Души, живущие в сердце
Вспоминая, как познакомилась с Александром Владимировичем Миляхом, необходимо признаться, как начала писать стихи. Не в здравии, не от хорошей жизни, не возлежа на мягких перинах и диктуя тексты секретарше. По стране громыхали сокращения. Первая волна коснулась «возрастных» проектировщиков. Вторая прошлась по мне. Были и третий, и четвёртый этапы сокращений. Количество сотрудников проектного института, занимавших ранее 4 этажа, упало с 600 до 60. Молдавию сотрясал военный конфликт, правый и левый берега болезненно, кроваво, по семьям, по сердцам людей сепарировал население на румын, вооружённых латиницей, и молдаван с родной кириллицей. Стартовала мобилизация мужского населения. На заводе у мужа работники коленопреклоненно принимали присягу, целуя символ новой власти – триколор. Муж скоропостижно уволился, заявив, что присягал на верность Родине, – другой у него нет и не будет. Скрывался незнамо где, запретив искать его, открывать двери посторонним, отвечать на телефонные звонки, принимать заказные письма и возвращать, не читая.
Работала, где угодно, кем угодно. Надо было выжить. Надо было поднимать сына. Заболела. Лекарственное лечение давало обратный результат. Именно тогда из неведомых глубин подсознания, из непознанных небесных высот зазвучали во мне рифмованные строки.
Узнала, что в Бюро Межэтнических Отношений собираются русские поэты и писатели. Несколько стихотворений, оставленных в секретариате, прочёл А. В. Милях, председатель Ассоциации русских писателей (АРП). Позвонил и пригласил меня в тот же день выступить в Бюро перед ветеранами. Я прочла два стихотворения. Моя узенькая тропинка в мир поэзии была проложена именно так, именно там. Вступила в ряды АРП, принимала активное участие в писательских встречах, мероприятиях, дискуссиях и посиделках, знакомилась с начинающими и маститыми, слушала и впитывала, впитывала, впитывала поэтическую животворную речь.
Именно в Casa Nationalitatilor состоялась презентация моей первой книги серии «Дебют» «Я знаю…». Преддверие к стихотворениям – три отклика на них известных в Молдавии писателей: В. Галайку, В. Чудина и Миляха А. В., который, в память о нём, приведу полностью:
Наталья Родина – самобытна, прежде всего, потому что пришла к поэзии сама, по какому-то даже ей неведомому зову. Свыше. От народа, в котором она живёт. От мамы или от близких для неё людей: «Это я разукрасила небо…». Для чего… Как… Это и неважно. Суть её стихов и поэтических картин, которые фиксирует её рука, – «Мир чувств».
Для Родины – дух первичен, материя – вторична. Что ощущается каждой её строкой и читателем. Для автора таких строчек – «Не приведи Господь вам так влюбиться…» – неважно раздвоение: влюбиться – Господу или герою её.
Чтение стихов Натальи Родины – не читательский труд, а взаимоощущение мировых и личностных потерь и приобретений: «…Так божие души, живущие в сердце…». Для скрупулёзного критика это нарушение согласований? Но автор настоящего сборника в альманахе «Ларец» действительно ведает, что люди не живут в сердце человека, их помнящего, а живут их души. Ушедших. И пришедших на нашу грешную землю.
Её темы – родина и сын, мама и планета Земля, и другие. Простые, многократно воспетые или обруганные каждым творцом стихов, но для поэта, творца мира в душе своей, – это Служение через Слово – миру Добра и Созидания…
«…Как птицы умеют летать и любить…».
Лучшие строки Натальи Родины – это духовные взлёты, обладающие энергетикой, чтобы взять с собой в этот полёт и добросовестного читателя. –
Это обо мне? – да, да, да! Слова, которых я была удостоена, которыми была награждена. Он неоднократно повторял: «Молодец! Я тоже думал об этом, а ты написала! Как будто я написал!»
Первый практический бесценный совет Миляха: название стихотворения уже есть в «тэксте» (так он произносил слово «текст»). Александр Владимирович был первым, кто дал крылья моим стихам. Назвал меня не рифмоплётом, не графоманом, – поэтом. Мне, просидевшей за чертёжной доской 20 лет, предоставлялось слово в Филармонии, в Органом Зале, лицеях и детских домах Кишинёва и Гагаузии, воинских частях и пионерских лагерях. На Радио! За что я ему безмерно благодарна.
Так, на встрече с ребятами в Кондрице, вышли на открытую сцену, читали стихи. Всё серьёзно, – мы взрослые поэты. И тут… к микрофону подошёл Милях и предложил ребятам из зрительного зала выйти к нам на сцену, прочесть любимое стихотворение или спеть песню! Всё вокруг преобразилось! Мы стали зрителями, а они – артистами! Один мальчик несколько раз начинал читать и из-за волнения забывал текст. Я взяла его за руку, предложив и ребятам, и взрослым хором прочесть стих до конца! А потом всем залом мы пели и аплодировали друг другу!
Как Милях мог расшевелить самых молчаливых и зажатых, убедилась, когда мы были в гостях у одарённых ребят. Выступление шло своим чередом, я читала свои детские стихи, Милях – стихи мировых знаменитостей. Один из пятилеток спросил: «А вы очень знаменитые поэты?», на что Милях с готовностью ответил за нас двоих: «Конечно! А хотите, вы сейчас узнаете, как сочинять стихи?». Малышня ответила дружным: «Да!» На улице снежно-вьюжно было в тот день. Я по заданию Миляха приготовилась фиксировать сочинённое коллегиально мелом на доске, а он, глядя в окно, произнёс: «За окном кружится нежный…». И мы придумали восемь (!!!) строк. Легко! Весело! Дружно! До сих пор жалею, что не записала, не запомнила.
Впервые по поручению Александра Владимировича я написала отзыв о книге Ирины Ремизовой в газете «Столица». Получилось коротко, практически телеграфно. Его второй совет: в статье повествование не должно идти от лица «я» или «мы». Взгляд со стороны: «группа», «члены АРП» и т.д. Поверьте, это трудно! Когда принимаешь активное участие в мероприятии, а описываешь события отстранённо! Со временем наловчилась писать репортажи о наших совместных поездках и выступлениях. Храню газеты «Община», «Независимая Молдавия» в отдельной папке дома, радуюсь, горжусь и снова благодарю за новый опыт.
Помню, мы пришли в Дом Печати к главному литературному редактору газеты «Независимая Молдавия» Виктору Чудину. Буквально в следующем номере газеты были напечатаны мои стихотворения, украшенные моей фотографией, сопровождённые таким тёплым отзывом, что, потрясённая, стояла у киоска «Союзпечати», и плакала от счастья.
Милях А. В. всегда был полон идей. Благодаря ему и при поддержке Конгресса Русских Общин в Кишинёв приезжали известные поэты и писатели, преподаватели Горьковского литинститута, проводили мастер-классы прозы и поэзии. Ездили в Долну.
Плодотворным было его сотрудничество с Игорем Васильевым. Регулярно издавался альманах «Ларец». Будучи талантливым поэтом-трибуном, Милях собирал и объединял вокруг себя молодёжь, проводил конкурсы. Произведения победителей, молодых мальчиков и девочек 5 – 11 классов печатались в альманахе поэзии «Лицей». Он открыл имена Татьяны Орловой, Алексея Дигоре.
Как человеку, вошедшему в мир поэтического слова буквально с улицы, мне была ценна и дорога каждая публикация. Мои стихотворения тоже были напечатаны в «Ларцах», начиная с № 8, со стихами для детей, вплоть до № 12, в составлении которого я принимала самое непосредственное участие. «Ларец» в обложке изумрудного цвета был посвящён 2000-летию Христианства на Руси. Его основополагающие: Вера, Надежда и Любовь. Ценность этих понятий безмерна, неизмеримо-божественна. В 12-ый «Ларец» вошли стихотворения наших героев-фронтовиков, а также Валентина Ткачёва, Саула Ицковича, Виктора Сундеева.
Однажды я его спросила, на какой слог в его фамилии ставить ударение. И он ответил, что сам не знает, поэтому каждый может ударять на любой понравившийся слог. На его 6:0 юбилей я написала пародию и под дружный хохот АРП-шников прочла:
Шестидесятый пустячок,
пародия
М. А. В.
Это он, это он –
Председатель, патрон.
Александр Володимирыч, –
Саша.
Ах, Вы, Ми,-!
Ах, Вы, -лях! –
Двуударный Милях,
Во главе
АРП-шников наших.
Написал много книг
Именин-ни-ни-ник,
И пускай не стесняется,
Пишет.
Счёт «шесть – ноль», говорят,
Пустячок: шестьдесят!
Улыбается…
Стало быть, слышит.
Нарушает покой,
Громогласный такой,
И боксёр, и поэт
Перед нами.
Мил… наряден, пригож,
На кого он похож? –
На себя! – на кого ж
Ещё, Саня.
Пригласил нас, друзей,
В юбилей-любилей,
Закатить пир на мир
За рожденье.
АРП-шный «Виват!» –
Шестьдесят раз подряд
И в подарок
Сти-хохот-воренье!
Тогда казалось: какой взрослый! Шестьдесят! А теперь уже и мне больше, чем ему тогда. Александр Владимирович родился 25 декабря 1941 года. Чуть-чуть не дожил до 79-го дня рождения. Прожил бы ещё год…
На фото слева-направо: Юрий Харамов, Наталия Мария, Людмила Елисеева, Наталья Родина (я), Олег Максимов, Милях А.В., Ирина Ремизова. Сидят: Олеся Рудягина, Валентина Костишар
Свидетельство о публикации №220121700934