О страхе Божием
1. Как страх Божий помогает «уклониться от зла»**?
Великим злом, от которого следует уклониться, является 1) суета с её соблазнами (в том числе суесловие), 2) чрезмерный страх за свою плоть, 3) осуждение, 4) раздражение, 5) непрощение, 6) злопамятство, 7) вражда, 8) тщеславие и 9) гордость. Завладев человеческим сердцем, они беспрестанно терзают его и не дают в нём места Царствию Небесному.
1) Прежде всего предстоит нам уклониться от житейской суеты, помня, какою страшною жертвою мы искуплены из нашей суетной жизни в жизнь вечную. Страшно забыть о ней или пренебречь ею, снова предавшись легкомыслию и суете плотского существования. Вот что пишет об этом апостол Пётр:
«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы о т с у е т н о й ж и з н и, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира...» (1 Петр: 17-20).
Таинство крестной жертвы Господа настолько великое и страшное, что его трепещут ангелы и демоны. И человек должен трепетать перед ним. Этот неземной трепет (благоговение) властно сковывает страсти, страхи и суетные помыслы.
Помоги нам, Господи, уклониться от суеты!
К суете пытаются нас возвратить соблазны, о которых Господь говорит следующее:
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.»
То есть «безжалостно <...> отсекай соблазн, который несет с собой смерть души» (сщмч. Григорий Лебедев).
«А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» (блж. Феофилакт Болгарский). «Эти муки будут продолжаться вечно» (Лопухин А.П.).
2) Далее страх Божий помогает победить м а л о д у ш и е, страх за свою плоть и свое временное благополучие. Эта ложная боязливость связывает нас, не давая исполнить заповеди Божии. Страх Божий учит не бояться скорбей и земных мучителей, старающихся нас запугать. Стоит вспомнить:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить;
а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28),
«Ей, глаголю вам, Того убойтеся» (Лк.12:5),
и животный страх начинает отступать.
Живая память этих слов Господа помогает победить не только м а л о д у ш и е, но и многопопечительность о " богатстве, чести, славе и сладострастии", делает христианина стойким перед лицом бесчестия, оскорблений, побоев, темницы, ссылки и даже смерти:
«Чтобы спастись от временного мучения и смерти, человек оставляет все; чего же он не оставит, если страх вечной смерти и геенны ударит душу? Непременно этот страх и печаль о спасении души убедят оставить все житейское, о чем сыны века сего пекутся: заботы о богатстве, чести, славе и сладострастии изгонят из сердца и, как вихрем пыль, всю эту суету развеют. Не откажется такой человек претерпеть бесчестие, оскорбления, побои, темницу, ссылку и даже смерть, только бы избавиться от вечной беды. Истина эта очевидна тому, кто чувствует страх вечной смерти. Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи – светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами, и прочее. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны – духи!» (свт. Тихон Задонский).
«Убоимся же, возлюбленные, Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится (Пс. 25:32, 33, 35, 36)» (свт. Тихон Задонский).
Помоги нам, Господи, побороть наше малодушие!
3) Страх Божий помогает нам удерживаться от о с у ж д е н и я, которое ввергает в те же самые грехи, в которых ты осуждал другого. А впадение в эти грехи как правило сопровождают тяжкие искушения. Кто же пожелает себе такой напасти? Нужно только хорошо помнить: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, такими будете судимы» (Мф. 7:1–2).
Помоги нам, Господи, никого не осуждать!
4) Страх Божий помогает также удерживаться от непрестанных р а з д р а ж е н и й на ближнего, приводя на память притчу о том, как слуга, которму Царь Небесный простил десять тысяч талантов (то есть все его прежние грехи), был ввержен в тюрьму за то, что не простил недостатков своего "должника". Вспоминая это грозное предупреждение Небесного Царя, страшно по пустякам раздражаться на ближнего. Нужно только не забывать слова Господа: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:23-35).
Помоги нам, Господи, ни на кого не раздражаться!
5) Страх Божий помогает также удерживаться от з л о п а м я т с т в а (непрощения). Если не простишь от сердца ближнего, то и Отец небесный не простит тебе твоих согрешений. Это сильно удерживает. Напоминанием об этом Господь сопроводил молитву "Отче наш": «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14).
Помоги нам, Господи, прощать от всего сердца и молиться о наших врагах.
(Казалось бы третий и четвёртый пункт об одном и том же. Однако третий больше помогает от начального раздражения, которое может перейти в гнев, а четвёртое больше помогает от злопамятности, то есть засевшей в душе неприязни, заметить и искоренить которую бывает труднее.)
6) Благоговейный страх заключается также в боязни оскорбить любовь Божию своим р а в н о д у ш и е м, п р е з р е н и е м, н е п р и я з н ь ю, з л о р а д с т в о м з а в и с т ь ю и в р а ж д о й к другим людям, которых Господь возлюбил так же безмерно как и тебя, пролив за каждого их них Свою Пречистую Кровь. Мысль, что это равнодушие, презрение, неприязнь и зависть к людям распространяются и на пролитую за них Кровь Христову, оскобляя её, способна удержать нас от этого зла. Нужно приучать себя не забывать об этом.
7) Господь предупреждает: «"Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лк. 6; 26), то есть когда возникнет желание слышать от людей [только] хорошее и радоваться похвалам и восхвалениям, исходящим от них» (Макарий Великий). Помня это предупреждение, уклонись от тщеславия, которое принесёт тебе горе.
8) Наконец, следует уклоняться от самого великого зла - гордости, если не желаем иметь своим противником самого Бога, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4; 6). "Страшно впасть в руки Бога живаго" (Евр. 10; 31)- говорит другой апостол, а гордый больше всех рискует впасть в Его руки.
Упаси нас, Боже, от гордости и тщеславия.
2. Как страх Божий помогает «сотворить благо»?
Мы кратко рассмотрели как страх Божий помогает «уклониться от зла». Теперь рассмотрим как страх Божий помогает «сотвориить благо» (Пс. 33:15), то есть как страх Божий мобилизует нас творить добро.
Страх Божий непрестанно напоминает нам слова Господа на Страшном суде:
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
1) ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
2) жаждал, и вы не напоили Меня;
3) был странником, и не приняли Меня;
4) был наг, и не одели Меня;
5) болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (МФ. 25: 41-46). «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иаков, 2:13).
6) Наконец, страх Божий мобилизирует нас не л е н я с ь учиться м о л и т ь с я и искоренять свои страсти, напоминая к чему привела беспечность пяти неразумных дев и дерзость возлегшего на брачном пиру не в брачной одежде. Первым Господь сказал: «истинно говорю вам: не знаю вас» и врата Царствия Небесного остались для них навечно закрыты, а второго, связав по рукам и ногам, выбросили из этого Царствия. «Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).
(Покупка масла - это внутреннее делание, которым стяжается благодать Духа Святаго - огонь священной любви в светильнике, а брачная одежда - это святая любовь, очищенная внутренним деланием от страстей (раздражения, осуждения, злопамятства и т. д.)
Итог сказанному подводят слова Исаака Сирина: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.» То есть страх Божий это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части, и достигнуть любви к ближнему и Богу, описанных в шести подглавках второй части.
Из всего этого хорошо видно, что без страха Божия мы как корабль без кормчего.
3. Из чего складывается Страх Господень?
Страх Божий имеет в себе три составляющие:
1) Память о Боге, о Его святых заповедях и строгих предупреждениях. (Самые важные из них изложены выше.)
2) Строгое внимание к себе, то есть наблюдение над собой, как я непрестанно нарушаю эти заповеди в своих мыслях, чувствах, словах и делах.
3) Память о с м е р т и и м у ч е н и я х, которые я по справедливости заслужил своими грехами и беззакониями.
4. Как относиться к притчам и словам Святого Евангелия, предупреждающим нас?
Все эти притчи и слова Святого Евангелия нужно о т н о с и т ь к с е б е. Как будто для тебя и про тебя они были сказаны Господом. Иначе нельзя обрести страх Божий.
5. Какое место занимает страх Божий среди других добродетелей?
Мир сей есть море, бурлящее страстями. «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань» (преп. Исаак Сирин). То есть без кормчего (страха Божия) нельзя достигнуть пристани (любви) кораблю покаяния.
Иными словами, без страха Божия нельзя стать духовно мудрым и приблизиться к любви. Потому что «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10), и «Умножение страха Божия есть начало любви» (прп. Иоанн Лествичник). И это не пустые слова.
6. В чём отличие этой статьи от других работ на эту тему.
Здесь я ограничился конкретными примерами того как учит страху Господню Евангельское слово. Когда начинаешь на практике пользоваться этими примерами, страх Божий постепенно превращается в н а в ы к. В этом и заключается "умножение страха Божия", о котором пишет прп. Иоанн Лествичник.
Память об этих предупреждениях освещает нашу жизнь. Без них человек оказывается во тьме кромешной.
7. Где узнать подробнее о страхе Божием?
Тот, кто хочет узнать о страхе Божием подробнее, может обратиться к к 4-й главе «Душеполезных поучений» аввы Дорофея.
--------------
* Как инстинктивный страх самосохранения оберегает человека от поступков ведущих к телесной смерти, так страх Божий оберегает его от поступков ведущих к смерти духовной, то есть от грехов.
** «Страхом ... Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15:27).
Итог сказанному подводят слова Серафима Саровского: «Есть два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (прп. Серафим Саровский).
«Есть два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (прп. Серафим Саровский).
Страшно нарушать заповеди Христовы, ибо судимы мы будем по Евангелию.
Поэтому всякому христианину необходимо иметь ясно напечатленными в памяти те опасности, о которых предупреждает нас Христос и его ученики, так же как в памяти лоцмана запечатлены все опасности рельефа дна, грозяшие кораблю. Ибо преподобный Исаак Сирин говорит о страхе Божием следующее: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.»
То есть страх Божий это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей и достигнуть любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.
Что он имеет в своей памяти?
1. опасные рифы и мели
2. правильный путь в гавань.
То есть страх Божий это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части, и достигнуть любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.
Так же ясно, как в памяти лоцмана, ведущего корабль
Поэтому преподобный Исаак Сирин сравнивает страх божий с кормчим: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.» То есть страх Божий это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части, и достигнуть любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.
угрожающее нам, чтобы чётко и конкретно видеть опасность, исходящую от того или иного явления. Так же как в памяти лоцмана запечатлены все опасности, грозяшие кораблю и единственно правильный путь, ведущий в гавань, так и в душе христианина дожны быть запечатлены
---------------
«В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные» (свт. Василий Великий).
Свидетельство о публикации №220121700935
Трепет - второй уровень Высшей Благодати, выше сейчас только - любовь к Создателю)))
Глеб Навин 25.12.2021 21:45 Заявить о нарушении
Страха Божия сейчас вопреки предсказаниям Нострадамуса, с которыми я плохо знаком, днём с огнём не найти. Увы. Это моё личное мнение. Так же как у Вас есть своё мнение по поводу того, кого искал Диоген.
С теплом и уважением.
Владислав Плеханов 25.12.2021 22:36 Заявить о нарушении
Глеб Навин 25.12.2021 22:55 Заявить о нарушении
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 26.12.2021 00:25 Заявить о нарушении