Отношения. Часть 4. Мессия

Ошибка ведущего. Случай в стройотряде.


В свободное время от строительных работ, зная, что невдалеке есть колодец, решили однажды совместно прогуляться, испить колодезной водицы, посмотреть окрестности. Однако, как потом оказалось, что из всех идущих к колодцу, только я один знал где, но меня никто не спрашивал. Командир стройотряда, будучи уже не первый год, знает, что есть колодец в направлении по той дороге. Указав направление, пошел туда, и вместе с ним несколько человек.

Идем не торопясь, о чём-то разговоры разговариваются. И вот, дорога пошла немного вниз, и далее — более высокий подъем. И там, на возвышении стоят деревенские дома, и у первого же дома у дороги — колодец. Но ни домов, ни колодца пока еще не видно. Спустились по дороге в самую низину. Справа от дороги — сплошные заросли разносортной травы, по которой не ступала нога ни человека, ни крупных животных (нигде ни тропинки, ни примятой травы нет). На несколько сотен метров просматривается вдаль. Так же как и дорога, с одной стороны, справа (то есть если по дороге, то назад) небольшой подъем, а с другой, где на возвышенности — деревенские дома, плавный высокий подъем, а вперед — лощина еще ниже опускается. Справа вдалеке, начинается лесок, и за кустами есть ручей. В глубоком русле как будто бы в заросшем овраге с крутыми склонами, в тени течет небольшой ручеёк. Но где что расположено не видно; видно только лишь, что мы в низине, и сплошная трава на сотни метров вдаль.

И вдруг происходит нечто: командир стройотряда со словами «Колодец где-то здесь», сворачивает с дороги в эту заросшую дикой травой лощину…
Уверенность слов, что колодец именно где-то здесь такова, что все свернули за ним в глухие заросли травы, и только я один остался стоять, не понимая, что происходит. Стою и смотрю, как они уходят всё дальше и дальше…, хоть бы кто-нибудь что-то сообразил: где здесь в траве колодец? — всё просматривается далеко вперед. Никаких причин искать там колодец, нет. Но все идут в заданном лощиной направлении, вдоль склона. А что там вдалеке — я бы вообще поостерегся ходить; может там топь непроходимая, ведь она еще ниже уровнем. Но «Иван Сусанин» уверено «повел поляков» в болото.

— «А куда вы идете? Колодец-то там».

Я показал направление вверх по дороге, с которой они свернули. Все дружно развернулись и пошли обратно. И, подразумевая, что я долго ждал, чтобы они подальше отошли, в ответ услышал:

— «Сделал гадость — сердцу радость».

А я просто был в шоке, что они ни с того ни с сего, в полной уверенности и всей толпой свернули с дороги. У одного единственного человека в голове что-то «переклинило», и все пошли за ним следом, ни о чём не думая, и ни на что вокруг не обращая внимания.


Бывает, люди ошибаются
Или когда случился стресс
Бессмысленно от цели прочь метаются:
— «Колодец где-то здесь…»

С дороги прочь, но так уверенно идет,
Как будто б: коль в болото забредет,
Он аки посуху пройдет.

***


«Истина дороже»

Люди порой ошибаются, и то, что внешне выглядит абсолютно уверено, как истина, может оказаться ошибкой, как в истории «Ошибка ведущего». Да и бывает, люди кривят душой, умышленно повторяя такого рода ошибки, как будто бы и не ошибка вовсе. Но бывает — не ошибаются. Истина в следующей истории именно истина, то есть без ошибок, а что в итоге-то?

 «Платон мне друг, но истина дороже». Фраза многозначительная, но в оригинале она была несколько иной (Платон был ученик, что отличается от отношения дружбы). А в этой форме фраза содержит двоякий смысл: дружба подразумевает взаимность, что же тогда Платон при разрыве отношений предал друга, которому истина так важна?

История про преподавателя (доцент), которая ближе к исходному смыслу фразы «Платон мне друг…». Из другой жизни, из другой эпохи; пожилой преподаватель пенсионного возраста. Ныне это может быть не актуально, но тогда, в его время и эпоху (пока Советский Союз был еще живой), это было вполне обычно.

Не суть, какой предмет и что конкретно, но скажем так, приходил он консультантом на предприятие. То, что он обнаружил некий непорядок, это любому понятно, что так не должно быть. Но только вот, отстаивание истины ни к чему не привело: всё также шло своим ходом. Кончилось тем, что руководство дало распоряжение, чтобы его не пускали на предприятие.


Сократ великий обучал,
Что истина важней всего;
Да вот подвох, кто применял
В итоге получилось:
                ничего.

Коль отказался от друзей
И нет поддержки в отношениях
Не будет толку даже в истинных решениях.


*** *** ***


«Мессия»



Непреднамеренная ошибка: в общем, понятно. И когда человек отстаивает свою правоту (безошибочно), тоже понятная ситуация. А вот когда умышленно повторяет некие ошибки, как будто бы и не ошибка вовсе: вот это нечто. А вот названия-то — нет, хотя такое было и тысячу лет назад, и, наверное, многие тысячелетия тому назад в древности далекой…

«Ученье — свет, а не ученье — тьма»
Ученье из-под палки — кутерьма.

Чужие знания изучил, а своего ума — уж нет:
Всё мёртво, словно мумия застыла.
И на вопросы даст заученный ответ,
Кто не согласен — троглодит, а он авторитет,
Мессию строить из себя не опостыло.


***
«Ты еси бог, творяй чудеса»


Как будто бог он иль святой
Во все века людей прельщает чудо,
Интригой невозможного — ведет он за собой
Чего с надеждой ждут, появится вдруг ниоткуда.
 
Он таинство постиг,
Понять простолюдину не дано,
Он изучил так много книг,
О чудо: было меньше, стало вдруг равно.
Мессия-прохиндей — таких полно.

***
Наука или не наука, и ведь как-то находят нечто слабое и недостоверное в учениях и представлениях людей. И опираются на это как на абсолютную истину. А тот, кто принял условия игры в мессию, по факту — становится соучастником махинаций, будь то безобидное привлекательное «чудо», будь то издевательство над здравым смыслом, или прохиндейство различной степени или же мошенник. А соучастники игры в мессию, они же еще и жертвы в случае мошенничества.


Велик масштаб обмана МММ
И за долги в тюрьме сидел Мавроди
Финансовый баланс не сходится совсем,
Мошенником прослыл в народе.

Как из долгов вам получить доход
Продолжил он обманывать народ:
Долги растут, но будет чудо,
Появится доход из ниоткуда.

Его становила лишь могила.


Мавроди — из той же группы псевдо мессии. Копит долги до бесконечности; а ведь долг как отрицательное значение (в математике), будучи на координатной плоскости — это действительное число, то есть которое существует в реальности. Ошибка ведущего: попутал координаты с натуральным изменением в экономике. В натуральной мере объект либо есть в некотором количестве, либо его нет. А долги должны иметь обеспечение (то есть залог), что в сумме будет неотрицательно. Вроде бы «прописная истина», но тот, кто ее осознает, не сможет быть таким уверенным, накапливая долги, как Мавроди. Это его внутренняя ошибка, которая как будто чудо дает доход из ниоткуда.

То есть, человека обычно оценивают по эмоциям и поведению, однако даже при явной фальши, именно эмоции и уверенность — неподдельные; ошибка глубоко внутри на подсознании. Вот и получается: «мессия», ведущий людей в никуда.

***

Враги.

Кто не согласен — троглодит, а он авторитет,
Мессию строить из себя не опостыло.

Кто-то само утверждается, кому-то просто нравится, в общем, по каким-то своим мотивам находят нечто противоречащее и фактам, и здравому смыслу (иначе бы чуда не изобразить), и опираются не на твердые факты и проверенные знания, а на нечто внешне эффектное. И ведь удается привлекать внимание и кого-то вести за собой. Но «почему-то» не все следуют за таким «мессией», а находится какой-нибудь «еретик». И как не старались бы, изображая мессию, защищать «великое учение», всё равно находится какой-нибудь неуч, который упорно возражает.


С тех пор, как существует интернет,
Всё спорят,
Вычесть очень мало: будет столько же, иль нет?
Нет доказательств, нет решений:
«Осталось столько же»,
Есть много объяснений.

В дискуссию пришел, чтоб воевать,
Не вникнув в суть, с учебника списать,
За истину фальшивку выдавать.
Война-войной: на контраргументы — лгать.
Как было б здорово,
Коль был бы враг — законченный дурак,
На ложь повёлся бы, признавши поражение.
Вот это было бы…
                мечта, а не сражение.

Но всё равно — «героем» стал,
Он с неучем бесстрашно воевал,
Его нападки отбивал,
Упершись рогом, поражение не признал.

***

«Квартет» (И.А. Крылов)

А что если сквозь эту войну тайно пробьётся враг; с неудобными фактами?
Мессия и иже с ним, они же — критерий истины (а не кто-либо извне). А «концы с концами-то» у них никак не сходятся. И никогда не сойдется, пока они за истину фальшивку будут выдавать. Вот и получается как в басне Крылова «Квартет».

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»,
Квартет зазнался и не внемлет соловья ученье…
Умение — у нас уж есть,
И ноты можем мы прочесть.


***


Софизм

Вопреки хитро спрятанной ошибке, софизм выглядит как нечто абсурдное. И попытка изобразить мессию, порой, воспринимают как софизм; кто-то верит мессии, а кто не верит — воспринимает как софизм.

«Мессия» и его последователи отличаются непоколебимостью в своей вере в чудо. А те, кто против — от них нужно избавляться, прерывая отношения или зачисляя во враги.

Пример. В алгебре: выражение сохраняет равенство или сохраняет неравенство при любых изменениях. Не может и не должно быть такого, чтобы неравенство сменилось бы на равенство: это было бы чудо (мессия), либо абсурд (софизм).  Однако даже среди преподавателей есть те, кто верит в это чудо: «было меньше, стало вдруг равно». И вера эта непоколебима, их так научили: «ученье из-под палки — кутерьма». Другой пример: стихотворение «Знаток людских натур, как будто из карикатур» («отношения, часть 2»). Со стороны выглядит нелепо (софизм), а ведь, возможно, кто-то верит в учение «знатока» и идет за ним (мессия).


Морочить голову охота:
Вы ничего умножите на что-то,
И вы получите в итоге: ничего.
Затем мы делим ничего на ничего
И получаем… кой-чего!
…?

Мы ничего не выполняем,
А результат, глядишь ты, получаем.
Не будет прок, и без толку учение,
Лишь только — умопомрачение.
Не прав был Ломоносов;
Нету в математике ума,
Коль в ней такая кутерьма.

***

Относительно самого Ломоносова и аналогичных ему, изучение математики, пожалуй, «ум в порядок приводит»…

А вот что-же происходит в математике в целом? — Даже школьнику, очевидна глупость «было меньше, стало вдруг равно». А ведь более образованные люди верят в это. Было дело в детстве у меня, на перемене перед уроком математики кто-то выдал этот «шедевр», мол, написано, что…, и мы дружно посмеялись.
А происходит в математике вот что.

Интонация. Порой то, что недосказано словами, передается интонацией и поведением. А порой, смысл может оказаться совсем иным, как, например, из курьезов Михаила Задорного: — «Не знаю, как у вас в Москве, а у нас в России поворачивают туда, куда показывают» (говорит направо, а показывает правой рукой поворот налево).

Мне как-то довелось наблюдать за профессором, обучающим профессиональных математиков. Его слово «доказано» эмоционально звучало с несколько иным смыслом: тема закрыта, а действительно ли доказано или не доказано — даже и не пытайтесь проверять (ни в коем случае и ни под каким предлогом). Да и — «хоть трава после нас не расти», на это никто обращать внимания не будет. Расслабьтесь и ни о чём не думайте, всё закончилось.

Емкий и жесткий эмоциональный посыл для будущих математиков. А ведь прямым текстом такое никто не скажет, но этому учат.


«Доказано»
Как будто утренний туман — сплошной,
Застывший в сумраке и не видать рассвета,
Иль степь за ним, иль над рекой,
Или болото скрыл, ты не ищи ответа.

Застыло всё, и солнца нет,
Узнать нам не дано, когда и будет ли рассвет.
Печать — «доказано»: закрыта тема, вот ответ.


А далее напрашивается вопрос, а как же все-таки,  если есть возражения, а тема закрыта. Не дожидаясь от кого-либо вопроса, ответ был дан историями про великих. Мол, опубликовали переписку, а в ней возражения, что там-то и там-то неправильно.

— «И всем стало я-асно», пауза, «Что он не по-онял».

Вот так откровенно, не подозревая подвоха от стороннего наблюдателя (который не математик), профессор свободно вещал о поведении математиков, о закрытых темах и «отмазках» «понял — не понял».

А ведь в любой ситуации — есть ли доказательство, нет ли доказательств, есть ли ошибка, нет ли ошибки, — в адрес возражающего всегда можно сказать, что он не понял. То есть это благоприятная среда для прохиндейства; идеальная и непробиваемая защита против любых аргументов.

Игра в «понял – не понял» (вместо доказательств). В этой игре нужны не доказательства, а объяснения. А тот, кто в нее включился, в случае махинаций становится соучастником (включившийся в игру соблюдает ее правила).


Не надо думать и решать,
Легко он может объяснять,
И фокусом, как будто истина, — фальшивку выдавать.

И что же в математике происходит? — игра в «объяснения», «понял — не понял», «сильно — слабо» и т.п.; вместо науки.


******

Мессия-грамотей. Заимствованные слова.

Слова, заимствованные из иностранного языка, порой, образуют коллизии, ассоциируясь с чем-то русским.

Для инородных слов особые правила, а слово-то чем-то похоже на русское. И что же делать? — любое действие нарушит какое-то из правил. А поступают: по принципу двойных стандартов, в зависимости от статуса языка-источника. Если это высоко статусный европейский язык (французский, английский…), то «можно» и «нужно» издеваться над родным языком. За счет демонстративной ошибки родного языка — показать свой высокий статус грамотности, недоступный простолюдину.

А если заимствованное слово пришло из языка низкого статуса, то никому нет дела до сохранения оригинала и связи с языком-источником (в приоритете родной язык).


По-русски — чисто говоришь,
Ты никого не удивишь,
А если скажешь по-французски:
Умен, видать, ведь он не русский.

«Брелок», по-русски — окончание на «-ок»,
Нет — это слово по-французски,
Скажи «брелОков», покажи, что ты не русский.
Коль ты родную речь предал — почет и уваженье,
Иначе, от спесивых знатоков получишь унижение.

А «зонтик», значит, невелик,
Коль окончание на «-ик»…
Нет русским окончаньям — подавлять,
Знаток — «зонта» не будет признавать.

***
По-русски правильно «брелков»,
«Брелоков» —
                иностранец,
От спесивых муд…;
Досадно было им, когда Кутузов
Разбил Наполеона и французов.

***

«Научи богу молиться, так он и лоб разобьет».


Вот научи не менять форму заимствованного слова…

Но ведь если в суффиксе «-ок» буква «о» имеет свойство выпадать…
Наверное «чудо» произойдет, и буква «о» перестанет выпадать, если слово не русское. То есть, при произнесении фраз с обычной интонацией русского языка и расстановкой акцентов — «произойдет чудо» и буква не выпадет.

И ведь понимают или интуитивно догадываются, что буква неизбежно выпадет. А как сделать, чтобы не выпала? — Слово, которое обычно «в тени» и произносится быстро, нужно «вывести из тени», сделав на него акцент, и произнести его нарочито медленней. И, конечно, на выпадающую букву — нужно поставить ударение; тогда точно буква не выпадет. Именно так и произносят, искажая привычную интонацию фраз.

Нелепая расстановка акцентов и ударений нарушает выразительность интонации при произнесении фраз. Звучит фальшиво или не о том, о чём хотел сказать…; а ради чего такие жертвы? — только чтобы не произнести «брелки».

Взяв брелок,
Ключом закрыл замок;
И все брелки
Повесил на крючки.

А тот, кто взял брело-оки,
Затормозил на букве «о»: мороки.



Есть люди, у которых настолько много ошибок, что им уже всё равно, что правильно, что не правильно. В отношении них — «мессия» уже не имеет влияния.

«Кто не согласен — троглодит»: своих врагов из группы достаточно грамотных псевдо мессия высокомерно принижает до самого низкого уровня — абсолютно безграмотных: непорядочное отношение к тем, кто не «троглодит», а просто оппонент, осознанно нарушающий бессмысленные правила.



*** ***

«Мессия» и иже с ними.
Для них ошибка, вокруг которой устраивается провокация, — как будто бы не ошибка, а сама цель (таинство), дающая воображаемое превосходство в отношениях с другими людьми.


Чужие знания изучил, а своего ума — уж нет:
Всё мёртво, словно мумия застыла.
И на вопросы даст заученный ответ,
Кто не согласен — троглодит, а он авторитет,
Мессию строить из себя не опостыло.


Рецензии