Письмо Мусе Джалилю

             
                Четыре горящие свечи…Треугольник письма.
Адрес: «Походно-полевая почта 1550, редакция газеты «Отвага» Мусе Джалилю».
Это мы, твои потомки, Поэт, пишем открытое письмо тебе.
Туда, где пытки, издевательства, боль, кровь, унижение и голодные ненасытные глаза смерти.
Туда, в застенки концлагеря, где было явлено твоё мужество, искренность, преданность Родине, стойкость, братство и великое терпение.

             В дни преддверия праздника Защитника Отечества в библиотеке им. Ломоносова Ассоциация Русских Писателей Республики Молдова провела встречу памяти татарского поэта Мусы Мустафовича Джалиля ( Залилова ), который родился 15 февраля 1906 года. 
            Он старше моего папы на 20 лет и 7 дней.
Я была потрясена трагизмом и величием его судьбы. Тяжело раненый в грудь, в июне 1942 попал в плен, долгое время находился на грани жизни и смерти, его выходили военнопленные, прошёл фашистские застенки тюрем и  концлагерей. Моабит… Шпандау… Плетцензее…В лагере под Радомом, в Польше, возглавил подпольную организацию военнопленных. И творил!

Сердце с последним дыханием жизни,
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Пел я, весеннюю свежесть почуяв,
Пел я, вступая за родину в бой.
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
 
          В октябре 1942 года Муса Джалиль был отправлен в Польшу, где вошёл в ряды Волжско-татарского легиона Вермахта «Идель-Урал» (Wolgatatarische Legion Idel-Ural), быстро влился в работу подпольной антифашисткой организации, преследуя цель разложения его изнутри. Фашисты использовали ораторские способности Мусы. Он же, воспользовался возможностью и без остатка отдал себя подпольной работе для подрыва немецкого проекта. В лагерях для советских военнопленных Джалиль занимался антифашистской агитацией, подрывной деятельностью, идеологическим разложением легиона изнутри, занимался подготовкой легионеров к побегам и восстаниям.
Немцы поручили Джалилю вести культурно-просветительскую работу среди военнопленных. Он же, под видом отбора артистов для созданной в легионе любительской хоровой капеллы, пользуясь служебным положением, разъезжал по лагерям, устанавливал конспиративные связи и вербовал новых членов для подпольной организации.
В распоряжении татарских подпольщиков была типография газеты «Идель-Урал», которую нацисты и эмигрантские круги начали издавать для легионеров с осени 1942.
       В феврале 1943 в легионе началось восстание. Легионеры покидали расположение частей с оружием в руках и присоединялись к партизанам. Подпольщики печатали антифашистские листовки на печатной машинке и распространяли среди легионеров. Дефект одной из букв выдал их.
В ночь с 11 на 12 августа они были арестованы в Берлине.
          Долгое время Джалиля считали предателем Родины.
Через диппредставительства СССР из-за рубежа пришли две тетради со стихами бесстрашного поэта, великого сына татарского народа. Андре Тиммерманс,  бельгийский антифашист, сидевший в одной камере с Джалилем, передал в 1947 году в Советское консульство в Брюсселе тетрадь, датированную 1943 годом. Вторая пришла из Рима от гражданина Турции татарского происхождения Казима Миршана.
После войны бывшие военнопленные Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов передали в Союз писателей Татарской АССР блокноты со стихами Мусы.
          Джалиль писал: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза, когда мы говорим, что презираем смерть. Если я делал что-то важное, нужное людям, то я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти». Цель-то в жизни в том и заключается: жить так, чтобы после смерти не умирать».
На обрывках бумаги огрызком карандаша «на плахе под топором палача» были написаны стихи, наполненные жаждой свободы:

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждёт меня палач, и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне ещё нужны
Бумага белая и чёрные чернила.

                Мы по очереди зачитывали факты из биографии поэта. И те, кто старше, вспоминали родных, воевавших или погибших на войне, расстрелянных, сожжённых, замученных. 
И ещё мы слушали довоенную поэзию Джалиля. О любви. Целомудренной, нежной, безответной. Как долго плакало его ранимое сердце. И это был другой Муса. Влюбчивый и любящий. Настоящий джигит – «поэт татарского народа».
Таким, любящим, он и остался до последнего смертного часа. 25 августа 1944 года в Берлинской тюрьме Плетцензее в 12 часов 18 минут перестало биться его сердце. С немецкой педантичностью было выведено в его карточке: «Причина смерти – отсечение головы».
Война всегда страшна и уродлива. Лик Смерти уродлив и безобразен. Но память должна быть остра, как заточенное перо. И, чем дальше от нас война, тем острее должна становиться наша память и слова поэта, дошедшие до нас, живых, как завещание:

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрёшь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.

               
                Наталья Родина,
                член Правления АРП РМ,
                ответственный секретарь
               
               


Рецензии