О страхе Божием

Cтрах Божий это страх отпасть от Бога, источника жизни, любви и всякого блага. Отпадение от Господа сопряжено с мучениями, вначале временными, а затем и вечными*. Страх перед этим отпадением и связанными с ним страданиями является даром Божиим. Он  мобилизует нас на исполнение заповедей, крепко соединяющих нас с Господом и не дающих нам отпасть от Него. Суть же этих заповедей кратко выражена в словах пророка Давида: «Уклонись от зла, и сотвори благо» (Пс. 33:15).
 
      1. Как страх Божий помогает «уклониться от зла»**?

Великим злом, от которого следует уклониться, является  1) суета  с её соблазнами (в том числе суесловие), 2) чрезмерный страх за свою плоть, 3) осуждение, 4) раздражение, 5) непрощение, 6) злопамятство, 7) вражда, 8) тщеславие и 9) гордость.  Завладев человеческим сердцем, они беспрестанно терзают его и не дают  в нём места  Царствию Небесному. 

1) Прежде всего предстоит нам уклониться от житейской суеты, помня, какою страшною жертвою мы искуплены из нашей суетной жизни в жизнь вечную. Страшно забыть о ней или пренебречь ею, снова предавшись легкомыслию и суете плотского существования. Вот что пишет об этом апостол Пётр:

«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы   о т   с у е т н о й   ж и з н и,    преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира...» (1 Петр: 17-20).

Таинство крестной жертвы Господа настолько великое и страшное, что его трепещут ангелы и демоны. И человек должен трепетать перед ним. Этот неземной трепет (благоговение) властно сковывает страсти, страхи и суетные помыслы.

Помоги нам, Господи, уклониться от суеты!

К суете  пытаются нас возвратить соблазны, о которых Господь говорит следующее:

«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами  быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.»

 То есть «безжалостно <...> отсекай соблазн, который несет с собой смерть души» (сщмч. Григорий Лебедев).

«А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» (блж. Феофилакт Болгарский).  «Эти муки будут продолжаться вечно» (Лопухин А.П.).      
      

2) Далее страх Божий помогает победить   м а л о д у ш и е,   страх  за свою плоть и свое  временное благополучие. Эта ложная боязливость связывает нас, не давая исполнить заповеди Божии. Страх Божий учит не бояться скорбей и земных мучителей, старающихся нас запугать. Стоит вспомнить:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить;
а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28),
«Ей, глаголю вам, Того убойтеся» (Лк.12:5),

и животный страх начинает отступать.

Живая память этих слов Господа  помогает победить не только  м а л о д у ш и е, но и многопопечительность о  " богатстве, чести, славе и сладострастии", делает христианина  стойким перед лицом бесчестия, оскорблений, побоев, темницы, ссылки и даже смерти: 

«Чтобы спастись от временного мучения и смерти, человек оставляет все; чего же он не оставит, если страх вечной смерти и геенны ударит душу? Непременно этот страх и печаль о спасении души убедят оставить все житейское, о чем сыны века сего пекутся: заботы о богатстве, чести, славе и сладострастии изгонят из сердца и, как вихрем пыль, всю эту суету развеют. Не откажется такой человек претерпеть бесчестие, оскорбления, побои, темницу, ссылку и даже смерть, только бы избавиться от вечной беды. Истина эта очевидна тому, кто чувствует страх вечной смерти. Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи – светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами, и прочее. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны – духи!» (свт. Тихон Задонский).

«Убоимся же, возлюбленные, Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится (Пс. 25:32, 33, 35, 36)» (свт. Тихон Задонский).

Помоги нам, Господи, побороть наше малодушие!

3) Страх Божий помогает  нам   удерживаться   от   о с у ж д е н и я,  которое ввергает в те же самые грехи, в которых ты осуждал другого. А впадение в эти грехи как правило сопровождают тяжкие искушения. Кто же пожелает себе такой напасти? Нужно только хорошо помнить: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, такими будете судимы» (Мф. 7:1–2).

Помоги нам, Господи, никого не осуждать!


4) Страх Божий помогает также удерживаться от непрестанных   р а з д р а ж е н и й   на ближнего, приводя на память притчу о том, как слуга, которму Царь Небесный  простил  десять тысяч талантов (то есть все его прежние грехи),  был ввержен в тюрьму за то, что не простил  недостатков своего "должника". Вспоминая это грозное предупреждение Небесного Царя, страшно по пустякам раздражаться на ближнего. Нужно только не забывать слова Господа: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:23-35).

Помоги нам, Господи, ни на кого не раздражаться!

5) Страх Божий помогает  также  удерживаться от   з л о п а м я т с т в а   (непрощения). Если не простишь от сердца ближнего, то и Отец небесный не простит тебе твоих согрешений. Это сильно удерживает. Напоминанием об этом Господь сопроводил молитву "Отче наш": «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14).

Помоги нам, Господи, прощать от всего сердца и молиться о наших врагах.

(Казалось бы третий и четвёртый пункт об одном и том же. Однако третий больше помогает от начального раздражения, которое может перейти в гнев, а четвёртое больше помогает от злопамятности, то есть засевшей в душе неприязни, заметить и искоренить которую бывает труднее.)

6) Благоговейный страх заключается также  в  боязни оскорбить любовь Божию  своим   р а в н о д у ш и е м,   п р е з р е н и е м,   н е п р и я з н ь ю,    з л о р а д с т в о м    з а в и с т ь ю   и   в р а ж д о й   к другим людям, которых Господь возлюбил так же безмерно как и тебя, пролив за каждого их них Свою Пречистую Кровь. Мысль, что это равнодушие, презрение,  неприязнь и зависть к людям  распространяются и на пролитую за них Кровь Христову, оскобляя её, способна удержать нас  от этого зла. Нужно приучать себя не забывать об этом.

7) Господь предупреждает: «"Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лк. 6; 26), то есть когда возникнет желание слышать от людей [только] хорошее и радоваться похвалам и восхвалениям, исходящим от них» (Макарий Великий). Помня это предупреждение, уклонись от тщеславия, которое принесёт тебе горе.

8) Наконец, следует уклоняться от самого великого зла - гордости, если не желаем иметь своим противником самого Бога, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4; 6).  "Страшно впасть в руки Бога живаго" (Евр. 10; 31)- говорит другой апостол, а гордый больше всех рискует впасть в Его руки.

Упаси нас, Боже, от гордости и тщеславия.


          2. Как страх Божий помогает «сотворить благо»?

Мы кратко рассмотрели как страх Божий помогает «уклониться от зла». Теперь рассмотрим как страх Божий помогает  «сотвориить благо» (Пс. 33:15), то есть как страх Божий мобилизует нас творить добро.

Страх Божий непрестанно напоминает нам слова Господа на Страшном суде:

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
 
     1) ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
 
     2) жаждал, и вы не напоили Меня;
 
     3) был странником, и не приняли Меня;
 
     4) был наг, и не одели Меня;
 
     5) болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (МФ. 25: 41-46).  «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иаков, 2:13).

6) Наконец, страх Божий мобилизирует нас  не  л е н я с ь   учиться   м о л и т ь с я   и искоренять свои страсти, напоминая к чему привела беспечность пяти неразумных дев и дерзость возлегшего на брачном пиру не в брачной одежде. Первым Господь сказал: «истинно говорю вам: не знаю вас»  и врата Царствия Небесного остались для них навечно закрыты,  а второго, связав по рукам и ногам, выбросили из этого Царствия. «Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).

(Покупка масла - это внутреннее делание, которым стяжается благодать Духа Святаго - огонь священной любви в светильнике, а брачная одежда - это святая любовь, очищенная внутренним деланием от страстей (раздражения, осуждения, злопамятства и т. д.)


Итог сказанному подводят слова Исаака Сирина: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.» То есть страх Божий  это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части,  и достигнуть  любви к ближнему и Богу, описанных в шести подглавках второй части.

Из всего этого хорошо видно, что без страха Божия мы как корабль без кормчего.
 

      3. Из чего складывается Страх Господень?

Страх Божий имеет в себе три составляющие:

1) Память о Боге, о Его святых заповедях и строгих предупреждениях. (Самые важные из них изложены выше.)

2) Строгое внимание к себе, то есть наблюдение над собой, как я непрестанно нарушаю эти заповеди в своих мыслях, чувствах, словах и делах.

3) Память   о   с м е р т и   и   м у ч е н и я х,   которые я по справедливости заслужил своими грехами и беззакониями.


      4. Как относиться к притчам и словам Святого Евангелия, предупреждающим нас?

Все эти притчи и слова Святого Евангелия нужно   о т н о с и т ь   к   с е б е.  Как будто для тебя и про тебя они были сказаны Господом. Иначе нельзя обрести страх Божий.

      5. Какое место занимает страх Божий среди других добродетелей?

Мир сей есть море, бурлящее страстями. «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань» (преп. Исаак Сирин). То есть без кормчего (страха Божия) нельзя достигнуть пристани (любви) кораблю покаяния.

Иными словами, без страха Божия нельзя стать духовно мудрым и приблизиться к любви. Потому что «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10), и «Умножение страха Божия есть начало любви» (прп. Иоанн Лествичник). И это не пустые слова.

           6. В чём отличие этой статьи от других работ на эту тему.

Здесь я ограничился конкретными примерами того как учит страху Господню  Евангельское слово. Когда  начинаешь на практике пользоваться этими примерами, страх Божий постепенно превращается  в  н а в ы к.   В этом и заключается "умножение страха Божия", о котором пишет прп. Иоанн Лествичник.

Память об этих предупреждениях освещает нашу жизнь. Без них человек оказывается во тьме кромешной.


           7. Где узнать подробнее о страхе Божием?   

Тот, кто хочет узнать о страхе Божием подробнее, может обратиться к  к 4-й главе «Душеполезных поучений» аввы Дорофея.


--------------

* Как инстинктивный страх самосохранения оберегает человека от поступков ведущих к  телесной смерти, так страх Божий оберегает его от поступков ведущих к  смерти духовной, то есть от грехов.

** «Страхом ... Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15:27).

Итог сказанному подводят слова Серафима Саровского: «Есть два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (прп. Серафим Саровский).


 «Есть два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (прп. Серафим Саровский).





Страшно нарушать заповеди Христовы, ибо судимы мы будем по Евангелию.


Поэтому всякому христианину необходимо  иметь ясно напечатленными в памяти  те опасности, о которых предупреждает нас Христос и его ученики, так же как в памяти лоцмана запечатлены все опасности рельефа дна, грозяшие кораблю. Ибо преподобный Исаак Сирин говорит о страхе Божием следующее: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.»

То есть страх Божий  это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей  и достигнуть  любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.

Что он имеет в своей памяти?

1. опасные рифы и мели


2. правильный путь в гавань.

 


То есть страх Божий  это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части,  и достигнуть  любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.   




Так же ясно, как в памяти лоцмана, ведущего корабль



Поэтому преподобный Исаак Сирин сравнивает страх божий с кормчим: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.»  То есть страх Божий  это опытный кормчий, который помогает уклониться нашему кораблю, ищущему спасения, от рифов и мелей, описанных в восьми подглавках первой части,  и достигнуть  любви к ближнему и Богу как долгожданной пристани.   

 угрожающее нам, чтобы чётко и конкретно видеть опасность, исходящую от того или иного явления. Так же как в памяти лоцмана запечатлены все опасности, грозяшие кораблю и единственно  правильный путь, ведущий в гавань, так и в душе христианина дожны быть запечатлены 

---------------
«В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные» (свт. Василий Великий).


Рецензии
по Нострадамусу, Он - Король ужаса уже здесь с 1999.
Трепет - второй уровень Высшей Благодати, выше сейчас только - любовь к Создателю)))

Глеб Навин   25.12.2021 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Глеб, за Ваш отзыв.

Страха Божия сейчас вопреки предсказаниям Нострадамуса, с которыми я плохо знаком, днём с огнём не найти. Увы. Это моё личное мнение. Так же как у Вас есть своё мнение по поводу того, кого искал Диоген.

С теплом и уважением.


Владислав Плеханов   25.12.2021 22:36   Заявить о нарушении
Страх это впереди))) Ностр. же говорит о Короле ужаса,. т.е. о самом Создателе либо Его представителе - Сыне)))

Глеб Навин   25.12.2021 22:55   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   26.12.2021 00:25   Заявить о нарушении
спасибо и вам)))

Глеб Навин   26.12.2021 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.