Высшее образование

               
    В инженерском кабинете, за инженерским столом  сидел грузный человек с обвислыми щеками. Под глазами отёки, словно он в очках, лысый. Выглядел он изможденным и сердитым. А хозяин кабинета, главный инженер мебельной фабрики, сидел за смежным столом  худой, носатый, сидел с опущенной коротко стриженой головой.  Лет инженеру было под пятьдесят, но выглядел он на сорок. Щеголевато одет, при галстуке и белой рубашке. В кабинете присутствовали еще три человека,  директор мебельной  фабрики по фамилии Попов, следователь прокуратуры и дознаватель полиции.

 Момент был весьма пикантный. Главному инженеру предстояло дать ответы на вопросы представителя вышестоящей организации и в первую очередь представителям правопорядка. На мебельной фабрике произошло ЧП:  погиб человек при разгрузке лесовоза. Мебельная фабрика сама заготавливала кругляк, пилила из него  бруски и доски, сушила, делала мебель и отправляла её в вышестоящую организацию, где её и реализовывали.

---- А я-то считал, что у вас на фабрике всё в порядке. А у вас тут черт -те что творится. В отчетах у вас всё в ажуре, - нахмурив полуседые брови, устало начал совещание грузный человек. Был он представителем вышестоящей организации,которая купила фабрику три года назад за долги. Разборка эта не входила в его планы. Он приехал из Красноярска праздновать, хвалить мебельную фабрику за отличную работу,, которая стала рентабельной – и план гонит и прибыль получает, а тут такое! – Попов, куда вы смотрите? Надо не  отчеты хвастливые сочинять, а на технику безопасности обращать внимание в первую очередь.

--- Кто у вас тут за технику безопасности  отвечает?

      Директор фабрики, человек молодой, перешедший на фабрику из дорожного строительства, мало чего смыслящий в лесном хозяйстве, да и в мебельном мастерстве, тоже, сидел напротив своего главного инженера за тем же столом, и хмурил брови.  Вместе с ним на фабрику перекочевало прозвище, прикипевшее к нему ещё когда он работал прорабом, стройцеха в совхозе. «Брыластый», толстый и широколицый, поморщился и нехотя ответил:

------ Да, вот, Алексей Алексеевич, главный инженер.

----- Алексей Алексеевич, как же так получилось, что человек погиб?

      Щеголеватый главный инженер, прежде уставившийся  взглядом в стол, поднял голову, поморщился и с вызовом произнес:

---- Да очень просто! Бревно свалилось на голову! Да все уже знают как. Были на месте происшествия и полиция, и медицина, и следствие, и Вы, наверное, уже слышали.
 
----- Я хочу услышать это от Вас, Алексей Алексеевич, от лица, ответственного за несчастный случай.
   
    Алексей Алексеевич помолчал, подумал несколько секунд, посмотрел вверх, как будто искал там ответа и выдал:
----- Сучок виноват!
----- Какой сучок?
----- Обыкновенный! Не обрубили под корень!
 
----- У вас что? Брёвна вместе с сучками из тайги привозят?
---- Выходит так!
   
---- Причем тут сучок?

---- А притом, что лесовоз был перегружен, а бревно с сучьями сверху лежало. Когда коники открыли, оно покатилось  на грузчиков. Сучок сработал как домкрат….

---- Тут не сучок виноват! -  Попов готов был всю вину свалить на главного инженера.

--- А кто?

---- Виноват тот, кто перегрузил лесовоз, кто не обрубил сучки,  кто коники открывал, кто не проследил за всем этим процессом. А это ты Алексей Алексеевич.

---- Я, кругом я! А почему в лесосеке нет мастера? Ты, Юрий Гаврилович, все на меня взвалил! Механика на фабрике нет, а техники много! Снабженца нет!  В лесосеке тоже никого ответственного. Разве я всюду успею?!  И за один оклад. Мизерный, по нынешним временам. Все гонятся за выработкой! И лесорубы, и лесовозчики. Лесхоз деляну отвел за сорок километров от дальней деревни, да сорок до деревни. Леса в деляне, можно сказать, нет, дороги нет. Месяц дорогу били. Ты сам, Юрий Гаврилович, руководил этим процессом, дорожник, знаешь, как  дороги даются. Вот и крутимся, выкручиваемся! Я не был в этот день в лесосеке. Ты знаешь, где я был. Я запчасти искал.

---- По штатному расписанию нам не положено иметь мастера лесозаготовок, снабженца – тоже, а механиком к нам никто не идет. Техники много,  и старая.
 
---- А я козёл отпущения? Вешаете на меня ещё и мастера лесозаготовок.

---- А кто Вы по образованию? – поинтересовался вышестоящий представитель.

---- Специального, лесного, да и мебельного, образования у меня нет! – признался главный инженер - У меня лётное училище, а оно приравнивается к высшему. Я двадцать лет пролетал бортмехаником на тяжелых Анах и Илах. Я капитан в отставке.

    Все многозначительно переглянулись. Представитель вышестоящей организации откинулся на спинку стула:

---- А как Вы попали на мебельную фабрику?

---- Сюда требовался главный инженер. Я пришел и меня приняли.

---- Вот как! Придется увольнять по несоответствию.

---- Увольняйте. У меня пенсия в несколько раз больше вашего оклада.

   В кабинете воцарилось молчание. Немая сцена длилась с минуту.
    И в эту тишину ворвался телефонный звонок. Телефон, висевший на стене, включенный на громкую связь, выдал:

----  Лёшка, ты где?  - это был голос матери. Она звонила из дома.

---- Мам, я в конторе. У меня совещание идет, - ответил Алексей Алексеевич, - взяв трубку  с инженерского телефона.

---- Совсем засовещался! - выдала мама, - Брось ты эти совещания, толку с них…. Коровы пришли, Доить надо. Скоро вечер…

     Ни у кого из присутствующих  не нашлось  слова, все, молча, смотрели на щеголеватого Алексея Алексеевича.  Ни у кого  не укладывалось в голове, что этот щеголеватый главный инженер доит коров. Такое обстоятельство несколько развеселило  присутствующих, внесло коррективы в ход совещания.

----  Где Вы, Алексей Алексеевич,  до фабрики работали? – спросил представитель вышестоящей организации. – На животноводческой ферме  или прямо с самолёта сошли?

    Вопрос был оскорбительным. Главный инженер не хотел на него отвечать, поднял на потолок взгляд и молчал. За него ответил «Брыластый»:

---- Я пришел на фабрику после него,  узнал. Оказывается, он уже десять лет как на пенсии, прошел, как говорится, огни и воды, облетел весь Советский Союз и приземлился в родном доме. Поработал уже и в совхозе, и в народном образовании, и в ПТУ. Нигде не прижился.

    «Брыластый» недолюбливал главного инженера за его прямоту в суждениях и честность в поведении. За двадцать лет работы в военной авиации  Алексей Алексеевич не научился лгать и подтасовывать факты.  За полгода, проработанные на одном предприятии с «Брыластым», они уже не единожды сходились в жарких спорах и выражениях неприязни друг к другу.  «Брыластый» и оклад главному инженеру не повышал, ждал, когда он сам уволится.

---- А ты сам-то, Юрий Гаврилович, сколько организаций  прошел?  – И в совхозе, и в коммунхозе, и в дорстрое поработал - парировал Алексей Алексеевич. – У тебя ведь тоже никакого образования, одна наглость имеется. С такими начальниками как ты не приживёшься.

---- Все такие плохие? А что ты ожидал? Это не армия. В армии все командиры хороши. Там слушаться приходится.

---- Да, гражданка это не армия… - согласился Алексей Алексеевич, - Он хотел ещё что-то сказать, но вышестоящий представитель перебил:

--- Ну, что? Совещание надо заканчивать? –  представителю из Красноярска, не понравилась такая перепалка между директором фабрики и его главным инженером – По-моему, тут всё ясно.

---- Да я сам уволюсь!  - заявил главный инженер. – Прямо сейчас напишу заявление и побегу коров доить. Они мне больше дают, чем ваш оклад. Или вы меня сейчас арестуете? – С улыбкой добавил Алексей Алексеевич.

     Ответа не последовало, и Алексей Алексеевич покинул кабинет.

  ----  Да Вы посмотрели бы на его усадьбу, где он живёт, - Обратился «Брыластый» к оставшимся, когда его главный инженер вышел, – Завал и полный развал! Не умеет ни пилой,  ни топором, а лезет в инженеры. Как принял дом от отца, так дом и стоит, разваливается на болоте, во дворе завал, постройки  развалились, заборы падают, но коров доит, сено косит.

---- Зачем ему коровы? – удивился представитель из Красноярска. – У летчиков пенсии хорошие.

 ---- Эту привязанность к коровам он из детства вынес. В здешней деревушке вырос.

     Зашел Алексей Алексеевич и демонстративно положил заявление перед директором фабрики:
---- До свидания, товарищи, а лучше прощайте.  Уже завтра можете искать другого инженера, более покладистого. Пусть он повертится на всех должностях одновременно. Я два года вертелся – хватит! В другом месте оценят…

        «Да! – подумал представитель вышестоящей организации, - Наверное, придется и директора увольнять! – Но предприятие как-то работает?  Надо   глубже разбираться».
                Послесловие:
         Вместо уволившегося главного инженера  сразу приняли двоих  управленцев и оклады им установили в два раза большие,  чем у Алексея Алексеевича.


Рецензии
Автор озвучил серьёзную тему, ответственно, творчески грамотно подошёл к её раскрытию. Это позволило ему решить главную задачу - показать значение диалога как стилистического приёма, который не только оживляет рассказ, не только раскрывает внешний и внутренний облик собеседников, но делает читателя участником - заставляет анализировать ситуацию и, исходя из межличностного общения героев, занимать оценочную позицию. Наиболее привлекателен здесь образ главного инженера Алексея Алексеевича, которого двадцать лет работы в военной авиации «не научили лгать и подтасовывать факты» - он сохраняет человеческое достоинство на любом участке работы. К сожалению, так бывает, что в силу разных обстоятельств люди оказываются не в профессии... но нужно везде оставаться человеком ( идея глубокая!). Пусть удача сопутствует вам, Александр, везде и во всём! С уважением и признательностью, Марина Татарская

Марина Татарская   21.01.2021 20:01     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за рецензию. Я заходил к Вам и был сражен глубиной ваших мыслей Ваши стихи так глубоки,что заставляют задуматься над нашей действительностью, над жизнью вообще. Советую прочесть мое эссе "Со мной вот что-то происходит". эта статья не выдумка, это мое сегодняшнее состояние души. А образ Алексея Алексеевича я списал со своего зятя и даже имя не изменил. С уважением Александр.

Александр Тихонов 5   22.01.2021 05:28   Заявить о нарушении