Ритульное жертвоприношение

"Анатолий Васильевич!Я убил Второва!"-заявил Яков Блюмкин,войдя в кабинет к Луначарскому.Луначарский посмотрел на Блюмкина.Вид террориста был жалким.
"Значит он отказался дать нам деньги!"-произнёс Луначарский и спросил:"А,что с Гудковым?""Второв в него выстрелил и тяжело ранил.Оставлять его после ликвидации Второва было не безопасно.Пришлось убрать и его"-заявил Блюмкин,тяжело вздохнув.
"Ну,что ж  ступайте.Я доложу Феликсу Эдмундовичу про случившееся!"-сказал Луначарский.Блюмкин с поникшей головой вышел из кабинета.Он впервые не выполнил задание.
Убийство произошло 20 мая 1918 года.За несколько дней до этого в особняке Второва творилась всякая чертовщина.Второв,члены его семьи ,а также прислуга стали наблюдать за зловещим призраком внутри особняка.Он был похож на изваяние с надгробия княгини  Лобановой-Ростовской на кладбище Гран-Жас в Каннах.Об этом призраке стали говорить по всей Москве.Зародилась легенда о так называемом проклятии старой княгини ,умершей во Франции несколько лет назад.Впрочем для москвичей это было не ново.Москвичам и до убийства Второва приходилось слышать о разных призраках,которые появлялись в домах знатных особ и купцов.Владельцы этих домов как правило были богатые,но очень жадные люди
Луначарский знал про эти истории и потому решил "поселить призрака" и в особняке Второва-тем более технические разработки это позволяли сделать.На особняк Второва велась трансляция спиритической открытки с Сухаревой башни.
Похороны Второва, «с разрешения Советской власти, были последним собранием буржуазии», писал историограф русского купечества Павел Бурышкин. Процессия растянулась на версту, в ней шли и красные комиссары, и простые рабочие, несшие венок с надписью «Великому организатору промышленности». За ними следовало девять колесниц, доверху нагруженных цветами.

Панихида происходила в роскошном особняке, который, по воспоминаниям рабочих, превосходил своей красотой даже Третьяковскую галерею. Сохранились записки одного из присутствовавших на похоронах рабочих второвского завода: «Особенно было много картин с сибирскими пейзажами. Мне казалось, что я не уйду из особняка, но панихида заканчивалась».Второва похоронили в центре Москвы на кладбище Скорбященского монастыря, а потом это кладбище уничтожили, разбив на этом месте Новослободский парк.Но это случится не скоро.
Сразу же после похорон Второва состоялась встреча Анатолия Васильевича Луначарского с писателем Алексеем Максимовичем Пешковым-Горьким.
Горький встретился  с Луначарским на своей квартире в доме ,принадлежавших ранее  одному из Рябушинских.Луначарский рассказал писателю всё,что ему было известно об убийстве Второва."Значит те бумаги,которые я передал своей бывшей жене Кате  оказались не нужными?"-спросил Алексей Максимович у наркома просвещения РСФСР."Почему же Алексей Максимович не нужные?Они нам ещё пригодятся.  Из России  мы богачей так легко не выпустим.У Второва остались жена и двое взрослых детей.Все они мечтают выехать за границу.У них есть счета в заграничных банках.Требовать выплаты наличными бесполезно,а вот получить доступ к ним вполне возможно.Мы будем выпускать их по отдельности-одного отпустим,а остальных возьмём в заложники.Так,что тот  кто уедет  будет стараться изо всех сил-чтобы  вытащить их на волю.В противном случае в ЧК найдут причину как привлечь к ответственности тех,кто остался!Так,что не переживай Алексей Максимович деньги на твоё лечение за границей мы наберём!"-произнёс Луначарский.Горький ничего не сказал наркому.
Придя к власти большевики старались лояльно относится к деятелям культуры.Почти всё первое Советское Правительство состояло из хорошо образованных людей.Ленин и его соратники надеялись,что получив режим наибольшего благоприятствования в деле повышения народной культуры, образования, научного и технического вооружения промышленности не только поможет большевикам решить проблемы многострадального российского народа, вытащить его из невежества и отсталости, но и создаст произведения высокого уровня мировой культуры. И действительно, многие честные интеллигенты увидели в большевиках силу, которая в своих действиях развяжет интеллигенции руки в реализации культурных и технических проектов.
Ленина лично и наркоматы осаждали изобретатели и учёные, художники, литераторы и педагоги с многочисленные проектами как технического, так и художественного плана. И большевики прилагали все усилия для того, чтобы обеспечить интеллигенцию возможностью творить. Получили опытную базу Мичурин и Павлов, Бехтерев учредил Институт мозга, Жуковский возглавил ЦАГИ, целая плеяда художников и скульпторов скучковалась вокруг ленинского плана монументальной пропаганды, Блок читал стихи рабочим, Андрей Белый читал лекции в Пролеткульте. Русисты, наконец, протолкнули в жизнь реформу русской орфографии, которую тормозил царизм. Одним словом, часть интеллигенции испытала небывалый творческий подъём.
Но позже Луначарский убедится в предательстве многих представителей творческой интеллигенции. Луначарский, как нарком культуры, пожалуй больше всех пострадал от откровенного свинства и непорядочности русской интеллигенции. Он ручался за Бальмонта - Бальмонт не вернулся и поливал коммунистов помоями из Парижа, за Шаляпина - Шаляпин не вернулся, гешефт в Европе ему оказался милей и дороже родных осин, о которых он так чудно пел. Не вернулся Репин, и его наследники тоже не посчитали нужным держать обещания, данные каким-то "собачьим и рачьим депутатам", как выражалась тогда "прогрессивная либеральная интеллигенция". А картины выгодней с аукциона продавать.

Луначарский ручался за Гумилева (вдвоем с Горьким ручались), поручил ему работу в редакции "Всемирной литературы", а Гумилев в это время с коллегами по заговору Таганцева считал, сколько ж рабочих надо повесить при взятии Петрограда - 10 или 15 тысяч.

Да что там Гумилев - З.И. Гржебин, близкий друг самого Горького, нагрел при издательстве этой "Всемирной литературы" РСФСР на сотни тысяч в валюте и уютно устроился в эмиграции: получил не менее 1 миллиона марок и ни одной книги в Германии не издал.Ситуация в 1917-начале 20-х гг. была разрушительной для авторитета Горького и Луначарского перед ЦК - интеллигенция их систематически подставляла. Горький хлопочет за Короленко - Короленко в это же время пишет открытые письма большевикам с откровенным потаканием белогвардейцам, в лучшем духе кадетщины.

Большевики в такой ситуации за первые несколько лет своей власти пришли к твердому убеждению: если интеллигент не в партии, если он не марксист, ему верить решительно нельзя.
А  пока Горький с Луначарским в мае 1918 года обсуждают убийство Второва.Для масона -мартиниста смерть Второва был неким ритуальным жертвоприношением в духе древних языческих праздников,посвящённых смене Весны Летом


Рецензии