Радуйтесь с радующимися

(семнадцатая заметка в адвентском цикле)

Соседи радовались двум вещам. Что Елизавета родила, хотя бы в старости. И что она родила мальчика. Когда приближалось время родов, около дома собирались друзья семьи и местные музыканты. Сразу после рождения ребенка объявлялся его пол, и, если родился мальчик, музыканты ударяли в свои инструменты и запевали песни, все поздравляли друг друга и радовались.

Если рождалась девочка, музыканты тихо расходились. Была даже такая поговорка: «Рождение мальчика вызывает мирную радость, рождение девочки – мирную скорбь». В доме Елизаветы была тройная радость. Она родила ребенка, этот ребенок был мальчиком, и о нем дано удивительное пророчество: он представит Господу народ приготовленный.

(Кстати, о музыкантах. Недавно послушал несколько рождественских проповедей, в одной из них проповедник упомянул об обычае приглашать музыкантов к дому, где должен был появиться на свет ребенок, и посетовал на то, что у Иосифа в дороге такой возможности не было. Так вот, давно прочитал, кажется, у Баркли красивенную мысль: да, Иосиф не мог себе этого позволить, но Бог восполнил эту нужду – Небесный Отец послал небесных музыкантов, которые исполнили перед пастухами гимн в честь рождения Божьего Сына).

Возвратимся к Елизавете. Она выдохнула: Господь «призрел на меня, чтобы снять с меня поношение» (Лук.1:25). Выходит, несмотря на их праведную жизнь, их поносили («снять с меня поношение»). Непросто им было нести бремя бездетности. В тоске по детскому голосочку прошли десятилетия жизни священника и его жены. Можно представить себе день, когда Елизавета прошептала Захарии: «Все, теперь уже я точно не смогу забеременеть». Скорее всего, после этого Захария перестал молиться на эту тему, иначе почему он воспринял известие ангела с сомнением.

В торжестве родившей первенца Елизаветы – не только сентиментальная радость материнства, но и нотки веры, ликующей о появлении Самого Бога на сцене человеческой истории. Бог, Который омолодил омертвевшую утробу Сарры (Рим.4:19), вдохнул жизнь и в бабушку Елизавету, а главное – дал зачать девушке Марии от Святого Духа (Мф.1:18). Это все звенья одной евангельской истории, такой божественной, такой человеческой, такой чудесной. «Благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?» (Лук.1:42-43).

В радости соседей – тоже не просто радость об исполнившейся мечте о материнстве, но и радость о милости Бога: «Елизавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею» (Лук.1:57-58). Апеллес велел сапожнику судить не выше сапога или сандалий, мы же, сорадуясь ближним, давайте наоборот будем подниматься выше приземленного уровня исполнения человеческих желаний, прозревая исполнение желаний Божьих.

17.12.2020


Рецензии