заточение Павла (3:1; 4:1).
Можно увидеть связи между абзацем о духовной войне и вступительным разделом с восхвалением и благодарением в главе 1. Между началом и концом послания есть тематические связи – а именно между тем, за что прославляют и о чем просят Бога (1:3-14, 16-23), и тем, что христианам надо сохранить от злых духовных сил. Текст от 10-го до 20-го ст. можно разделить на три части: а) призыв укрепляться в Господе и облечься во всеоружие Божье – ст.10-13; б) перечень доспехов, которые надо надеть – ст.14-17; в) необходимость постоянной молитвы – ст.18-20.
16.12.2020
Свидетельство о публикации №220121600970