Робкие попытки объяснить политику церкви

Недели три-четыре назад из патриархии пришло вот такое любопытное послание, как бы никому конкретно и, в то же время, непосредственно касающееся нас. Тогда мне было не до комментариев – подлечивала в санатории здоровье, пошатнувшееся при попытке донести до начальства сведения о положении приходского духовенства. Вот эта депеша:
«В связи с участившимися случаями появления в информационном пространстве высказываний священнослужителей, который впоследствии тиражируются оппозиционно настроенными интернет-ресурсами, следует обратить особое внимание на то, что взаимодействие епархиальных клириков со средствами массовой информации требует обстоятельного и ответственного подхода.
Напоминаю, что Архиерейский Собор в 2016 г. постановил: «Публичные заявления клириков в информационном пространстве, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках существующих церковно-правовых учреждений и оцениваться в соответствии с нормами канонического права».
В связи с этим призываю Вас повторно донести до вверенного Вашему попечению духовенства информацию о том, что участие духовенства в информационном пространстве должно способствовать разъяснению позиции Церкви, а не вносить смущение в среду верующих».
Управляющий делами МП /подпись/»
Итак, я предаю огласки этот документ «для внутрицерковного пользования». За разглашение содержания такого рода документов нынче положены санкции какие-то. Ну так что ж… «Эко-ся!» -напугали! Да чем нас можно напугать, чтоб нам страшно сделалось после всех трудностей жизни на дальнем нищем приходе? Ну, извергайте из сана великого русского поэта. И за что вы его извергните? За то, что в 6-ти тюремных храмах служил? Что выстроил церквушку в нищем посёлке и 25 лет служил в ней? Что писал стихи о России и о святых? За что? Ну, извергнете, а дальше что? Какой священник сюда поедет? За 25 лет даже на один день не находилось подменного священника. Ну, хорошо: уберёте о.Леонида - дальше что? Вы оставите народ без окормления? Впрочем, если из «общецерковного бюджета», о существовании которого свидетельствовал митр.Илларион, вы выделите деньги на содержание клира и, пусть даже другого священника – не о.Леонида, - я буду стоя аплодировать этой инициативе. Но если «ради куражу» выгоните о.Леонида да ещё церковь закроете, оболгав священника, что он, де, раскольник, - ну, так тоже хозяин-барин, но вот за это уже перед Богом придётся вам отвечать. Надеюсь, в Бога-то вы верите? А если верите, то вам остаётся только, как учит Евангелие: «В терпении вашем стяжите души ваша», - то есть, закройте глаза и заткните уши на наши высказывания в социальных сетях, что, впрочем, вы и так делаете.
«.. участие духовенства в информационном пространстве должно способствовать разъяснению позиции Церкви, а не вносить смущение в среду верующих».
Извините, но «разъяснить позицию Церкви» - задача крайне непосильная. Хамоватый епископат, нищее приходское священство, коррупция – как объяснить эту позицию РПЦ? Это вообще можно как-то объяснить? Объяснить это нельзя, зато можно обвинить протоиерея, в расколе, нарушении Устава церкви и т.д. Обвиняйте себе на здоровье, если у вас совести на это достаёт. Но ваша ненависть к протоиерею имеет ту же природу, что и ненависть ещё дореволюционного архиерейства к протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому) – зависть, что какого-то протоиерея народ любит больше, чем архиереев.
Нам уже по 65 лет. Но наша жизнь близится к закату. Мы всю жизнь благоукрашали изо всех сил церквушку. Что будет после нас? Кто придёт на наше место? Никто. Это реалии внутрицерковной политики: деление приходов на «бедные» и «богатые». Нашу церквушку, только нас не станет, обдерут как липку. Иконы продадут, понапокупают себе автомобилей. На что, кстати, и метили данииловские кадры. Что будет с тюремными храмами – тоже понятно: приедут, пофотографируются, «галочку» в отчёте поставят – и поминай, как звали. К сожалению, это и есть нынешняя «политика церкви».
Патриарх на отпевании нашего великого поэта Сергея Владимировича Михалкова сказал: «Только добрый человек может быть хорошим детским писателем, потому что детская душа отзывчива на доброту». То есть поэт, пишущий детские стихи – это добрый человек. Странно, что при этом патриарх отказывает в доброте поэту Леониду Сафронову, обвиняя его в «слащавом фольклоре».
А между тем, у о.Леонида есть стихи, от авторства на которые и сам Сергей Владимирович Михалков не отказался бы. Леонид Сафронов – это преемник Сергея Михалкова. Русской литературе свойственна традиционность и преемственность. Это как родство. Сын должен быть другим, но, тем не менее, быть в отца, а не в проезжего молодца. То, что поэт Михалков посеял в детской душе, то поэт Сафронов эти сеянцы оберегает, следит, чтоб они тянулись к свету и аккуратно поправляет эти стремления. Если у Сергея Владимировича лирические нотки в стихах звучат как приглашение детской души проявить себя в любви к Родине, родителям, друзьям, даже к кошке: «а у нас сегодня кошка родила вчера котят», то в стихах священника-поэта детская душа, как уже способная самостоятельно существовать в любви, сама ищет этой любви; ребёнок уже самостоятельно созерцает, как растёт его собственная душа: «Ты слышишь, как растёт душа?» Вот иллюстрация преемственности в Евангелии от Иоанна: «…ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».
В 2015 году, когда о.Леонид номинировался на Патриаршую литературную премию, подборка его стихов сопровождалась статьёй Елены Пиотровской, которая ещё в 2011 году защитила диссертацию по теме: «Стили поэзии Леонида Сафронова». Двадцать профессоров московских ВУЗов единогласно согласились с доводами Елены Пиотровской о значимости поэзии Леонида Сафронова. А тут – «ба-бах!» – и на тебе: «слащавый фольклор»! Это патриарх Всея Руси свои «двадцать копеек» вставил! Двадцать профессоров нервно курят в сторонке.
Вот патриархия обеспокоена, что мои «безответственные» выступления могут быть использованы «оппозиционно настроенными интернет-ресурсами». Полноте! Неужели можно серьёзно считать, что «оппозиция» станет переживать из-за того, что патриархия русского поэта гнобит? Наоборот, её радует русофобское отношение священноначалия к русскому поэту. Уже пять лет, как патриарх знаком с поэзией протоиерея Леонида Сафронова, но, тем не менее, пять лет дети не читают его стихов, которые формируют в детской душе образ Родины, образ труда, образ семьи… Но пять лет дети слушают навальных, нападают на полицию, приобщаются к содомии; некто Быков имеет наглость зваться «русским поэтом» и без зазрения совести преподносит детям русскую литературу так, как считает нужным, то есть извращает её и тем самым калечит и растлевает детские души. Это политика Церкви?
Ну, что ж, ничего другого нам в этой ситуации не остаётся, как требовать «суда кесарева», то есть выходить на самого Президента, вернее: на его Совет по культуре для разрешения данного недоумения по поводу значимость творчества поэта. Как вам такое? Самим нам выходить на президента или вы, всё-таки сами презентуете творчество поэта Сафронова на президентском Совете?
P.S. Вот, посоветовавшись с духовными чадами, о.Леонид решил провести сейчас в декабре крестный ход. Вот это объявление: «Верхнекамский район – это место подвигов преподобного Трифона Вятского, а также – территория, в своём роде знаменитого, Вятлага. Тысячи исповедников христовых полили эту землю потом и кровью. В их честь решено на «Николу Зимнего» провести крестный ход от п.Рудничный до п.Лесной. Длительность крестного хода 5 дней: с 14 дек. по 19 дек.. Но человек предполагает – Господь располагает. Крестный ход – это тяжёлый труд даже в летнее время. Нынешним крестоходцам предстоит пройти 100 километров. Будем молиться, чтобы погодные условия не сделались непреодолимым препятствием для крестоходцев. Чтобы на всём протяжении не покидала их молитвенная радость. Чтобы святитель Николай сопутствовал их благому подвигу и не покидал их в минуты возможных малодушных сомнений, свойственных человеческой природе.
Выход из Рудничного 14 дек. в 7.00. Экипировка – в соответствии с погодными условиями и молитвенным настроем.
Пометки просьба присылать на электронную почту safronoww@yandex.ru. Пожертвования высылать на карту Сбербанка: 2202 2006 8667 7808 (карта о.Леонида). Карта привязана к номеру телефона: 89195151774(номер .Леонида).
Всех спаси, Господи!»
Объявление было «вывешено» в интернете 4 декабря, а уже 5-го наш Уржумсвкий архиерей изволил гневаться и запрещать Крестный ход. Надо же, какая оперативность!
В чём дело? Мы, когда ещё у нас машины не было, если хотите знать, по маршруту намечающегося крестного хода и зимой, и летом десять лет передвигались. Что ж тогда никого это не волновало? Ну, попробовали тогда попросить архиерея помочь с машиной. Он ответил: «Может, я вам ещё и автобус должен купить?»
Получив запрет от архиерея, мы не долго оставались в недоумении, почему начальство недовольно нашей идеей провести крестный ход. Наши недоумения разрешила вот такая любопытная смс без подписи: «Доброго вечера, отец Леонид. Напоминаю Вам, что Владыка не благословил Крестный ход, который Вы планируете в декабре. Одновременно сообщаю, что сбор денег на личную банковскую карту противоречит Уставу РПЦ. Если же Вы ослушаетесь правящего архиерея, то Крестный ход будут останавливать уже светские власти». Вы серьёзно нас, а заодно и «светские власти», за дураков считаете? Или Вы задумали «светские власти» подвигнуть на борьбу против статьи Конституции, в которой о свободе совести говорится? На пьянку накануне Дня защиты детей что ли мы народ собираем? Или на несанкционированный митинг в поддержку Навального? Или против пандемии восстание поднимаем? Нет, мы всего-навсего реализуем свои религиозные потребности. Как это противоречит Уставу РПЦ? Все эти слова про «светские власти» - чистой воды поэзия, проза же жизни вот она родимая: «сбор денег на личную банковскую карту». Деньги – это наше всё, а тут мимо архиерея, да? Хорошо, мы немного подкорректируем: «кто желает пожертвовать на издание книги о.Леонида просим…» - и дальше номер личной банковской карты, и в графе «сообщение» - «на поэзию». Согласно постановлению Синода, о.Леонид имеет полное право заниматься своей профессиональной деятельностью как литератор. Всё? Страсти по «личной банковской карте» улеглись?
Вас, судя по всему, не интересует, на что священник должен жить, как платить за отопление церкви? Пожертвования - только через банковские реквизиты храма? Вы считаете это удобно: возиться с реквизитами, чтобы «перекинуть» сто-пятьсот рублей? Чтоб вы были в курсе, сообщаю: а) величина пожертвований за ноябрь месяц составила 13000 руб., б) на отопление (ноябрь не очень холодный месяц) ушло 4100 руб.. В декабре пожертвований от Богослужений ожидаем 20-25 тыс.руб. – на отопление: около 20 тыс. руб.. Январь: как-то в один год пожертвований было 20 тыс. руб. – а на отопление нужно было 35 тыс. руб. Так вот: никто из простых людей не будет возиться с банковскими реквизитами. А богатых спонсоров, которые пользуются банковскими реквизитами, у нас нет. Теперь согласуйте эти данные с Уставом РПЦ и ответьте: на что должен существовать клир? Особо одарённым знатокам Устава предлагаю поменяться приходами, пусть хотя бы январь отслужит на нашем месте. А там, глядишь, богословствовать начнут. (Суббота ли для человека или человек для субботы? И нужно ли (восторгать класы), что бы запитаться!). И вообще: кто мешает перевести Рудниковскую церковь в разряд приписных, поставьте нас на баланс, скажем, Уржумского собора, платите нам жалование, оплачивайте отопление, производите ремонтный работы – и тогда забирайте все пожертвования за Богослужения и сами распоряжайтесь, каким образом производить перевод денег, а пока, как нам удобней, так и будем. Кстати, первое крупное пожертвование о.Леониду было сделано именно для издания книги, а он на эти деньги церковь выстроил. Вот так. Любит наш народ стихи и поэтов.
И ещё: что ж Вы, Владыка, сами не позвонили о.Леониду, а через кого-то мы должны узнавать, что Вы соизволили гневаться? И почему за всё время Вашего пребывания на Уржумской кафедре Вы ни разу не соизволили поинтересоваться не только опытом священника (а этот опыт весьма значителен, в частности: по крестным ходам), но и его творчеством, а также как и на что он существует? Это ниже Вашего достоинства? А вот покойный митрополит Хрисанф мог и позвонить, и номер своего телефона дать… Ещё раз повторяю: протоиерей Леонид Сафронов – великий русский поэт. И будьте добры уважать его в этом качестве.


Рецензии
А чему удивляться? строго логически доказуемо, что с 1-го же Вселенского собора нет нееретичного православия нигде. Да и вообшще все жития святых есть поповские сказки. Про Прп. Серафима Саровского вообще нет ни слова правды в его жизнеописании. А писал его причисленный к лику "святых" начальник монастыря тюрьмы---Чичагов. И вообще Прп. Серафима Саровский умер в тюрьме, причём именно по поповскому доносу, а разБойники чуть его не зарубившие насмерть---были наняты местным иереем. РПЦ это называет Святой Русью, конечно с крепостным правом, обязательным православием и заключением в кандалы на долгие месяцы, плохо посещающих Церковь. Поймите, просто православие на Руси некогда не было не сатанинским, хотя Бог от Русской Церкви не отошёл, что доказуемо. Все войны на Руси---это предмет вероотступничества самих первосвященников. Они авторы крепостного права, и великой смуты в средневековье. Почитайте Второзаконие про проклятья и беды за творимое безнаказанное беззаконие. А Христос пришёл не отменить Ветхое в немощи, но исполнить его. Вот и потому ни один поп не минут самого жестокого наказание, ибо Бог более всего ненавидит служение недостойное, а поповщина спошь тщеславна и глупа, т.е. аналитически совершенно несостоятельна. И как зарывшшие талант по Притче Христа---подлежат осуждению заранее, аки сатана.

Хорошо,что хоть за судьбу прихода беспокоитесь. Ставлю вам зелёную. Всего хорошего.

Роман Невесёлый   21.12.2020 21:25     Заявить о нарушении
Я не буду с Вами спорить. Но Православие - это прежде всего практика. Притом, практика в Духе Святе. Ощущение Благодати. Но если я начну перечислять все так называемые чудеса, которым мы были многократно свидетелями, Вы ведь не поверите. Административно-хозяйственная система имеет свойство вырождаться, но она же может и обновиться, на что мы и надеемся.

Светлана Владимировна Софронова   11.01.2021 20:02   Заявить о нарушении