Доколе

За этот очерк мне не так просто было взяться. В наших церковных кругах чуть что, сразу сыпятся обвинения в гордыне и в отсутствии скромности. Это такие универсальное обвинения, которым можно объяснить всё, особо не заморачиваясь. Кое-кто уже встрепенулся даже и давай «ширять под облаком» от одного моего только намёка, что мой муж поэт священник Леонид Сафронов – крупнейший русский поэт. Извините, но мы и так двадцать пять лет прожили в кромешной скромности. Хватит! Наскромничались до того, что наши скромные владыки Даниил Кузнецов и Фома Демчук стали просто сживать со свету моего супруга, и, более того, этот процесс стал координироваться и направляться «сверху». Так вот: доколе это можно терпеть?..
Для начала — небольшая биографическая справка моего супруга поэта протоиерея Леонида Сафронова.
В 1989 году в Москве состоялось 9-е совещание молодых писателей. Особенностью этого совещания было то, что делегатов на него отбирали непосредственно в Москве по присланным авторами в Комиссию рукописям и книгам, а не по направлениям региональных отделов Союза писателей. Самое удивительное, что все присланные рукописи были прочитаны. По своему масштабу событие было грандиозное. Так вот, из 300 (или 250?) делегатов в Союз писателей тогда был принят только один. Это не значит, что остальные участники Совещания были не достойны быть членами Союза писателей, но цель этого Совещания была найти не очередного члена Союза писателей, а найти именно ПОЭТА. Этим ПОЭТОМ стал Леонид Сафронов.
Потом началась и рухнула Перестройка.
В 1989 году Леонид Сафронов крестится в православную веру. Начался мучительный и трудный период воцерковления. В течении пяти лет им не было написано ни строчки...
В 1995 году Леонид Сафронов становится священником. На деньги, пожертвованные для издательства книги, он строит церковь на своей родине, в мучительно умирающем посёлке Рудничном на севере Кировской области. В этой церкви он служит и по сей день, а также и ещё в шести тюремных храмах...
Громадное значение для о.Леонида имеет его участие в творческих встречах Духовно-Просветительного Цикла «Возвращение на Родину», которые много лет по благословению лично Патриарха Алексия П бессменно ведёт Елена Владимировна Александрова, выдающаяся… нет! Великая русская певица Лина Мкртчан. А то, что народ её не знает, что ей не предоставляли залы для выступлений, - это результат антинародной русофобской политики бывшего министра культуры(!) Швыдкого.
То, что Леонид Сафронов — поэт, притом, большой поэт, руководство Вятской епархии никогда не придавало никакого значения. Для епархии это был просто невзрачный священник с периферийного нищего прихода, тем более, что на глаза начальству он никогда не лез и в льстивых речах не упражнялся.
Так потихоньку-помаленьку в священнических трудах и творческих поисках прошло более двадцати лет, пока не произошёл конфликт с Даниилом Кузнецовым, в то время епископом Уржумским (о конфликте я написала в очерке «Вятские страсти. Как стать епископом»). Ещё раз повторюсь: судя по всему, Даниил, чтоб выгородиться перед Святейшим, оговорил о.Леонида как крайне дерзкого субъекта и по отношению к самому(!) патриарху. Как известно, патриарх наш – человек обидчивый и непочтительность к своей персоне даже митрополитам не прощает, а тут непочтителен, якобы, какой-то периферийный поп…
И пошло-поехало… из Патриархии. То, что травля организована Патриархией очень просто доказывается тем, что никто из уржумских архиереев (а на сегодняшний день имеем уже четвёртого по счёту епископа) не соизволил дать поэту с профессиональным тридцатилетним стажем путёвку на Рождественские чтения, для участия в литературной секции, я уж не говорю о возможности его участия в «тюремной» секции. Такой игнор аж четверых(!) архиереев возможен только по указке свыше. Ну, хорошо: Даниил был заинтересован, чтоб поднасолить ненавистному попу, а другие-то трое архиереев совершенно должны быть нейтральны. Но нет. Как проболтался Фома Демчук про батюшку: «Он гадости про Святейшего распространяет,» - вот она движущая пружина репрессий патриархии в отношении протоиерея Леонида Сафронова. Так не побоимся этого «бинома Ньютона» (понимайте, как хотите).
2015 год был объявлен годом Русской литературы. К этому году у Патриарха «благодаря» Даниилу вполне сформировалось мнение, что крамольного попа нужно держать в «ежовых рукавицах». Но нежданно-негаданно случилось так, что в этот год о.Леонид становится номинантом Патриаршей литературной премии. О.Леонид, судя по всему, попал в список номинантов случайно, из-за обыкновенной российской безалаберности: не подумали, что поэт Сафронов будет номинироваться и проморгали. Потом опомнились, и на будущий год кандидатура Сафронова даже не рассматривалась.
Речь Патриарха тогда по поводу вручения премии была по-своему замечательна. Сначала в качестве самого «православного» писателя был представлен почему-то Достоевский. Так-то о проблемах церкви больше писал Николай Лесков. Его роман «Соборяне» - пожалуй, самое фундаментальное в исследовательском плане и гениальное в литературном произведение о церковных проблемах. Но, тем не менее, этот роман принёс автору много скорби в связи с критикой со стороны революционеров, но и со стороны церковных властей. И по сию пору церковные власти не жалуют Лескова, потому что проблемы, на которые указал Лесков, так и остались, и разрешать их никто по сию пору не собирается. Даже эксперт по православности в литературе – прот.Андрей Ткачев – помалкивает о Лескове. Между прочим, в своё время эти проблемы поспособствовали революции, а нынче, куда мы угодим со старыми болячками?
В речи патриарха можно выделить два аспекта, и оба были напрямую адресованы, как поняла не только я, поэту протоиерею Сафронову. Первый: патриарх посетовал, что авторы уделяют больше внимания древним святым и не замечают современных. Прозвучало как приглашение, вернее: приказ писать… сами знаете, о ком писать надо. Ну, это в духе п.Кирилла, и тут никаких вопросов быть не может. Но интересен следующий момент патриаршей речи. Патриарх возмутился, что кто-то из авторов увлекается созданием «слащавых фольклорных образов», «слащавым фольклором». Так вот и произнёс: «слащавый фольклор». Ну, как не камушек в огород о.Леонида? Камушек и ещё какой! Автор, де, вместо того, чтобы среди современников найти героя и «любоваться образом святого человека» создаёт совершенно бесполезные «слащавые фольклорные образы».
Сочетание слов «слащавый» и «фольклор» любого настоящего русского, не то чтобы даже писателя, но просто человека, и даже не русского, а вообще любого человека, уважающего русскую словесность, привело бы не только в недоумение, а даже в негодование. Помните, в сказках Баба Яга или Змей Горыныч произносят: «Фу-фу, русским духом пахнет». Вот это брезгливое «фу-фу» и прозвучало из уст самого патриарха Русской православной церкви! Как же нужно не любить народ, его культуру, чтобы совместить эти два слова?! Стоп! Чьи это ушки там торчат, а? А действительно ли это слова патриарха Русской Православной Церкви? Надо заметить, литературоведческие рассуждения для патриарха Кирилла - всё равно что «чужая епархия», и он в этом не силён. Зная, как дурачили митрополита Хрисанфа да и того же Патриарха, можно предположить, и даже с уверенностью предположить, что таким вот изящным способом («на грани фола» - как говорят в тех культурообразных кругах, в которых «фольклор» и «слащавый» вполне укладываются в одну фразу) попытались стравить патриарха и русского поэта советники-референты.
Эх, Ваше Святейшество, мало того, что Вами олигархи командуют, так Вы ещё позволяете себя дурачить такой мелюзге, которой цена в базарный день три копейки за пучок! Зачем же так слепо всякой Бабе Яге доверять?!
Пока писался этот очерк подоспел очередной выпуск михалковского «Бесогона»: «Крокодил Г. и Страшный сон Чебурашки», - посвящённый, в частности, и фольклору. Автор-ведущий Никита Сергеевич Михалков процитировал Грефа и ему подобных братьев по разуму, утверждающих, что фольклор крайне вреден, особенно для детей, так что выходит, что Патриарх Всея Руси(!) - единомышленник откровенным русофобам… Гнали бы Вы, Ваше Святейшество, этих референтов взашей, пока они Вас под монастырь не подвели.
На следующий год мы опять подали заявку на Патриаршую премию, чтобы убедиться, действительно ли речь Патриарха касалась именно творчества поэта Сафронова. Как и следовало ожидать, теперь о.Леонида даже на порог не пустили, то есть, в номинанты уже не выдвинули. Эх, Ваше Святейшество, Вы понимаете, что с вашей лёгкой руки организовалась травля крупнейшего русского поэта? Впрочем, понять этих референтов, которые не только русофобы, но ещё и графоманы, не трудно. Некоторые считают, что графомания – это просто недостаток мастерства и опыта. Но мастерство – дело наживное. А вот графомания – это бездарное, безблагодатное состояние души. Графомания – это разновидность фарисейства. А суть фарисейства – дикая, необузданная зависть. Самым первым фарисеем был Каин: из зависти он убивает брата. Пушкин исследовал это состояние в «Моцарте и Сальери». В Евангелии фарисеи из зависти предают Бога(!) на смерть: «Давайте, убьём одного, чтоб всем нам было хорошо».
Из епархии, а может из самой Патриархии был дан приказ, всячески ограничить контакты о.Леонида с прессой и общественностью, было запрещено отлучаться из посёлка на срок более трёх дней и не далее границ Кировской области без особого на то разрешения. Это профессиональному-то литератору с тридцатилетним стажем! Очередной Уржумский епископ Леонид, ныне наместник Оптиной Пустыни, тщательно за этим следил. Но не уследил…
Когда о.Леониду была присуждена Бунинская премия, и мы поехали на церемонию награждения, не спросившись, потому что было совершенно ясно, что «не благословят», - в патриархии случилась прямо-таки истерика. Вместо того, чтобы порадоваться тому, что священник РПЦ получил престижную литературную премию, и, тем самым, поднял авторитет Московской патриархии, церковная пресса это событие обошла скромным почти что молчанием, а тогдашнему Уржумскому архиерею, Леониду Толмачёву, дали нагоняй, что не усмотрел, как Сафронов улизнул из-под носа.
Вот сейчас, новая награда – Есенинская медаль. Поздравлений было множество – но только не от церковного начальства. Это, по-видимому, выше архиерейского достоинства поздравлять подчинённых. Начальству не нравится, что какой-то там замызганный периферийный поп или, как тут один выразился, «муха», вдруг становится более известным и даже более любимым в народе, чем начальник. Вот это уже «сущая ересь». Да кто он такой?! Да как он смеет?! Без благословения?!
Хотя, конечно, какое поздравление можно ожидать от церковников?! Если придворный литературовед – протоиерей Андрей Ткачёв – на миллионную аудиторию заявил, что русский национальный поэт Есенин – «баклан». А поэт протоиерей Леонид Сафронов, между прочим, считает себя преемником Есенина. Так, значит, вот с какими блатными мерками, по мнению Ткачёва и прочих патриархий, нужно рассматривать талант поэта Леонида Сафронова! Отец Леонид словами Ткачёва глубоко лично оскорблён. Он по поводу высказываний Ткачёва (можете даже передать этому «знатоку» русской литературы) сказал так: «Ему бы прежде, чем такими словами оперировать, посидеть на зоне лет пять, чтобы усвоить весь тюремный лексикон». Кстати, тюремный контингент очень чуток и аккуратен в своей речи. За не к месту употребленное слово могут даже убить…
Так что, не заладились отношения русского поэта с патриархом Русской православной церкви Кириллом, и не предвидится никаких улучшений на этом фронте… Увы, с патриархом Кириллом, видимо, о.Леонида объединяет лишь то, что после восьмого класса и тот, и другой шурфы в геологоразведке копали. Только «докопались» они каждый до разных жизненных понятий. Фомы, даниилы, ткачёвы – вот нынешние фавориты церковной власти; протоиерей Леонид Сафронов чужой им всем по духу…
«…бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви…» Да-да, бывает и такое. Так что, потерпим.


Рецензии