Смысл любви в понимании Владимира Соловьёва

В. С. СОЛОВЬЕВ. СМЫСЛ ЛЮБВИ.
Краткое содержание произведения.

Любовь, о которой идёт речь,
автор называет половой,
поясняя это так:

"Я называю половой любовью (за неимением лучшего названия) исключительную привязанность (как обоюдную, так и одностороннюю) между лицами разного пола, могущими быть между собою в отношении мужа и жены, нисколько не предрешая при этом вопроса о значении физиологической стороны дела."

СТАТЬЯ 1. Смыслом любви не является
размножение.

1. Смыслом любви не является
размножение.
Это доказывается тем, что,
с одной стороны,
чем проще организмы,
тем более они размножаются,
но тем менее в их отношениях наблюдается что-то,
напоминающее любовь,
а со стороны другой,
чем организмы сложнее,
тем более они приближаются
к любви,
но тем менее у них потомство.

2. Любовь часто бывает очень индивидуализированной -
о смене партнёра часто не может быть и речи,
даже если его нет в живых,
что совершенно противоречит пониманию любви как
средства размножения.
Если же любовь оказывается взаимной,
в результате вовсе не обязательно рождается
какой-то необыкновенный человек,
который, казалось бы,
мог появиться только от этой пары;
если же необыкновенный человек рождается,
то чаще от самых заурядных отношений,
а вовсе нет от какой-то именно любви.

3. Происхождение Иисуса Христа
показывает, что
непосредственно любовь участия в Его происхождении
не принимала:
Его предки родились от самых обыкновенных отношений,
люди же, испытывавшие именно любовь,
не произвели на свет потомков,
ставших впоследствии Его непосредственными предками.

СТАТЬЯ 2. В любви между людьми противоположного пола
реализуются прежде всего
признание ценности человека самого по себе
и выход человека за пределы собственного изначального эгоизма,
данного ему в силу отдельности существования каждого человека,
выход из эгоизма реализуется путем устремления
к другому равному себе,
но одновременно противоположному,
существу.

1. Индивидуальность каждого человека настолько ценна,
что не может быть средством для
каких угодно, даже самых возвышенных, целей.
Человек, в отличие от всех других живых существ,
обладает сознанием, способным к осмыслению
всего мироздания,
поэтому нет смысла в существовании какого-то ещё
более совершенного вида жизни,
чем жизнь человеческая.
Выше человека в плане совершенства сознания -
только Бог,
так как Он уже всё понимает
и не нуждается в улучшении.
Человек же, хотя и не идеален,
обладает способностью
к неограниченному развитию своего ума
и приближению к Уму Божественному,
поэтому как вид живого существа
человек есть живое существо самое совершенное.
Всё дальнейшее совершенствование типов жизни
может происходить в пределах совершенствования жизни человеческой.

2. Любое живое существо
служит целям Мирового Разума, Бога,
но только человеку дано это осознавать.
Поэтому жизнь других живых существ не имеет большей ценности, чем время их индивидуальной жизни,
так как индивидуальная жизнь каждого из них не вмещает в себя понимания собственного места в жизни всего мира,
они осознают себя только как
отдельных существ.
Человек же может вместить себя понимание своего места
в общем мировом процессе,
и потому его индивидуальная жизнь имеет бо;льшую ценность,
чем просто время его жизни.
Однако само по себе это понимание
является лишь теоретическим,
практически же каждый человек
всегда остаётся отдельным от всего остального мира
живым существом.
Поэтому развития одного только понимания
для человека недостаточно.
Реализовать на практике
единство с миром
человек может только путём любви,
так как любовь -
противоположность эгоизму,
которым на практике и проникнут
каждый человек
в силу собственного существования
как отдельного существа.

3. Зло эгоизма не в утверждении человеком
собственной значимости -
любой человек значим -
но в отрицании той же значимости
у других.
Эгоистичность преодолевается через любовь,
а любовь - это когда
некто или нечто вне преодолевающего эгоизм существа
становится для него важнее его самого.
Но как бы человек ни любил,
он остаётся эгоистом
просто в смысле существования себя
как отдельного существа.
Для преодоления эгоизма в самом корне
он должен полюбить существо,
полностью равное ему по содержанию,
но противоположное
по форме выражения этого содержания.
И реализуется это
в любви между людьми противоположного пола.

4. В других видах любви
отсутствует или равенство в достаточной степени,
или различие.
В любви к Богу
человек становится просто ничем
ввиду огромности Бога.
В любви родительской
есть несоизмеримость жизненного опыта,
также родительская любовь
имеет не зависящую от воли обеих сторон
физиологическую основу,
в связи с чем родительская любовь
в определенной степени вынужденная,
не свободно идущая из души.
В дружбе лиц одного пола,
даже самой близкой,
недостаёт формального различия друг друга.
В любви к человечеству, государству, науке, искусству и т. д.
объект любви ещё менее соизмерим
с данным конкретным человеком.

СТАТЬЯ 3. Любовь открывает в человеке способность
видеть, каким в идеале должен быть человек.
Другими способами этот идеал
воспринимается лишь теоретически.
Цель любви -
реализовать этот идеал.

1. Любовь между людьми противоположного пола
изначально есть мечта
о чем-то очень возвышенном и романтичном,
на деле же всё оказывается
намного прозаичнее.
И хотя это не мешает
продолжению человеческого рода,
и даже продолжению успешному,
изначальная мечта настолько прекрасна,
что вопрос её осуществления
остаётся актуальным,
особенно в свете того, что
предел духовному развитию человека
не представляется существующим,
ведь на протяжении тысяч лет
человечество мечтало о многом,
что осуществилось лишь недавно, -
поэтому можно надеяться, что
когда-то и мечта об идеальной любви
станет реальностью.

2. В изначальном чувстве любви
дано нечто лишь в зачаточном виде,
человек этим и довольствуются,
в то время как нужно это развивать.
Такова причина, почему
любовь остаётся лишь мечтой.
Любовь в зачаточном виде есть
придание исключительного значения человеку и
желание единства с ним.
Как правило, развитие
останавливается лишь на
физиологическом обладании любимым лицом
и житейском союзе с ним.
Необходимо же идти дальше -
чтобы индивидуальность любимого человека
действительно обрела исключительное значение
и чтобы единство с ним так же
вполне было реализовано.

3. Любовь видит человека в идеальном свете,
но ведь человек и должен быть
в идеале идеальным,
поэтому любовь открывает на практике,
каким человек в идеале должен быть,
другими же, кроме любви, способами,
этот идеал можно воспринять лишь теоретически.

4. Физическая и житейская близость есть
лишь средства для реализации цели любви,
причём средства не достаточные,
они - внешние факты,
а ни что внешнее само по себе
значения не имеет.
Средства не должны занимать места цели.
Реализации цели любви мешает
смертность и материалистичность
нашей жизни,
любовь же зовёт к
вечности и одухотворенности.
Обычная же жизнь такова, что
и не достойна вечного продолжения,
даже если направлена на самые возвышенные задачи,
так как не сообщают вечной значимости
жизни человека -
человек создан для большего,
только любовь открывает то,
что, будучи реализованным,
достойно вечного существования,
то есть в идеале любовь должна приводить к
бессмертию, в том числе физическому,
к одухотворению даже тела
настолько сильному, что
любые недостатки утрачиваются.

СТАТЬЯ 4. Цель любви -
становление женщины
воплощением Вечной Женственности,
мужчины -
воплощением Бога.

1. Жизнь различных живых существ
вечна благодаря продолжению рода,
но это вечность лишь рода,
а не отдельного существа.
Чем ниже форма жизни,
тем более воспроизведение потомков
приводит к прекращению индивидуальной жизни
родителей,
тем более родовая жизнь
превалирует над личной.
Чем более жизнь совершенна,
тем менее продолжение рода
означает ущемление жизни личной.
Следовательно, логично предположить, что
на высшем уровне жизненного совершенства -
в жизни человеческой в идеале -
родовая жизнь нисколько
не должна ущемлять личную.
Смерть есть распад существа,
причём само разделение на полы
уже есть начало смерти.
В любви же человек стремится
это разделение, начало смерти,
преодолеть.

2. Любовь только физическая есть
неправильное отношение к человеку,
ведь тело - лишь часть человеческого существа,
а ставится эта часть на место целого.

3. Человек - существо составное.
Что правильно для одной его части,
может быть неправильно для другой,
а потому и не быть верным для
всего человека.
Физиологическое влечение к противоположному полу
естественно для человека как физического тела,
но ограничивается социально-нравственной природой человека,
физиологическое соединение
уступает место соединению социально-нравственному обычно в форме семьи.
Но выше этих двух природ
находится Божественная природа человека,
поэтому ещё выше -
Божественное соединение любящих,
и только на этом уровне возможно
достижение цели любви.

4. Основное нарушение в отношении любви
заключается в том, что
задачи всех видов любви -
физической, социально-нравственной и Божественной -
осуществляются отдельно друг от друга,
причём любовь духовная занимает
наименьшее место.
Если любовь только духовна, то
она стремится к разъединению души и тела,
но это с успехом может быть осуществлено смертью.
Истинная любовь едина,
включает в себя всё в единстве.

5. Как Бог созидает Вселенную
из ничего,
не получая ничего взамен
как Христос созидает Церковь
на материале уже существующем,
не получая ничего по существу,
но увеличивая масштаб своего собирательного Тела,
так мужчина должен созидать женщину,
сам при этом становясь вполне человеком.

6. Любовь открывает то,
каким человек должен быть в идеале,
с точки зрения Бога,
в нашем же мире человек другой.
Через этот идеальный образ
любовь открывает нам Бога.

7. Поскольку Вселенная относится к Богу
так же, как женщина к мужчине и
как Церковь (Невеста Христа) ко Христу,
то Вселенная для Бога -
Вечная Женственность.
Поэтому женщина для мужчины является
выражением этой Вечной Женственности.
Цель любви, по словам автора -
"превращение индивидуального женского существа в неотделимый от своего лучезарного источника луч вечной Божественной женственности".

СТАТЬЯ 5. Стремясь к достижению цели любви,
нужно стремиться и к увеличению единства всей Вселенной.

1. Ошибкой является то,
что физическое соединение,
которое должно быть на последнем месте,
ставится на место первое,
на место Божественного соединения.
Для достижения цели любви
нужно, прежде всего, верить
в достижимость идеала
и сохранять эту веру.
Достижение цели не может
осуществляться любящими
в отрыве от их включённости
в общую жизнь человечества,
так как любовь по природе подразумевает единение
и потому всеобщему единению противоречить не может.

2. Реализация цели любви
может осуществляться только
в единстве со всем человечеством
ещё и потому, что
без предыдущих поколений
невозможно было бы настоящее
такое, какое оно есть,
поэтому единство с человечеством необходимо
уже хотя бы из одного уважения.

3. Физический мир содержит в себе
прежде всего несовершенство
уже на уровне своего пространственно-временного устройства:
одно событие сменяется другим,
вытесняя его,
не будучи возможным быть с ним одновременным,
два тела не могут одновременно занимать одно и то же пространство.
Смысл мирового процесса -
в преодолении этой разорванности,
в том числе и на элементарном
пространственно-временном уровне.

4. Достижение цели любви
невозможно без единения
всей Вселенной.

5. Все частные формы единения
способствуют единению Вселенной.

ОБОБЩЕНИЕ.

Любовь - это чувство,
позволяющее наиболее выразительно понять,
каким в идеале должен быть человек,
и дающее возможность достигнуть этого идеала.
Это осуществимо только в любви
между людьми противоположного пола,
могущими находиться в супружеских отношениях,
так как в этом случае
они друг для друга одновременно
наиболее равны,
благодаря чему истинно способны понимать друг друга,
и наиболее противоположны,
благодаря чему взаимное влечение наибольшее.
Женщина в идеале должна стать
воплощением Вечной Женственности,
мужчина - воплощением Бога.
Любовь настолько ценна,
что ничто другое
не является её смыслом,
даже размножение,
так как человек никогда не есть средство.
Любовь есть стремление
любящих к единству друг с другом, поэтому
для достижения цели любви
необходимо стремиться
и к единству всего мироздания.

КРАТКИЙ ВЫВОД.

Любовь начинается
с мечты о чем-то необыкновенно прекрасном,
смысл любви - это необыкновенно-прекрасное реализовать.
Человек совершает ошибку,
когда житейские вопросы
ставит на первое место,
отставляя в сторону сами первоначальные мечты.
Всё житейское -
лишь средство,
причём средство ещё не достаточное,
стремиться же нужно, прежде всего,
к реализации изначальной мечты.

P. S. Поскольку у меня складывается впечатление, что это самый читаемый мой текст, но сам не считаю его таковым, то приглашаю ознакомиться с главным - http://proza.ru/2023/12/19/1453.


Рецензии