Достоинства

СТУДЕНТ: Нам в институте по практической журналистике задали написать очерк о своём знакомом. Жертвой своей писанины я выбрал Александра, очень интересного человека. И как-то однажды для своего очерка я спросил его, какие у него есть достоинства. Он стал мяться, скромничать, увёртываться, – в общем, ничего мне не ответил. Тогда я решил задавать ему этот вопрос каждый раз, когда, как мне покажется, будет наиболее удобное время, и задавать до тех пор, пока он мне не скажет что-нибудь удовлетворительное.


Отрывок первый: Александр трезвый.

АЛЕКСАНДР: Давайте заносите потихоньку. Алкоголь сюда ставь. Да, в угол именно.

СТУДЕНТ: Саш, у меня к тебе такой вопрос: какие у тебя достоинства?

АЛЕКСАНДР: Опять?! Отвали уже с этим вопросом. В который раз ты мне его задаёшь? Вот, лучше помоги ребятам стол накрыть или иди помидоры помой.

СТУДЕНТ: Саш, ты же знаешь – я не отстану, пока ты не ответишь. Мне это очень важно.

АЛЕКСАНДР: Да что я могу тут тебе ответить? Я ж тебе сказал, что я человек скромный, хвастаться не люблю, да и не умею. И к тому же если тебе нужны мои достоинства, возьми и спроси у кого-нибудь из гостей: может они тебе скажут то, что надо. Или лучше возьми и напиши, что сам думаешь.

СТУДЕНТ: Да я ничего не думаю, и твой ответ мне гораздо интереснее, так что отвечай.

АЛЕКСАНДР: Да иди ты.


Отрывок второй: Александр пьяный.

СТУДЕНТ: Саша, я тебя люблю.

АЛЕКСАНДР: О, спасибо. Дай-ка я тебя поцелую.

СТУДЕНТ: Не, не – подожди: у меня к тебе есть вопрос. Скажи, какие у тебя всё-таки достоинства?

АЛЕКСАНДР: Ну чё ты? Не надо.

СТУДЕНТ: Саша, я настаиваю, чтобы ты отвечал.

АЛЕКСАНДР: Ну, если так, то ладно.

СТУДЕНТ: Давай, говори.

АЛЕКСАНДР: Достоинства?... Н-да… Их у меня много, но это плохо. Я же возгордиться могу – ты этого хочешь?... Эх, нет! Это ж, вообще, эгоистично, а Саша не такой человек, который эгоист. Тем более достоинства, они не понятны. Вот, ты залпом можешь бутылку выпить, а я с залпом могу её обратно вынуть, тоись, из себя в бутылку, и это классно. Понимаешь? У нас разные, исключающие друг друга достоинства. Их много-много, и, видишь, это плохо. У каждого они есть, но каждый понимает их для себя…
А вот если достоинство. Одно! И не просто достоинство, а достоинство с большой буквы «Д». То это другое, это то, что нам надо. Это ведь чувство (как это называется?)… А, чувство собственного достоинства. Вот… И оно одно на всех. Понимаешь? Тоись, у тебя, у меня оно не разное. У тебя, у меня, у Арсения Стасиславича – оно одно. Надо просто каждому осознать это неделимое достоинство. Тогда мы вылезем из говна.
Это как бы присоединиться к Высшему. Как бы понять, что, мол, я человек, и подняться из лужи. Понимание своего достоинства – это и есть истинное понимание того, что такое человек. А это существо, в своём замысле, не может валяться. Люди просто этого не знают: они не осознали своего достоинства, того самого единого, которое говорит, что такое человек.

СТУДЕНТ: Ого, умеешь ты таки речь толкать. Ща, погоди, слова твои запишу. А ещё у тебя достоинства есть?

АЛЕКСАНДР: О, черти! Меня тошнит.

(Александр убегает).


Отрывок третий: Александр с бодуна.

АЛЕКСАНДР: Газетчик, подай мне бутылочку. Маленькую.

СТУДЕНТ: Подам, только если ты мне ответишь на один мой вопрос.

АЛЕКСАНДР: А, достоинства? Ладно, давай – я тебе сейчас всё расскажу.

(Студент подаёт бутылку; Александр делает несколько жадных глотков).

Достоинства, твои, мои. Эх, если бы я попытался перечислить все свои достоинства, у нас бы и дня не хватило. Их у меня очень много. Да… Такой вот я классный парень. Хотя какой я парень? Нет, я не парень! Я же – мужик, и это как раз есть моё самое главное достоинство. Ну, понимаешь, там мужик сказал - мужик сделал. Я вообще никогда не ныл, всегда шёл вперёд, даже когда мне было больно. Если бы я не был бы мужиком, то всё! Кердык – не вернулся бы я из Вьетнама. Да и многие ребята остались бы там, если бы не я со своими достоинствами.
Помню, мне как-то там оторвало ноги. Но я тогда не звыл, а просто взял, дополз до своих ног руками и этими же, млять, руками прихерачил ноги обратно. Затем я встал, взвалил командира на плечи и побежал. Сзади свистели пули, а спереди в моё едало летела всякая хрень (ну, там листья, палки, бамбук). Это потому что сзади всё к херам сжег напалм, и это подняло ветер. Я подбежал к вертолёту, сбросил там командира и смотрю – забыл автомат. Я побежал обратно, через напалм. Подбираю автомат и вижу, что ускоглазые меня окружили. Я открыл огонь, и жёлтое мясо стало разрываться в клочья, а затем, когда патроны кончились, я уже голыми руками отрывал куски врагов.

(входит Вика);

ВИКА: О боже! Что за клоун!?
(обращается к студенту).
Как ты вообще эти бредни можешь слушать?

АЛЕКСАНДР: Это не бредни, а реальные истории реального Вьетнама. Я там воевал!

ВИКА: Воевал, воевал! Сам вчера, как баба завизжал, когда на коленке паука увидел.

АЛЕКСАНДР: Я просто вчера пошутил! А на самом деле этих пауков во Вьетнаме я живьём сжирал, когда совсем кушать нечего было. И змей тоже жрал, также живьём.

ВИКА: Живодёр!

АЛЕКСАНДР: Настоящий мужчина!

ВИКА: (к студенту). Полгода назад, этого мужчину попросила откупорить бутылку вина. Он двадцать минут над ней коно*бился, а затем поставил бутылку на землю и разбил её ногой. Вот отлично, вот молодец! А? Вторую бутылку пришлось самой открывать.

АЛЕКСАНДР: Да это случайно вышло. Я хотел пяткой, как каратист, выбить пробку. Да и вообще я вина никогда не пил.
(к студенту).
У нас во Вьетнаме только пиво было. Баночное.


Отрывок четвёртый: Александр II трезвый.

СТУДЕНТ: Саш, а ты когда-нибудь бываешь серьёзным?

АЛЕКСАНДР: Нет.

(пауза).

СТУДЕНТ: А если серьёзно?

АЛЕКСАНДР: Конечно, бываю. Приходится иногда.

СТУДЕНТ: А на вопросы серьёзно можешь отвечать?

АЛЕКСАНДР: О, Господи! Опять ты со своим вопросом! Пожалуйста, прошу, отстань.

(пауза).

Хотя знаешь, я тебе всё-таки отвечу. Но сначала скажу вот что: достоинства – всё это фуфло. Их не существуют, пока я один, или пока я думаю только о себе. Лишь когда я рядом с кем-то или живу для кого-то, то тогда могут появиться достоинства. Они ведь всё-таки важны в первую очередь не для меня, а для кого-то другого. И этот кто-то другой имеет большее право судить о них. И раз так, то я тебе скажу слова, которые недавно произнёс мне мой любимый бородач. Я с ним не совсем согласен, но это было приятно и как-то запало в душу. Он сказал тогда, что я – это солнце, которое может согреть каждого, но, увы, согревает только его. Вот так вот… Кстати, как видишь, здесь не только самое главное достоинство названо, а также ещё самый главный недостаток.

СТУДЕНТ: Ну, да… А кто этот бородач? Я его знаю?

АЛЕКСАНДР: Это Кирилл.

СТУДЕНТ: А, Кирилл! Да, знаю его: пересекались с ним пару раз. Отличный парень!

АЛЕКСАНДР: Я его, правда, до сердечного приступа довёл.

СТУДЕНТ: Как так?

АЛЕКСАНДР: Да как-то так. Случайно совершенно вышло. Я даже не знаю, что сказать. Мы у моей бабушки как-то гостили, а город там чужой, опасный – разбежаться друг от друга некуда, поэтому мы провели целый день вместе. Тут у него инфаркт и случился. Потом у врача спрашивает: доктор, доктор, что это было? А доктор ему так и ответил: Саня.

17 октября 2015 года


Рецензии