Дэвачан Е. П. Блаватская

Теософ, май 1883 г.
Вопрос Р. Гартмана |  Ответ H.P.B. 
Вы позволите мне задать вопрос?  В томе IV, № 2, на стр. 29, я нахожу, что в состоянии, описанном как девачан, духовная монада ведет в течение очень долгого времени существование неомрачённой радости и сознательного наслаждения, однако без активности, без контрастов между болью и удовольствием, без  стремлений и достижений.  Как же сознательное существование без активности или стремлений может быть радостью или удовольствием?  Разве аннигиляция не была бы предпочтительнее такого состояния инертности?  На христианских небесах хотя бы размахивают пальмовыми ветвями и звучат арфы.  Плохое развлечение;  но лучше, чем ничего. Пожалуйста, объясните.  Надеясь, что моя любознательность никого не обидит. 
С уважением, Ваш покорный слуга,
Р. ГАРТМАНН, Ч.Т.О. 
Джорджтаун, штат Колорадо,
31 января. ________________________________________
Вопрос нашего корреспондента уже предугадан важными добавлениями к недавнему «фрагменту» о девачане.  Чтобы понять состояние духовного существования любого рода, необходимо преодолеть план простого физического восприятия.  Нельзя видеть духовное глазами плоти, и нельзя правильно оценить субъективные явления с помощью только тех интеллектуальных размышлений, которые относятся к физическим чувствам.  «Как сознательное существование без активности или стремлений может быть радостью или удовольствием?» Надо бы только подчеркнуть ошибочную идею, которую этот вопрос скрывает, как если бы кто-то спросил вместо этого: «Как может сознательное существование без активных видов спорта и охоты быть удовольствием?» Тяга животного в человеке или даже телесной человеческой природы не является постоянной по своему характеру.  Требования ума отличаются от требований тела.  В физической жизни постоянно повторяющееся стремление к изменениям поражает наше воображение мыслью о том, что не может быть непрерывного удовлетворения без разнообразия занятий и развлечений.  Полностью понять то, как один единственный ход мыслей духовного сознания может продолжаться в течение долгого времени, удерживая внимание (не только, доставляя удовольствие, но и радость) духовной сущности, возможно, только  людям, которые уже при жизни  развили определенные внутренние способности, находящиеся в латентном состоянии в человечестве в целом.  Между тем наш нынешний корреспондент, возможно, получит некоторое удовлетворение от того факта (как объяснялось в последних очерках на эту тему), что в девачане в значительной мере развивается один вид из всего разнообразия;  а именно, тот, который естественным образом возникает из простых тем, закрепившихся в вибрации в течение жизни.  В девачане возможен огромный рост, например, знания, «поиски» которого духовная сущность начала при жизни.  Ничего не происходит с тем духом в девачане, основная нота которого не прозвучала во время жизни;  условия субъективного существования таковы, что импорт совершенно внешних импульсов и чужих мыслей невозможен.  Но если семя мысли было однажды посеяно или поток мыслей однажды был запущен (метафору можно свободно изменять на любой вкус), то тогда ее развитие в девачане может быть бесконечным, так как шестое чувство или шестой принцип является нашим наставником. В таком обществе не может быть никакой изоляции, как материальное человечество понимает этот термин.  Духовное эго, на самом деле, под руководством своего шестого принципа не должно бояться скуки или вздыхать по кукольному домику или коробке с кеглями, а также по арфам и пальмовым ветвям средневековых небес.


Рецензии