88. Маскил Ефама Езрахита

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

Послание 88.

Этот псалом, как и предыдущий, определяется как «учение Ефама Езрахита», в еврейской транскрипции – «маскил», «просвещённый, уразумевший». То есть перед нами продвинутое размышление, содержащее назидание, а «петь маскил» – это предание, выраженное особым образом, проникающее в виде песни.

"Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими."

Прямой перевод этой строки с еврейского текста говорит о желании возвещать не истину, а верность Господа. Это не очень существенно, однако милости всегда более связаны со свойством верности, и в этом истина; а истины абстрактной, отвлечённой – и не существует.

Псалмопевец начинает учение с того, что как бы ни обстояли дела, а вечный Бог милостив и абсолютно Себе верен. И нам следует петь о Божьей милости, пока живём, и тогда вечно продолжим в ней пребывать в небесном мире.

"Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
«Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой»."

И эта строка в прямом переводе звучит более точно: «Ибо думал я: свет милостью устроен, в небесах – там утвердил Ты верность Свою. Заключил Я союз с избранным моим, клялся Я Давиду, рабу Моему. Навек утвержу потомство твоё и построю навсегда престол твой! Сэла!»

Речь идёт о завете, который Бог заключил с Давидом. В этом завете проявились милость Господа, вечная верность любви. Сущность природы Бога есть благость, и тем не менее рабу Своему Он утверждает её заветом.
А верность, как и истина, «утверждены на небесах» – утверждены непреложными законами духовного мира, который управляет этим «нижним миром».

Суть завета напрямую связана с замыслом Творца в отношении человека, и на нём построена наша вера и надежда.
С Давидом был заключен завет царствования, как с отцом семьи, а через него – с «семенем его». Такое свойство Духа, как Его бесконечность, свидетельствует о том, что благословения этого завета не ограничивались Давидом, а передавались по праву «царской семье». Это обетование совершилось во Христе – потомке Давида, который получил от Бога уже духовный престол, и живёт вечно, и умножению владычества Его нет предела.

"И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых."

«…и верность Твою – в сонме святых» – перевод еврейского текста так же, как и ранее, говорит о верности Господа. Он заключил завет с Давидом, верность – обеспечение непреложности сего завета. В этой связи можно говорить об истине Божьего обетования, которая будет запечатлена в собрании святых, и признают, что всем обязаны Его верности. И утешатся этим все люди Божии.

"Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
Господи, Боже сил! кто силён, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.

«Ибо кто на небесах сравнится с Господом, уподобится Господу между сыновьями сильных? Почитаем Бог в великом сонме святых и страшен для всех окружающих Его. Господь Бог Цеваот! Кто силен, как Ты, Господи? И верность Твоя – вокруг Тебя!» – мы снова наблюдаем отклонение синодального перевода от прямого.

Ни ангелы, ни земные владыки не смогут сравниться с Богом. Святое благоговение перед Господом овладевает нами и оно же наполняет нас всякий раз, когда мы приступаем к Нему. Для всех окружающих, то есть не вмещающих, не принимающих Его, Бог страшен, ибо Он владеет истиной и утверждает её как Бог сил. Это особый страх – принуждающий к размышлению и исправлению.

Во всём, что Он делает, со всех сторон Он доказывает верность. Когда речь идёт об обетовании, то именно это свойство имеет особое значение.

"Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих."

И снова прямой перевод ближе к сути: «Ты властвуешь над гордыней моря…»; «Ты унизил Раава, как убогого…».

Гордыня больше ярости – символа стихии, часто бесцельной, неуправляемой. Гордыня есть нежелание подчиниться и войти в общий закон, в замысел Творца, отменяя себя и сливаясь с Ним.

Унижение гордыни Египта (Раава) произошло одновременно с укрощением гордыни моря и означало конец власти Фараона, оставление Египта, – этих символов эгоизма, стремления к получению. Воды моря, эти мощные силы, раскалываются посредине – это значит, что между ними проходит сила отдачи – это сила Творца.
На этом кончается так называемый «этот мир», основанный на эгоистическом получении, а за преодолением гордыни моря уже начинается часть будущего мира.

Море не перейти с эгоистическими мыслями и намерениями. Переход через море – это переход к реальности, существующей в альтруистических намерениях и мыслях, то есть вовне себя.

Речь идёт об образной интерпретации действия духовных сил. Всё это происходит внутри человека, который вдруг чувствует, что появилась возможность выйти из-под власти Фараона, и тогда перед ним расступаются воды, и это он ощущает как мощную Божественную силу. Для желаний отдачи воды расступаются, для других в образе Раава – закрываются и топят их, как было уничтожено египетское войско.

Море было разделено силой веры, когда человек готов идти согласно всеобщей отдаче, всеобъемлющей силе любви, закону, который действует во всей системе в противовес нынешней эгоистической системе.

Низложить гордыню можно только познав величие Бога. Корень гордыни – эгоизм, и самостоятельно нельзя от него избавиться. И нет другого способа избавиться от гордыни, как только с помощью молитвенной просьбы к Творцу. Если человек сознательно подавляет свою гордыню и обращается с просьбой, чтобы Творец ему открылся и дал силы удержать гордыню под своим контролем.

"Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её Ты основал.
Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются."

Прославляя величие Бога, псалмопевец говорит о сторонах света и о самых высоких землях на западе и на востоке Ханаана – горах Фавор и Ермон.

В духовном смысле речь идёт о многообразии трёхмерного пространства, в котором мы ощущаем мир.
Трёхмерное пространство исходит из духовной модели творения, точнее – духовной проекции. «Север» («вверху») – это влияние Творца, а с «юга» («снизу») идёт получение. Если низший не может ничего получить, то высший сокращает себя. Между ними – совершенно особое место, где происходит сокращение высшего. Здесь
духовная проекция мироздания разделяется на две части, противоположные друг другу: в верхней правит Творец, а в нижней – творение. Предназначение сего «места» – создание связи между творением и Творцом.

Фавор и Ермон – это высоты, которые  в этом образе есть проекции существующего в высшем мире, через них человек мог бы исправлять себя в соответствии с его высотами – а это законы. Ведь он даже не знает, что делает в этом мире, какие на него воздействуют силы. Как только человек начинает ощущать высшее, он видит, сколько перед ним открывается нового.

На вершине Фавора было преображение Христа Спасителя, и про это вполне можно сказать, что она возрадовалась, услышав голос, сказавший: «Се есть Сын Мой возлюбленный».

"Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим."

Высший престол основан на парных принципах правосудия и правоты. Милость и истина распространяются вокруг и через Бога.
Сила и высота власти выражают величие Творца, но более отрадны для Его народа справедливость, милость, верность и истина Его.

"Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
От Господа – щит наш, и от Святого Израилева – царь наш."

Для набожных иудеев трубный зов был радостным звуком, связанным со священными праздниками, отмечаемыми в Иерусалиме. Этот звук нёс радость рабам и должникам, возвещая об их освобождении.
Ходящие во свете лица Божьего – пребывающие в Его благоволении, ведомые Его присутствием. Только через Его благоволение возвысился их рог – иначе говоря, они обрели силу, и обрели защиту и руководство. Это особые знаки Божьего благоволения, которые имеют ощущающие Его и познавшие Его благость.

"Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его."

Здесь уже предметно звучит тема завета, заключенного Иеговой с Давидом. На нём и весь Божий народ может строить веру и надежду, и как раз в нём источники Нового Завета: «Я заключу с вами вечный завет и дам вам милости, обещанные Давиду» (Деян. 13:34).

Обетование, данное Богом Давиду, было изречено в видении пророку Нафану (2Цар. 7:12-17). Давид был обретён Самим Богом, и то же можно сказать о Христе, и они оба названы Царями Божьими в псалме 2:6.

Помазание елеем имеет особое духовное значение – оно вызывает на избранника высший свет, который своим действием ставит его на духовный уровень, необходимый для служения Всевышнему. Эту процедуру по воле Божьей осуществлял пророк, который мог со своей духовной ступени притянуть, вытащить человека на духовную ступень служения Творцу.

Давид должен был пройти через суровые испытания, но Дающий служение даёт достаточно силы, чтобы пройти его: «Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его».

"Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его."

Враг делает всё возможное, чтобы разрушить каждый завет с Богом. Но он смеет лишь дотянуться до пяты и жалить её (Быт. 3:15), и не сможет ни победить, ни притеснить пребывающего в служении и ходящего в духе.

"И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
И положу на море руку его, и на реки – десницу его.
Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего."

Не «истина», а «верность» звучит в прямом переводе, и верность Бога начинается с того, что царство избранника возвысится, и рука его будет владеть морями, десница его ляжет на реки.

Море и реки в духовном значении есть образ желаний и намерений, которые в нашем мире всегда эгоистические, захватнические. Возможность использования их для духовного наполнения и возвышения открывается только для избранных, «берегущих знак союза с Богом» – они после получения высшего света (помазания) приобретают свойство отдачи, и свойством отдачи должны передать этот свет своему потомству.  Это называется «получение ради отдачи» – получение света (и милости) Творца для отдачи народу Божьему. Пребывающий в этом свойстве становится подобным Господу. Когда он стремится реализовать намерение получения ради отдачи, он выходит на служение, угодное Творцу, в действие по воле Его, и получает от Него наполнение.

И сие обетование полностью свершится во время царства Мессии, когда царство мира «соделается царством Господа нашего и Христа Его» (Откр. 11:15), и все будут уповать на закон Его. И так как милость Божья течёт к нам через Христа, то обетование через Него непреложно для нас, и завет с Ним будет верен – завет искупления и благодати, заключенный с нами в Нём.

Этот Новый завет крепко утверждён, в руки Христа переданы взаимоотношения человека с Всевышним, Ему Отец передал весь суд, дабы все чтили Сына. Божье имя уже в Нём, и Он действует во имя Божье: «…как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:31).

Давид, вступая в завет, признаёт Иегову своим Богом, Отцом, твердыней спасения. Бог называет его Своим первенцем. Первенец – первый по рангу и почёту, «превыше царей земли»:

"И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
И продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба."

Этот прообраз Нового завета, как и Давид – прообраз Иисуса Христа, Который первый раскрыл людям Бога как Отца, – духовного Отца, как силу высшей отцовской любви. Бог никогда ранее не связывался с убеждённостью Сына, полностью уверенного в том, что Его путь во времени и вечности всецело направляется и оберегается Отцом, преисполненным любви, мудрости и могущества.

Уверенность и радость Его в Отце были всецелыми, – это были такие высоты доверия, которые поднимались над страхом и любыми сомнениями. Он совершенно Ему повиновался и подчинился Его воле, исполнив порученное дело: «в руки Твои предаю дух Мой».

Ему дана была всякая власть на небе и на земле, и всё было передано Ему Отцом, и Бог сделал Его Своим первенцем и наследником, – Царём царей, Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет. 3:22).

Спаситель стал поручителем жизни, сатана и смерть стали бессильны над Ним: «Идёт князь мира сего, но во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Враги не только не смогут одолеть Его, но падут перед Ним; Он «станет смертью для смерти и гибелью для могилы» (Ос. 13:14).

Уже ничто не изменит любви Бога к Давиду, и ничто не повлияет на исполнение, заключенного завета. Давид всегда будет на престоле, и род его будет продолжаться вечно – это говорит о том, что в образе Давида Творцом закреплено свойство служения, свойство получения ради отдачи.

"Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их;
милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей."

Но завет не освобождал от наказания сыновей Давида, если они предадут себя беззаконию и неправде.

Исторически так и случилось: потомки Давида упали в неверность Иегове, и Он наказал их жезлом и плетью вавилонского плена.

В духовном же смысле «сыновья» есть получающие желания, а методика исправления в получающих желаниях (сыновья) и в отдающих желаниях (отцы, в данном случае – Давид), совершенно разная.
Сыновья смогут сформировать какое-то отношение к Творцу только за счёт того, что пройдут изгнание, достаточное для раскрытия в них зла, и тогда поймут необходимость связи с Ним.
У отдающих желаний есть естественная тяга к Господу, связь с Ним. У получающих желаний её нет.

Поэтому в отношении Давида Всевышний не отнял милости и сохранил верность – ведь Давид получил избранность по духу, по духовному закону подобия свойств. Бог чудесным образом хранил царский род и восстановил в Своё время «семя его, и престол его» – во Христе Иисусе.

"Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?


Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах»."

«Потомство его вовек пребудет, и престол его, как солнце, предо Мной. Как луна, утвержден будет он вовек, и свидетель верный – в небесах. Сэла!» – утверждает истинность сих слов прямой перевод.

Клянясь святостью, Господь поклялся Собой – Он Сам есть свет, Он его излучает. Это высшее свидетельство того, что Его завет абсолютно нерушим.

«И продолжу вовек семя его, и престол его». Эти слова так же имеют два уровня понимания.
Рассматривая его сына Соломона и последующих царей Иуды, которые были подвержены духовному упадку, не ходили путями Божиими и в духе отдачи их праотца Давида, видим, что они сполна испытали на себе божественное наказание, Но и они, хотя и были наказаны, но не лишены Господом наследства. Пока Иуда существовала как царство, наследники Давида были ее царями, и правление никогда не передавалось другим семьям до прихода Христа, чей престол будет пребывать вовек.

И выходим уже на пророческое понимание строк: Бог не отнимет Своей милости от Давида и не нарушит Свой завет с ним, так как в Мессии, который выйдет из его чресл, все эти обетования полностью исполнятся.
Поэтому, несмотря на изгнания и страдания иудеев, завет Бога не был нарушен, так как он был исполнен в его духовном семени – в наследниках праведной веры (Рим. 11:7).

Страдания не только согласуются с заветной любовью, но и на основании этой любви текут к народу Божьему. Благоволение Бога к Своему народу не прекращалось и не прекращается ради Христа. В Нём – высшая милость для нас.

"Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его."

Может показаться, что эти строки опровергают всё ранее сказанное, и Бог забыл о завете с Давидом. Здесь Ефам вероятно повествует о том, как в Иудею вторглись вавилоняне, повергли царский престол и угнали иудеев в плен. Честь дома Давидова была утеряна и валялась в пыли: был повергнут на землю венец его, на который когда-то смотрели, как на священную вещь, олицетворение высшей власти.

Бывает довольно сложно привести в согласие Божьи провидения с обетованиями, когда действие провидения истолковывается не на духовном уровне, а на земном. Так же можно думать, что когда особый Помазанник Христос, был на кресте, то Бог отринул Его и оставил. Но уже знаем: это не аннулировало завет искупления и спасения, и завет сей утверждён навек.

Престолы и венцы земные подвергаются топтанию и валяются в пыли. Но есть венец славы, хранимый для духовного семени Христа, который не увядает.

"Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
сократил дни юности его и покрыл его стыдом."

«Сэла!» – звучит подтверждение, что сие происходит по провидению и воле Божией.

Если враги Израиля возвысились над ним, оказались сильнее «идущих к Творцу», то нужно понимать, что это сделал Бог, ибо они не имели бы над ним никакой власти, если бы не было дано им свыше.
Израиль уже не в состоянии помочь себе, острие меча его обращено назад, а это означает, что народ отвратился от Бога, соответственно, и нет никакого духовного укрепления. Люди имеют тот дух, который дает им «Творец духов», и при его отсутствии они на краю бесславного угасания.

"Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?"

И здесь звучит подтверждение: «Сэла!».

Ефан просит Бога вспомнить, как краток век людей, сотворенных Им, как они уязвимы и ничтожны. Такие мысли характерны для состояния скрытия Творца. Это самое страшное состояние на пути, когда пропадает ощущение связи с Ним, это безнадежность, бессмысленность жизни, бессилие, отчаяние.

"Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;
как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего."
Благословен Господь вовек! Аминь, аминь."

Вопросы Ефама – на грани дерзости. Если милости могут быть аннулированы, то значит человек сотворён лишь для суеты, и тщетны благородные задатки и способности, напрасны высокие устремления. Это вопросы сильного искушения: если думать, что всё суета на том основании, что жизнь коротка и наполнена страданиями – да, так; это правда, которую не оспоришь.

Но этот псалом-послание есть маскил, учение Ефама. В этих вопросах уже заложен ответ, ответ с духовным значением.

И даже без углубления в духовные значения стоит только вспомнить, как много людей среди страданий, искушений и сомнений воспользовались одной-единственной возможностью сделать добро, прославить Бога, – и вознеслись до общения с Ним, до высот духа!

С разбором строк Ефама уже вступаем на следующий уровень анализа своего состояния в мире – уровень ощущения Бога: все исходит от Него, и нет никого, кроме Него.

Когда человек обращается к Богу понимая, что всё есть Он, Его действие, Его проявление, когда осознаёт Его как единственную силу, запускающую всё в мироздании, – именно из такого состояния проявления Творца, Его абсолютной власти, происходит духовное рождение, начало освоения первой ступени духовного мира – высшей реальности.

А для того, чтобы подтолкнуть человека к этому, ему и даются состояния изгнания, тьмы, бесцельности, отчаяния. Потому что не может сам пробудиться, если его не пробудить. Господь скрывается для того, чтобы мы нашли Его как Того, Кто нами управляет, и убедились, что это управление – во благо.

И если всё происходящее в жизни, любое состояние, какое бы ни пришло, человек воспринимает как волю Божью, то он обнаруживает, что именно в то время, когда чувствует себя оторванным от Бога, в действительности он приближается к Нему. Ведь тогда он ощущает потребность раскрыть Творца, и у него появляется возможность определить из темноты падения, что только свет может помочь ему. Что ему необходима связь именно с Ним, источником, – и что это самое главное.
И в заключительном стихе вера одерживает победу, и вторя Ефаму, человек говорит: «Господи, я не понимаю, зачем Ты это делаешь, но верю – благословен Ты вовек»!


Рецензии