Автобиография в сюжетах
Жизнь словно ненаписанная книга –
Вся соткана из вечности и мига…
И радость есть в ней, и печаль,
Но все уносит время в даль…
Ткань жизни не имеет лица и изнанки. В ней все едино: свет и тени, любовь и ненависть, добро и зло…
Мой родной город – Комсомольск-на-Амуре. Я родилась и живу в нем вместе со своими родными, друзьями, коллегами и учениками.
…Городу было 16, - подросток, даже еще несовершеннолетний – в день моего рождения 05.02.1949. Семья была тоже юная: отец Шипулин Василий Автономович – студент Казанского авиационного института. Его, старшего сына в многодетной семье первостроителей Шипулиных – Автонома Емельяновича и Улиты Антоновны, решили выучить на достойного специалиста для в ту пору суперсекретного завода п/я 40, а ныне выросшего в Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Юрия Гагарина, выпускающий знаменитые на весь мир самолеты.
Весь более чем полувековой путь отца прошел в стенах одного предприятия от юрисконсульта до руководителя маркетинговой службы.
Мать Вера Христофоровна к моменту моего рождения окончила Хабаровский педагогический институт и преподавала русский язык и литературу в Комсомольске в мужской средней школе №8.
Родители мамы Ахполовы Христофор Худзеевич и Зинаида Илларионовна жили в низовьях Амура в селе Богородское и работали на рыбозаводе.
Родители мужа Шипулины жили на Старой площадке (ныне поселок им. Менделелеева).
В те годы только два месяца длился отпуска по уходу за новорожденным и, конечно же, моей маме было несладко. Спасала помощь подруги детства Надежды Циулиной и ее семьи.
Среди первых воспоминаний детства – плыву над бурным мальчишечьим круговоротом по школьному коридору на широких плечах маминого товарища по работе, учителя рисования, - одного из первых художников города Драчева Николая Лукича. Еще помню чудесные новогодние катания на лошадях под звенящими колокольчиками, запряженных в сани-розвальни. И я в этих санях среди мальчишечьего восторга. Так город радовал своих школьников. А нас, дошколят детсада №5, на все лето вывозили на берег Амура, поближе к природе, в самобытное село Бельго.
В школу я пошла седьмую, уже когда девочки и мальчики учились вместе, но она была бывшая женская, и потому у нас, девчонок, парни из восьмой, мужской, котировались выше.
В начальной школе меня учила Таисия Филипповна Дик, лучший в городе специалист своего дела – ей первой в Комсомольске-на-Амуре присвоили звание Заслуженный учитель школы РСФСР. Т.Ф. Дик давала ученикам главное – потребность учиться и стремление к новому.
Параллельно со школой я была активной тимуровкой – помогала вдове фронтовика Великой Отечественной, занималась в балетной студии знаменитого на весь город клуба имени Баранова – все каникулы и праздничные дни были заняты благотворительными концертами в детских садах и больницах, и еще училась игре на фортепиано. В старших классах к увлечениям добавились гимнастика, волейбол и большой теннис – мама даже сохранила почетную грамоту за мое третье место в краевых соревнованиях в Хабаровске. И каждое лето незабываемые – сначала пионерский лагерь завода п/я 40 на правом берегу Амура, позже – спортивный на территории дома отдыха «Шарголь» того же авиационного завода.
С пятого по восьмой класс меня учила русскому языку и литературе Людмила Павловна Драчева, которая вместе с моей мамой развила, видимо, природную мою тягу к слову. Мне было необыкновенно интересно писать всевозможные сочинения, тогда же пробудились первые попытки стихосложения, но…
В 1964 году в Комсомольске впервые формировали профильный класс с математическим уклоном из лучших учеников города, и мама считала, что мне там непременно нужно учиться. Это стало первым в моей жизни довольно тяжким испытанием: мне, по природе гуманитарию, пришлось усиленно штудировать физику и матанализ (треть учеников класса не справились с усложненной программой, приближенной к вузовской, и вернулись в прежние школы) и параллельно заканчивать музыкальную школу.
Несмотря на колоссальную нагрузку (учитывая серьезные занятия волейболом и теннисом), я рада, что в моей жизни была математическая школа №26 с великолепными учителями: Даниилом Семеновичем Табацким, Валентиной Степановной Афанасьевой и Виталиной Витальевной Фефиловой; и одноклассниками, со многими из которых мы пожизненно дружим. Интересы каждого многогранно обогащали друг друга на творческих встречах. Школа научила преданности и преодолению.
Испытания продолжались. 1966 год – редкостный для выпускников ХХ века: год окончания одновременно 10-х и 11-х классов. И – соответственно – двойной наплыв в вузы по всей стране. Естественная проверка успешности обучения в нашем экспериментальном классе – поступление всех его учеников в тот же год в вузы страны. Несколько моих одноклассников и я поехали поступать в Новосибирский университет. Я выбрала уникальную специальность, попытавшись объединить свои способности и школьную специализацию: математическая лингвистика. Конкурс – одиннадцать (!) человек на место. После первого экзамена, математика письменно, - вся стена университета со списками получивших двойки!... И оказалось – у всех один вариант… Не знаю, сознательно или ошибочно на экзамен был выставлен нерешаемый вариант. И старшекурсники университета его не решили, и мои учителя из матшколы. Подавляющее большинство абитуриентов были приезжими, без родителей, и никому и в голову не пришло разбираться в ситуации. Вот такой опыт экзамена в советской стране…
Домой возвращалась поездом с одним рублем на пять дней пути. Решила прямым ходом ехать во Владивосток и поступать на журналистику. В Хабаровске мама сняла меня с поезда. Откормила и повезла домой. Поступила на вечернее отделение Комсомольского-на-Амуре политехнического института, специальность самолетостроение. В 18 лет пошла ученицей электромонтажницы в 55-й цех Дальмашзавода, собирала приборы для начинки знаменитой на весь мир авиационной продукции. За полтора годы выросла из ученицы в электромонтажницу второго разряда. И это – параллельно с учебой в вузе, таежными походами с клубом «Баджал» и активным участием в художественной самодеятельности - была даже удостоена чести вести вместе с известным в городе певцом Борисом Архандеевым гала-концерты во дворце авиастроителей. И меня, как хорошую работницу и активную комсомолку, завод направляет учиться в Хабаровский политехнический институт по специальности инженер-экономист, выделяя мне персональную стипендию.
Жизнь в Хабаровске вместила напряженную учебу, активную работу в студенческом научном обществе, походы с рюкзаком по Дальнему Востоку в каникулы и праздничные дни. Конечно , и КВН, и художественная самодеятельность – так, что даже ведущий диктор хабаровского радио предложила совместную работу. Особенно дорога память о преподавателе ХПИ Владимире Евгеньевиче Макарове.
Хабаровск подарил незабываемые встречи с пианистами – Святославом Рихтером и Ольгой Шевкеновой из Болгарии, писателями Всеволодом Ивановым и Владимиром Клипелем… Впечатления выплескивались на бумагу. Первые публикации – в газете «За инженерные кадры», затем – в «Молодом дальневосточнике». В душе созрело ощущение: если Комсомольск – мой город-папа, то Хабаровск – мой город-дед.
При распределении по окончанию ХПИ мне предложили преподавание в альма-матер, видимо, отметив мои успехи в работе студенческого научного общества и педагогические способности. Конечно, предложение было заманчивым, но я не могла его принять, так как чувство ответственности диктовало вернуться в Комсомольск на завод, который дал мне путевку в трудовую жизнь и оплатил учебу в институте. Хотя у меня было законное основание остаться в ХПИ, так как я вышла замуж за студента этого вуза, но я вернулась на завод уже как молодой специалист. Мой поступок очень удивил заместителя директора завода по кадрам Дмитрия Яковлевича Галенко (и отца моего одноклассника Саши Галенко): «Как, Вы только что вышли замуж, а семья это святое»…
Моему мужу Владимиру Алексеевичу Самсоненко предстояло еще целый год учиться на автомобильном факультете ХПИ. Мое гипертрофированное чувство долга Д.Я. Галенко испытывал около двух месяцев, утверждая, что мест на заводе нет. Убедившись в моей стойкости, направил в 40-й цех инженером-технологом. Проработать я успела несколько дней до того, как на завод из ХПИ поступил запрос на отзыв меня для преподавательской деятельности. Д.Я Галенко со спокойной совестью издал приказ с согласием на отзыв специалиста ХПИ. И приказ этот я должна была выполнять. Через несколько месяцев преподавания на кафедре экономики машиностроительной промышленности мне предложили учебу в московской аспирантуре. Но тут уже я не захотела расставаться с мужем. Через год он окончил ХПИ, вскоре я родила дочь Елену. Нам даже в головы не пришло отстаивать его распределение на предприятия в Хабаровске, учитывая, что жена работает в этом городе молодым специалистом.
Мужа распределили в Приморье, в поселок Артемовский под Владивостоком, на предприятие Дальэнергоремонт, откуда сразу же отправили в длительную командировку на Север. Из-за отсутствия жилья и в Хабаровске, и в Артемовском, я с ребенком жила у родителей в Комсомольске. Это было ошибкой. Семья должна вместе преодолевать трудности и растить ребенка. Через год в Артемовском мужу дали комнату в девять квадратных метров в квартире на пять семей. Я уволилась из ХПИ и с годовалой дочуркой (как декабристка…) поехала к месту работы мужа. Ребенку сразу (!) дали место в яслях, меня приняли в Дальэнергоремонт инженером-технологом группы по организации производства и выпуску продукции на базе. Сокращенно нас называли по модному в то время – отдел научной организации труда. Два года жизни в Артемовском закончились разводом по моей инициативе. Вероятно, постоянные и длительные командировки мужа не вписывались в мое представление о семейной жизни.
В 1976 году снова вернулась на Дальневосточный машиностроительный завод в Комсомольск-на-Амуре, поближе к родителям, обменяв полученную в Артемовском квартиру на город Юности (почему не на Хабаровск?!...)
На авиационном заводе общий стаж в 19 лет наполнился работой инженером по подготовке производства в механическом цехе, экономистом по планированию в планово-производственном отделе заводоуправления, инженером по подготовке кадров в учебно-производственном комбинате завода (видимо давали о себе знать педагогические гены) и даже корреспондентом заводской газеты «Вперед» («Крылья Советов») по производственно-экономической тематике. Все эти должности помогали узнать богатую палитру жизнедеятельности КнААПО. В итоге мною была написана статья «Профориентация школьников и адаптация молодых рабочих» в отраслевом журнале «Авиационная промышленность» (1985 г., №8) и разработан стандарт предприятия КнААПО «Подготовка и повышение квалификации кадров». Основную работу дополняли разнообразные общественные функции: политинформатор, референт по изучению и обобщению передового опыта и т. д.
В 1990 году поступила в аспирантуру Института экономических исследований Дальневосточного отделения Академии наук СССР, которую окончила через несколько лет. В том же 1990 году по результатам конкурсного отбора переведена в Ленинский районный Совет народных депутатов инструктором организационного отдела и выполняла работу, координирующую деятельность депутатских комиссий - по делам молодежи, народному образованию, гласности, законности, правопорядку и охране здоровья (!)…
В 1991 году родилась внучка Эвелина. В 1993 году Советы народных депутатов прекратили свое существование. В 1994 году получила второе высшее образование в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете «практический психолог системы образования» с красным дипломом и была оставлена старшим преподавателем на кафедре практической психологии.
С 1995 по 1999 годы работала психологом в УВД города на должности старшего следователя отделения по расследованию тяжких видов преступлений следственного отдела, совмещая службу с преподаванием в вузах.
Основная функция психолога в УВД – обеспечение психологической поддержки личному составу, составление психологических портретов сотрудников и преступников, разработка и внедрение криминологических методик и т.п. Ценю признания сотрудников, подтверждающие их большую профессиональную успешность в результате полученной психологической помощи.
В 1996 году получила сертификат психолога-консультанта и сертификат тренера по психологическому видеотренингу общения, пройдя курс обучения под руководством члена-корреспондента Международной академии психологических наук, доктора психологических наук, профессора Р.С. Немова (г. Москва).
В 1997 году прошла обучение на курсах маркетинговой стратегии, проект-менеджмент, управление персоналом, организованных Комиссией по содействию в сотрудничестве с Японским центром производительности по социально-экономическому развитию, согласно программе технического содействия странам СНГ, осуществляемым правительством Японии. Стала победителем и была удостоена чести обучения в Японском международном центре г. Токио и практики управления японскими предприятиями в г. Саппоро (февраль-март 1998 г.), где обследовала сотрудников энергетической компании Хоккудэн (второй по рейтингу в мире). Стажировка в Японии повысила уровень квалификации как инженера-экономиста и как старшего преподавателя высшей школы.
В 2000-е годы работала старшим преподавателем в КнАГТУ, МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), Санкт-Петербургском институте внешнеэкономических связей, экономики и права; внедрила авторские спецкурсы «Психология зрелой личности (геронтопсихология)», «Психология и этика финансового предпринимательства», опубликовала более двадцати научных статей, в том числе в центральных журналах «Народное образование. Социальная педагогика», «Управление персоналом», «Власть и управление на Востоке России» по проблемам мотивации трудовой деятельности и психологии личности, провела обследование студентов АмГПГУ и КнАГТУ с целью дифференциации их восприятия «Апологии Сократа» Платона, конфликтов «Личность-общество», «Личность-власть»; совместно со студентами обследовала разновозрастные группы работников предприятий нашего города с целью выявления мотивации «Достижение успеха» и «Избегание неудач».
С 2008 года работаю педагогом-психологом в Центре развития творчества детей и юношества Комсомольского района Хабаровского края, в котором 21 муниципальное сельское поселение, оказываю психологическую помощь школьникам, их родителям и педагогам.
…Люблю путешествовать с детства. И с рюкзаком, и с чемоданом на колесиках. В зависимости от цели. Первый вкус к красоте-новизне окружающего пространства привил дед Христофор, уже старый горец, после возвращения с заработков в Америке осевший на Дальнем Востоке и, по-моему, всю оставшуюся жизнь тосковавший по своей малой родине – Кавказским горам. Помню, совсем маленькой он брал меня за руку и вел за околицу на высокий пустынный берег. Каждый вечер мы смотрели, как солнце тонуло в Амуре и утекало на запад – к любимым горам Христофра Ахполова. Вся жизнь люблю закаты, особенно над Амуром. И горы.
Мама подхватила эстафету деда: однажды мы даже заблудились с ней в тайге. Позже меня-студентку и брата-старшеклассника повезла в Тумнин, и мы месяц жили в палатке…
…С рюкзаком за спиной я путешествовала по Приморью, Камчатке, Сахалину и даже верхом на лошади по Горному Алтаю.
Цивилизованные путешествия прекрасны по-своему. В советские времена побывала практически во всех республиках СССР. Даже однажды на турпоезде проехала от Комсомольска-на-Амуре до Средней Азии – по всем ее знаменитым городам и обратно. Вообще поездом проехала всю страну с востока на запад и обратно несколько раз – зимой, летом, осенью.
Япония стала для меня первой заграничной страной, где я побывала. Страна восходящего солнца потрясла настолько, что я влюбилась в нее и стала фотографировать – совершенно доселе немыслимое для меня деяние. Фотосюжеты «Такая разная Япония» стали первой выставкой в моей жизни. Ныне их более двадцати. Экспозиции были и в Хабаровске, и в Москве.
(Видимо это отзвук далекого влияния генов прадеда Иллариона Панкова, иконописца Екатеринбургской епархии…)
После Японии были Финляндия, Египет… Четырежды на автобусе проехала всю Европу, дважды была в Париже, Венеции… А что за чудо Европа рождественская!... Путешествовала по Сахаре на верблюде – в Тунисе накануне переворота. Недавно вернулась из Израиля… И все это – новые стихи, литературно-художественные зарисовки и фотовыставки…
Люблю театры, музеи и в родном Комсомольске, и во всех тех городах и странах, куда заносит судьба. Систематически участвую в научных конференциях городского краеведческого музея, Музея изобразительных искусств, во встречах в галерее «Метаморфоза», театров – драмы и КнАМ. Являюсь членом ассоциации неофициального искусства Дальнего Востока, членом Союза журналистов РФ, действительным членом Дальневосточной Народной Академии наук, членом Русского географического общества и членом Комсомольской-на-Амуре общественной писательской организации имени Г.Н. Хлебникова.
…Комсомольск вырос из несовершеннолетия в восьмидесятилетие, - и остался городом Юности вместе с моими родными, друзьями, коллегами и учениками…
Свидетельство о публикации №220121800516
Харон Из Харькова 27.12.2020 18:23 Заявить о нарушении
Наталия Шипулина-Ахполова 05.01.2021 18:32 Заявить о нарушении