Насреддин, созданный В. Соловьевым

В чем заключалась «вера» Ходжи Насреддина в книге В.Соловьева? Этой «верой» была любовь к жизни и к людям со всеми их слабостями. Вот это и есть настоящая любовь и настоящая радость, столь редкая в мире людей.

 Ходжа смотрит на человека сквозь его эго и видит его сущность, осознавая при этом наличие эго и трезво его оценивая. Именно поэтому естественно складываются его отношения с одноглазым вором, эго которого постепенно трансформируется.

 Вера во внутреннюю порядочность людей продуктивнее недоверия.

Насреддин Соловьева вовсе не суфий, каким считает его мусульманский мир. Он принимает жизнь, не избегая ее страданий, а уж тем более - радостей. Сам Соловьев уж тем более не проповедник учения Будды, и если и ценит радости текущего момента, - к прошлому он относится гораздо внимательнее и уважительнее.

Вот одно из прекрасных отступлений в «Очарованном принце»:

«Все, все проходит; бьют барабаны, и базар затихает – пестрый базар нашей жизни. Одна за другой закрываются лавки суетных мелких желаний; пустеют ряды страстей, площади надежд и ярмарки устремлений; становится вокруг тихо, просторно, с неба льется грустный закатный свет, - близится вечер, время подсчета прибылей и убытков.

Вернее – только убытков; вот мы, например, - многоскорбный повестователь этой истории, не можем, не покривя душой, похвалиться, что заканчиваем базар своей жизни с прибылью в кошельке.

Миры совершают свой путь; мгновения цепляются за мгновения, минуты – за минуты, часы – за часы, образуя дни, месяцы, годы, - но мы, многоскорбный повествователь, из этой вечной цепи ничего не можем ни удержать, ни сохранить для себя, кроме воспоминаний – слабых оттисков, запечатленных как бы на таящем льду. И счастлив тот, кто к закату жизни найдет их не совсем еще изгладившимися: тогда ему, как бы в награду за все пережитое, дается вторая юность – бесплотное отражение первой.

Она не властна уничтожить морщины лица, вернуть силу мышцам, легкость – походке и звонкость – голосу; ее владения – только душа. Встречали вы старика с ясными и светлыми глазами? Это юность, повторенная в его душе, смотрит на вас, это бесплотный поцелуй из прошлого, подобный свету погаснувшей звезды, это блуждающий где-то и наконец вернувшийся к нам обратно звук струны, которая давно уже отзвенела.

Да будет ниспослана такая милость и нам за все наши горести и утраты: пусть никогда не изгладится в нашем сердце благословенный оттиск, оставленный юностью, - дабы, вернувшись к нам на закате, узнала она дом, в котором когда-то жила…»

Лично я столько драгоценных и согревающих душу воспоминаний храню в моей душе!  - и, думаю, именно они отодвигают старость.


Рецензии
Спасибо, Владимир, что рассказали об одной из моих самых любимых книг!
Время от времени мне доставляет истинное наслаждение взять её в руки и прочитать хотя бы несколько строк.
Вот и сейчас я достала с книжной полки небольшой томик в тёмно-красной дерматиновой обложке, на которой узорно отпечатано:
Леонид Соловьёв "ПОВЕСТЬ О ХОДЖЕ НАСРЕДДИНЕ". Лениздат. 1980 год
Часть первая - "Возмутитель спокойствия"
Часть вторая - "Очарованный принц".
Книге уже сорок лет, страницы её пожелтели. Но по-прежнему звучит со страниц весёлый и мудрый голос великолепного писателя, слышны шутки несравненного Ходжи.
И дорога звенит и дымится под копытами его ишака...

Вы нашли и напомнили читателям прекраснейшее отступление, Владимир!
С искренней благодарностью и признательностью,

Элла Лякишева   20.12.2020 22:47     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Элла. Рад совпадению наших вкусов. По просьбе дочки, живущей в Бейруте, я года три назад даже написал краткий сценарий по "Возмутителю спокойствия", но потом мы это дело отставили, сообразив, что ливанские мусульмане такого Насреддина не воспримут. Всех Вам благ, и пусть Высшие силы сберегут Вас и Ваших близких от пандемии. С Наступающим!

Владимир Микин   20.12.2020 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.