Письмо другу

(Из переписки с Вениамином Бидерманом)

06.06.2010
Здравствуй, Вена.
С интересом прочитал твое письмо.
У меня ничего значительного не происходит,
поэтому я напишу о незначительном событии:
я наткнулся в интернете на электронный адрес Акопа Назаретяна,
написал ему, он предложил ему позвонить, что я и сделал.
Кажется, я тебе про него не писал (извини, если повторяюсь).
Это философ (в прошлом психолог, работавший на КГБ (что, конечно, уменьшило мое желание связываться с ним,
но все-таки интерес к его философии пересилил):
он работал в какой-то школе, готовившей террористов, говоря современным языком,
а тогда это называлось: революционеров и деятелей национально-освободительного движения
(возможно, эта школа была не при КГБ, а при ЦК, но один хрен)).
У него есть книжка про психологию толпы,
в ней он намекает, что он лично предотвратил революцию в СССР в 90 и в 91 годах:
в сентябре 90 года в Челябинске народ начал бунтовать
(я это помню, я про себя тогда отметил, что начинается революция).
Назаретян пишет, что бунты начались из-за того что из-за антиалкогольной кампании в магазинах не было водки.
Но на самом деле к этому времени антиалкогольная кампания уже сошла на нет,
а в магазинах исчезло почти все
(в Москве в это время начались перебои с хлебом (продолжавшиеся очень недолго)).
Так вот Назаретян пишет, что местные власти боялись применить оружие,
и по совету московских психологов пустили по телевидению конфискованные у местных бизнесменов эротические фильмы.
И бунт затих.
А в 91 году, если ты помнишь, сняли памятник Дзержинскому,
причем толпа хотела его опрокинуть, что могло привести к аварии в метро,
так что московские власти вынуждены были поспешить с присылкой крана.
Хочешь верь, хочешь нет, но я с самого начала не сомневался, что на памятник толпу натравили сами КГБшники,
чтобы предотвратить штурм здания КГБ.
И вот я прочитал у Назаретяна, что это именно так и было,
причем опять же по совету психологов.
Но это все затянувшееся предисловие,
потому что я хотел написать хоть немного о его философских работах.
Я на него наткнулся случайно:
опять же случайно несколько лет назад я наткнулся на сайт Гордона:
были тогда ночные передачи по телевизору, куда этот Гордон приглашал ведущих ученых
(я про эти передачи ничего не знал,
хотя потом оказалось, что на них были даже два знакомых мне лично математика).
Гордон выложил на сайте распечатки всех этих передач,
а кроме того, видимо, предложил каждому участнику дать для сайта несколько статей или отрывков из книг.
Я все это скачал и очень бегло просмотрел,
и обратил внимание на статью Назаретяна об архетипе восставшего покойника:
по Назаретяну именно страх перед местью покойников не дал первым людям перебить друг друга.
Я отметил про себя, что это очень любопытно, и надо бы прочитать эту статью.
Но прошло несколько лет, прежде чем у меня до нее дошли руки.
При этом я решил сначала заглянуть в другие две статьи Назаретяна, которые были на сайте Гордона вместе с этой.
И они оказались даже еще интереснее
(хотя и эта статья меня не разочаровала).
После этого я сразу предпринял поиск по интернету и нашел несколько статей и две книги Назаретяна,
и на этот раз не стал откладывать их прочтение на годы,
а прочитал все за несколько недель -
это было полтора года назад.
Позже я наткнулся на полемическую статью Григория Померанца (это имя, наверно, тебе известно),
он резко возражает Назаретяну,
но сам факт, что он вступил с ним в полемику (вполне уважительную), говорит, что и Померанцу взгляды Назаретяна показались достойными интереса.
Главную свою мысль Назаретян назвал
Закон техно-гуманитарного баланса.
Согласно этому закону, цивилизация неизбежно погибает, если
рост ее технических возможностей не сопровождается ростом гуманитарных сдержек,
тормозов, препятствующих применять свои технические возможности, где не надо.
Гибель может наступить или в результате физического уничтожения друг друга в войнах и драках,
или из-за исчерпания природных ресурсов.
В истории человечества Назаретян насчитал 7 глобальных кризисов.
Первый - это когда наши предки (даже еще не люди) научились делать каменные рубила и рубить ими.
По логике вещей они должны были быстро перебить друг друга.
Ведь, как известно, у животных, обладающих мощным оружием (зубами, когтями) есть инстинкт, препятствующий убивать себе подобных
(правда он далеко не у всех бывает абсолютным запретом,
например, львы по чьим-то подсчетам (если верить Назаретяну) убивают друг друга даже чаще, чем современные люди.
Но этого инстинкта бывает достаточно, чтобы уравновесить агрессию, не довести ее до самоистребления.
Думаю, что и у питекантропов был такой инстинкт,
но слишком слабый,
так что когда появились острые камни, его должно было стать недостаточно.
Должно было появиться что-то в дополнение врожденному слабому отвращению к убийству.
Назаретян доказывает, что это был массовый невроз -
невротический страх, что труп может как-то ожить и отомстить.
Вероятно, пишет он, такое случилось только с одним небольшим стадом,
а многие другие, овладевшие изготовлением орудий раньше или одновременно, благополучно перебили друг друга.
Он приводит массу археологических и этнографических аргументов.
Когда я сказал ему, что этих аргументов все-таки маловато, чтобы считать гипотезу доказанной,
он сказал, что главный аргумент: никто не предложил никаких альтернативных ответов на вопрос:
что помешало первым же людям истребить друг друга?
Второй кризис - это вытеснение (поедание) неандертальцев кроманьонцами.
Назаретян ничего не пишет о сути этого кризиса
(я по крайней мере не читал).
Третий кризис - это неолитическая революция.
В позднем палеолите люди научились охотиться так хорошо, что истребили мамонтов и других крупных животных
и сами стали голодать,
так что численность человечества сократилась с нескольких миллионов до сотен тысяч (не знаю, откуда эти оценки).
И тут люди перешли к скотоводству и земледелию,
так что земля сразу смогла прокормить несколько десятков миллионов,
а затем, с усовершенствованием технологий, несколько сот миллионов
(Никита Моисеев писал, что земля может прокормить несколько сотен миллионов,
так что нынешняя ситуация с несколькими миллиардами не может долго продолжаться.
Кстати, Назаретян решительно отвергает Мальтузианство,
он считает, что не стоит пытаться сократить численность человечества,
а надо двигаться в сторону дальнейшего отхода от природы к искусственным технологиям,
но об этом впереди).
Первым земледельцам было очень трудно, даже почти невозможно преодолеть психологический барьер:
ведь это же нелепость - съедобные зерна закапывать в землю!
Даже сегодня нет полной уверенности, что что-то вырастет,
а тогда и сортовых семян не было, и агрономического опыта.
Да если и вырастет, тебя к тому времени может уже не быть
(смерть по разным причинам была тогда гораздо вероятнее, чем теперь).
И наконец, если ты все-таки собрал урожай,
придут более сильные и отберут его.
Я когда-то давным-давно читал, что первые земледельцы окружали свои селения неприступными стенами.
А колонисты в Тасмании не нашли другого способа, как уничтожить всех до одного аборигенов:
те ведь не считали воровством собирать плоды с посаженных кем-то растений.
Назаретян считает, что прежде чем люди стали сажать растения для пищи,
они научились это делать в ритуальных целях.
Это, конечно, лишь один шаг, а надо объяснить много таких шажков.
Четвертый кризис, вероятно связан с появлением бронзового оружия.
От истребления людей друг другом видимо спасло то, что
грабители догадались, что выгоднее перейти от грабежа к рекету,
а крестьяне решили, что выгоднее платить дань каким-то одним грабителям,
чтобы они защищали от других,
чем восставать и быть перебитыми карателями.
Древний Рим, очевидно, поначалу был разбойничьим логовом
(и черты этого он не утратил полностью почти до самого конца).
Варяги тоже были разбойниками.
Пятый кризис - это появление железа
и революция осевого времени как ответ на это.
Дело в том, что бронзовое оружие было очень дорогим и тяжелым,
так что можно было вооружить лишь немногих богатырей.
Вражеских солдат только убивали,
т.к. как пленные они были бесполезны, а охранять их было трудно.
Древние цари хвастались в надписях на стелах, сколько городов они сравняли с землей и сколько народу перебили.
С появлением дешевого и легкого железного оружия такая психология могла привести к самоистреблению.
К счастью, появились философы и смягчили нравы.
Я сказал Назаретяну, что не просматривается связь железа и философии.
Он ответил, что появление философов подобно мутации, т.е. случайно,
а те страны, где они не появились, погибли (например, Ассирия).
Думаю, стран все-таки было не так много, чтобы такие случайные культурные мутации произошли в нескольких местах -
тут еще надо думать.
Назаретян, между прочим, пишет, что именно в это время появилось ноу хау, которым теперь пользуются все завоеватели:
персидский царь Кир, захвативший Вавилон, вместо того чтобы запугивать жителей убийствами,
объявил, что пришел освободить их от плохого царя.
Помнится, Достоевский писал, что
лицемерие это дань, которую порок платит добродетели.
Хоть завоеватели и лицемерят, жителям все-таки легче.
Шестой кризис - это кризис позднего средневековья:
природа Европы была истощена,
эпидемии чумы имели причиной перенаселение и антисанитарию.
Лесов в подмосковье в XVI веке было меньше, чем сейчас
(они выросли во время запустения Смутного Времени)
(знакомый специалист подтвердил мне это.
Вообще, он сказал, что площади лесов в подмосковье претерпевали колебания.
Кажется, много сажали помещики в XIX веке.)
И тут началось Новое время, лишние люди ушли в города,
и земля смогла прокормить даже больше людей, чем в позднее средневековье.
Думаю, что город помог увеличить мощность сельского хозяйства несколько позже:
химические удобрения, пестициды, агрономическое образование.
А поначалу большую роль сыграло открытие Америки,
давшее картошку и подсолнечник.
И наконец седьмой кризис мы переживаем сейчас,
или стоим на его пороге - тут Назаретян выражается (возможно, намеренно) неясно.
Я также не понял, что он считает главной угрозой:
самоуничтожение атомным оружием и т.п.
или отравление воздухом и водой,
или неизбежный голод.
Назаретян сказал мне, что главной угрозой сегодня он считает религию,
т.к. она разделяет людей.
А людям необходимо перейти к более тесному сотрудничеству,
агрессию уже не достаточно ограничить, надо ее подавить.
В одном интервью он сказал, что бессмысленны вопросы типа
что будет с Россией к концу нынешнего века?
К концу века не будет ни России, ни Китая, ни других стран:
либо не будет вообще ничего, либо люди договорятся между собой.
В другом месте он намекает, что людей сменят роботы
(он пишет: история - это то, чего никто не хочет,
никто не хочет качественных изменений жизни,
но они неизбежны).
Против этого и возражал Померанц.
Хотя сам Назаретян возражал Болонкину,
который не намекал, а твердо это утверждал.
Извини, если тебе это все неинтересно.
Боюсь, другим моим знакомым это еще менее интересно, чем тебе,
так что я выбрал в жертвы именно тебя.
Илья

07.06.2010
Здравствуй, Илья.
> Главной своей мыслью Назаретян назвал Закон техно-гуманитарного баланса.
> Согласно этому закону, цивилизация неизбежно погибает, если рост ее технических возможностей не сопровождается ростом гуманитарных сдержек,
> тормозов, препятствующих применять свои технические возможности, где не надо.
> Гибель может наступить или в результате физического уничтожения друг друга в войнах и драках, или из-за исчерпания природных ресурсов.
Кажется, автор немного увлекся.
Доказательством тезиса может быть лишь пример цивилизации, которая себя уничтожила.
Примеров человеческих цивилизаций, достаточно изолированных от других, в общем-то достаточно.
Но вот "самоуничтожившихся" цивилизаций как-то среди них не наблюдается.
Приведенная автором как пример Ассирия погибла не потому, что у нее философов не хватало.
У той же Спарты философов было гораздо меньше, чем у Афин, крупных философов у македонцев вообще замечено не было, однако чем все кончилось.
А у того же Рима времен упадка Империи "гуманитарных сдержек и тормозов" было гораздо больше, чем у готов.
Готы, кстати, завоевав Италию очень уж активно стали принимать наследство Рима,
и в итоге были снесены гораздо менее цивилизованным следующим потоком - франками, лангобардами и прочими.
И уж на что были людоедскими режимы тех же ацтеков или майа,
но какими-либо симптомами самоуничтожения там и не пахло,
если бы европейцы не пришли, они бы еще долго ... "самоуничтожались". Может быть, даже развиться успели бы.
В человеческой истории есть примеры народов, которые деградировали
(например, аборигены Австралии и Тасмании разучились ловить рыбу и кажется не только это),
но я не знаю ни одного примера народа, у которого вдруг произошел рост технологий, а потом этот народ "уничтожился".
Вена

08.06.2010
Здравствуй, Вена.
Во-первых, хочу на всякий случай заметить, что
Назаретян не может нести ответственность за то, что я его плохо пересказываю.
Например, о том что кроманьонцы съели неандертальцев, он ничего не говорит, это мое выражение.
Фактом же является исчезновение неандертальцев и более ранних людей
(ведь было несколько волн, выплеснувшихся из Африки).
Но о причинах этого как раз я ничего не читал.
А вообще-то много цивилизаций погибло, я думаю.
Есть мнение, что Сахара - результат деятельности человека-земледельца.
И что точно известно: в Забайкалье образовалась пустыня уже в наше время, в результате распашки целины
(после чего за несколько лет ветры сдули плодородный слой).
Классические майя погибли по неизвестным причинам,
но вероятно, тут главную роль сыграло тоже слишком успешное сельское хозяйство.
А пример самоистребления в наше время, приводимый Назаретяном: горные хмеры.
Они не знали огнестрельного оружия, а как узнали - прожили очень недолго.
Американцы обвинили в их уничтожении Вьетконг, а те - американцев.
Но международная комиссия установила, что не виноваты ни те, ни те
(ну, косвенно виноваты, т.к. если бы не война, вероятно оружие не попало бы в горы).
Спарту нельзя считать отдельной цивилизацией, Македонию тоже.
А об ацтеках как раз Назаретян говорил мне, что
по каким-то данным можно судить, что в XVI веке они находились накануне чего-то вроде
революции осевого времени,
все как бы ждали пророка,
и именно поэтому так легко приняли испанцев за богов или что-то в этом роде.
Вообще-то нужна целая команда историков, чтобы доказать и конкретизировать положения Назаретяна.
И кое-что в этом направлении, по-видимому, делается.
Я когда написал прошлое письмо,
просмотрел его, исправил опечатки, хотел отправлять -
но тут компьютер слегка завис,
я его кое-как оживил, но письмо пропало.
К счастью, оно оказалось в черновиках (причем штук двадцать файлов, отвечающих разным стадиям).
Но и самая последняя версия не содержала последних нескольких строк.
Ну, я вторично исправил опечатки,
а этот кончик восстанавливать уже не стал.
А он касался как раз положения, проверке которого (очень трудной)
Назаретян, кажется, посвятил много сил.
Он утверждает, что (в согласии с законом техногуманитарного баланса)
на протяжении всей истории уровень насилия неуклонно снижается.
Вопреки расхожему представлению, что XX век был особенно кровавым,
на самом деле жертвы войн и репрессий составили в этом веке столько же
(в отношении к общей численности населения), сколько и в предыдущие века
(за исключением, может быть, XVI в., когда их было еще больше).
Просто в XX веке эти жертвы пришлись в большой степени на Европу,
а в XIX в. - это были жертвы колониальных войн, аборигены, на которых не особенно обращали внимание.
Согласно Назаретяну, жертвами организованного насилия на протяжении всей истории все время было, кажется, примерно 2% населения,
а число жертв неорганизованного насилия все время сокращается, причем очень значительно:
у первобытных людей большинство (видимо мужчин) умирали от руки человека,
а в последнее время число убийств на земле впервые стало меньше числа самоубийств.
Для полноты я хочу упомянуть еще один аспект писаний Назаретяна:
как положено философу, он пытается посмотреть на человеческую историю с более широкой точки зрения.
И оказывается, что в ней проявляются те же закономерности, что и в истории Вселенной,
где (вопреки второму началу термодинамики!) наблюдается постоянное усложнение
(было однородное облако из водорода и гелия,
потом появились звезды, в их недрах родились тяжелые элементы,
потом некоторые планеты (по крайней мере одна)
покрылись какой-то плесенью из весьма сложных химических соединений,
а потом эта плесень стала делать ракеты
и вот-вот покроет все соседние планеты,
если только не сожжет себя посредством этих же самых ракет).
Это называется big history.
Илья


Рецензии