Миллион снов
Толкуют сны. И как не верить сну-то?
Б.Чичибабин.
В «Новом и полном соннике» («Миллион снов»), изданном И.Д.Сытиным в 1901 году по «указаниям лучших авторов и ученых по древней и новой философии и герметике», меня поразило толкование сна с топором. Если приснился топор - это означает «потерю имения или дел». Если приснился стук топора – «к удачному предприятию». Как это точно ложится на символику чеховского «Вишневого сада»! С одной стороны, для Лопахина это действительно удачное предприятие: он настроит дач и крепко наживется. С другой - безусловную потерю имения и всех надежд на будущее… Это уже для Раневской и ее близких.
Не связана ли символика чеховских пьес с широко известной в обиходе символикой сновидений? В этом предположении, похоже, действительно что-то есть, поскольку драматург сознательно создавал в пьесах структуру «настроения». Вольно или невольно он должен был обращаться к средствам суггестии, то есть, внушения. В «Чайке» прием сна использован Константином Треплевым в декадентской пьесе о Мировой душе: пусть приснится то, что будет через 200 тысяч лет… Нина Заречная в упоении любви путает явь со счастливым сном… Вообще замечено, что многие люди, в сущности, не живут, а грезят наяву в силу мифологизированности сознания. В этом случае их толкование событий жизни идентично толкованию сновидений. Не это ли является основой для насыщения литературного текста сновидческой символикой?
В свое время меня поразило удивительное совпадение: пьеса «Чайка» родилась в том же 1896 году, что и теория сновидений З.Фрейда. Венский психотерапевт открыл, что во снах реализуются подспудные желания, сокрытые устремления людей, особенно в сексуальной сфере. К примеру, полеты во снах однозначно истолковываются как проявление юношеской либидозности. Не случайно, должно быть, Аня Раневская на воздушном шаре летала… И Епиходов не случайно постоянно таскается с револьвером в штанах. Все это символы сексуальности. Ну, а сломанный кий у Епиходова – разве это не намек на нереализованную сексуальность? Однажды в Липецке на конференции я рассказал о вечно раскрытом кошельке «порочной», по словам Гаева, женщины Раневской (по Фрейду, это символ готовности к соитию) – так дамы стали стесняться раскрывать портмоне даже в буфете…
Толкования сновидений, всякого рода примет были неотъемлемой частью обиходного сознания русского человека – как во времена Чехова, так и сейчас. В ответ на реплику о зеленом пояске («Три сестры») Наташа мгновенно отвечает: а что, есть примета? И сейчас женщина не допустит, чтобы между ею и любимым человеком прошел посторонний человек: это к разлучению. И сейчас женщина постарается не допустить, чтобы ее волосы оказались в руках постороннего человека: по волосам можно навести порчу.
К Чехову это имеет отношение постольку, поскольку это является частью психологического мира его героев – и его читателей! Можно воздействовать на сознание человека лозунгами, а можно использовать своего рода «двадцать пятый кадр», то есть, средства суггестии. Символика сновидений, широко известная в обиходе, несомненно принадлежит к числу таких ненавязчивых, сокрытых средств воздействия. Кстати, о лозунгах. В «Новом и полном соннике» за 1901 года встреча с агитками предусмотрена и во сне: «Агитатора видеть - неприятное впечатление; последовать за ним - потеря чести, обман или несчастье». Жаль, что Россия в 1917 году забыла об этом предостережении.
Ну, а теперь пройдемся по страницам сонника и сопоставим его толкования с конкретными бытовыми реалиями, которые переполняют чеховские произведения. Их на удивление много, этих говорящих деталей.
Пойдем по алфавиту:
«Анчоус (рыба – Г.Ш.): удача, после которой будут дурные последствия». Хорошо перекликается с фигурой Гаева в «Вишневом саде», который после поездки в город привозит анчоусы и керченские селедки. Ему пообещали место в банке, но при его неумении работать это несомненно обернется катастрофой.
Артиллерист: увидеть во сне артиллериста – к обману. Так случилось в пьесе «Три сестры» наяву.
Аукцион, в котором случит молоток аукциониста, «предвещает недоумение, близость к разорению». Прекрасно ложится на текст «Вишневого сада».
Аэростат: «достижение сладостного упоения в любви или в ином … страстном чувстве». Прекрасная иллюстрация к юношеской влюбленности Ани Раневской, которая «на воздушном шаре летала».
«Бал видеть»: болезнь, расстройство дел; участвовать на бале - быть без дела». Это характеристика всего третьего акта «Вишневого сада».
Бильярд: «потеря места, времени или работы». Это к образам Гаева и Епиходова.
«Вишни»: напрасное ожидание. Ожидание героями итогов аукциона - сон наяву. Действительно, напрасное ожидание.
Дерево рубить - означает потерю. Срубленное дерево - смерть и траур.
Детскую комнату видеть – приятное воспоминание о ранней молодости. Несомненно, относится к первому действию «Вишневого сада».
Играть на бильярде - неприятность.
Калоши надевать: свои - к неудаче, чужие - к препятствиям в делах. Штришок к образу Пети Трофимова, который постоянно теряет калоши.
Камердинер, одевающий вас - знак получения услуги, которая отзовется денежной утратой. Это к отношениям Фирса и Гаева: «опять не те брючки одели».
Нос. Эта портретная деталь играет, как известно, главенствующую роль в повести Н.В.Гоголя. Потерять нос означает убыток или вред!
Огонь. Горящий дом увидеть – опасность в жизни. Как не вспомнить пьесу «Три сестры» с ее пожаром в третьем акте! Сам Чехов, судя по его письмам из Ялты, при виде пожара испытывал страшную тоску.
Скрипка. Играть на ней – быть осмеянным. Прекрасно ложится на образ Андрея Прозорова из «Трех сестер», которому жена наставила развесистые рога.
Топор. Слышать стук топора - удачное предприятие. Видеть топор - потеря имения или дел. Амбивалентный символический образ прекрасно характеризует ситуацию с потерей и приобретением вишневого сада.
Серный запах слышать – к несчастью. Деталь к характеристике действия в пьесе «Чайка». Константин Треплев самолично подбирал символические атрибуты к своему представлению - получается, сам накликал несчастье на свою голову.
Употребление таких «говорящих» деталей говорит вовсе не о том, что Чехов «верил» в приметы, был «суеверным человеком» и проч. Чехов рисовал жизнь со всеми ее нюансами, особенно психологическими – отсюда и внимание к бытовой сновидческой символике. Сны проявляются наяву, навевая необходимое автору настроение у читателя и зрителя.
Свидетельство о публикации №220121700432