Осетинская легенда

 Было это в те далекие годы, когда женщины миром не правили. Были женщины в те времена отцам и мужьям послушны. По гостям и пирам не ездили. Из дому только за водой к роднику выходить смели, да еще за травами лечебными или лесными ягодами. И всегда в сопровождении старших - мам и бабушек. Жили в домах своих на женской половине, куда мужчина мог войти только с их разрешения. А когда входил он в их комнаты, то лица женские должны были быть закрыты, и руки, и ноги, чтобы никакой мужчина не увидел их. Все тогда подчинялись законам, дедами и прадедами установленным. И всех это устраивало.

 И вот случилась в те времена история необычная.

 Была  у князя богатого одна единственная дочь. Жили они в замке без забот особых, только одну печаль имели - любимая жена князя, мать его обожаемой дочери, скончалась, когда княжне только десять лет исполнилось. Князь жениться больше не захотел. И княжна росла в окружении воинов. Даже бабушки у нее не было. Только одна служанка, ее ровесница, и была с ней всегда рядом.

 Так росли эти две девочки без женского присмотра, словно мальчики. На конях гарцевали, из ружья и из лука стреляли, псов натаскивали и соколов, на охоту ездили, на мечах бились и боролись, как настоящие бойцы.

 Жили они такой вольной жизнью года три, наверное. Пока князь не заметил, что что-то с его дочерью не так, как должно быть по законам шариата. И тогда он решил, что пора её замуж выдать.

 Соседний князь, как раз к этому времени, овдовел бездетным и приехал к этому князю свататься, просить руки его дочери. Ударили князья по рукам, сговорившись, и стали к свадьбе готовиться.

 А наша героиня, узнав о том, испугалась, что разлучат её с её верной подругой и с конем любимым, что запрут её в чужой комнате и никогда уже не выпустят ни на прогулку, ни на ристалище. Стала она со своей наперсницей думать, как избежать злой участи быть женой князя старого нелюбимого.

 И ничего умнее они не придумали, как бежать.

 В одну из безлунных ночей, облачившись в темные мужские одежды, прихватив запас еды и оружие, две беглянки оседлали своих коней, обвязали им копыта соломой и тряпками и ускакали из родового поместья. К утру они были уже далеко. К полудню устали очень, остановились в какой-то узкой долине, пустили коней попастись, сами слегка перекусили и спать легли под густыми кустами кизильника. Проснулись они через несколько часов и отправились дальше, не зная дороги и не ведая, куда же им путь держать.

 Князь весь день был занят и хватился дочери только к вечеру. Бросились слуги разыскивать княжну, а ее нигде в замке нет. Тогда князь собрал свою дружину и велел дружинникам разыскать княжну, думая, что она снова на охоту поехала. Странно было только то, что она не взяла на охоту ни собак, ни сокола.

 Дружинники пустились на поиски в разные стороны. Но уже стало смеркаться и они воротились в замок, думая, что княжна сама вот-вот вернется. Ночь у князя прошла в глубокой тревоге - княжна не вернулась. И на рассвете он сам вместе с дружинниками поехал разыскивать дочь.

 Беглянки тем временем уехали далеко. Они стороной объезжали селения, чтобы никто их не опознал и не сообщил князю. Спать ложились на сеновалах, не сказываясь хозяевам. Коней своих привязывали за околицей и морды им закутывали шалями, чтобы не заржали. Спали часа по три всего, по очереди, чтобы никто не обнаружил их, и еще до света покидали места ночлега. Днем тоже отдыхали, как и в первый день своего побега, но теперь они искали родники, чтобы утолить жажду, и питаться им теперь приходилось только тогда, когда им удавалось подстрелить какую-нибудь птицу, или рыбу в ручье поймать, потому что взятый с собой припас у них закончился.

 Рано утром они охотились или ловили рыбу. Потом в потаенных местах, подальше от деревень, чтобы никто не нашел их, разводили костер, готовили себе еду и отдыхали по очереди, охраняя сон друг другу и внимательно прислушиваясь, нет ли погони за ними. А с наступлением темноты седлали коней и мчались по лесу всё дальше и дальше, не разбирая дороги, доверяясь своим коням. Только после полуночи они, устав от утомительной скачки в темноте по горам и оврагам, по кустам и каменистым руслам ручьев, они решались подъехать к какой-нибудь деревне, чтобы поспать немного на мягком сене или на колючей соломе. Но даже колючая солома мягче голых камней, на которых они отдыхали днем.
 
 Беглянки не унывали. Свобода пьянила их.

 Так они проездили несколько суток. А однажды, едва выехав из окрестностей селения, где ночевали, попали в густой темный лес, с трудом пробирались по зарослям несколько часов, устали смертельно и, выехав наконец-то на опушку, вдруг поняли, что оказались снова на той поляне, где впервые отдыхали после побега. Без сил упали они на землю и заснули непробудным снов в изнеможении.

 Князь несколько дней без устали гонял коня по горам, его дружинники уже стали между собой поговаривать, что, наверное, почти наверняка, княжна и ее служанка погибли на охоте и, что им, дружинникам, еще крепко повезет, если они хотя бы останки княжны найдут, а скорее всего, и костей княжны не найти уже. До князя эти разговоры не доходили, но он и сам уже стал этого опасаться. Тем более, что слуги князя, да и сам он несколько раз находили на кустах терна и среди зарослей сумаха клочки одежды и капли крови. Надежду дарили находки  оставленных девушками кострищ.

 Как ни хотелось князю скрыть от будущего зятя пропажу невесты, но земля слухами полнится. Жених вызвался помогать в поисках пропавших девушек. И жителей окрестных селений тоже привлекли к поискам. Тогда-то крестьяне, заметившие, что на их сеновалах кто-то спал, стали внимательно приглядываться к оставленным следам, нашли места, где были привязаны кони, и сообщили об этом князю.

 Когда князю стало известно, что кто-то ночевал на крестьянских сеновалах, и что это скорее всего его дочь со служанкой, надежда в нем укрепилась. И он с новой энергией продолжил поиски. И однажды, через несколько дней поисков, князь с вершины холма сам увидел пасущихся в логу коней.

 Он узнал их и сознание его помрачилось - кони были без всадниц, и нигде не было видно их. Князь покачнулся в седле и упал на землю. Его слуга бросился ему на помощь, но было поздно. Князь умер. Дружинники собрались около тела князя, а один из них помчался в долину к пасущимся коням, чтобы вернуть их в замок.

 Тут, в долине, около коней, он и обнаружил спящих девушек. Их не разбудили ни вопли дружинников на холме, оплакивающих своего господина, ни топот коня, ни крик нашедшего их дружинника. На его зов в долину спустились еще несколько человек, в том числе жених княжны. Девушек подняли с земли и спящих отвезли в замок.

 В этот же вечер князя похоронили.

 Его дочь отказала жениху, с которым был уговор у ее отца. Княжна решила, что она и без мужа может управлять своим уделом. Жених пытался силой захватить ее замок и ее саму, но дружинники сумели защитить честь рода, которому они служили. А княжна спустя два года вышла замуж за того самого дружинника, который нашел ее на поляне в лесу.

 Она не долго была счастлива. Спустя еще год она умерла при родах. Ее сына воспитала ее верная служанка. Этот сын стал прославленным джигитом и от него пошел новый славный род.


Рецензии