Наследие Мангбо или Мы - коренные дальневосточники
...День начался дождем, который грозил испортить весь праздник: завершение недельного этнокультурно- спортивного марафона с участием многочисленных ансамблей коренных народностей Приамурья и парусной регаты - от Хабаровска, Сикачи-Аляна , Джари, Верхнего Нергена, Верхней Экони - до Комсомольска-на-Амуре. Но, видно, таежные духи были задобрены - в середине дня дождь прекратился, и к заветному началу праздника стало выглядывать любопытное солнце. Видно, ему тоже была интересна премьера спектакля знаменитого ансамбля "Гивана" по мотивам нанайских преданий с интригующим названием " Легенда о трех Солнцах"... Забегая вперед, могу уверенно утверждать, что и зрители, и капризное Солнце были в восторге. А Шамана с бубном не хотели возвращать в легенду...
...На сцене под разлапистыми кронами и в сопровождении щедрых аплодисментов многочисленных зрителей шел концерт, разносимый микрофонами на всю огромную поляну Силинского парка, на которой происходило еще много интересного. В необъятном чане закипала нанайская уха. Я, конечно, полюбопытствовала, из какой рыбы. Оказалось - из разной-разной под предводительством сазана!.. Невозможно было пройти мимо столов с многочисленными авторскими изделиями.Туески из бересты ( не удержалась и купила для женских штучек), национальные костюмы мастерицы из города Амурска Светланы Серковой из рода Самар,неповторимые Сэвэны , панно из кожи с резьбой по дереву талантливого ульчского художника из села Богородское Николая Дявгода, моего давнего доброго знакомого, - глаза разбегаются...
... Когда приблизилась к сцене, выступал со своими мелодичными нанайскими песнями известный в крае вокально-инструментальный ансамбль "Орхода" ("Жень-шень") , с которым меня связывают давние творческие отношения. Атмосфера праздника настолько тронула меня, что пробудила желание активно включиться в действо на поляне, не быть пассивным зрителем! Намерение окрепло , когда на сцене зазвучал загадочный славянский ансамбль "ЭтноЗвук", исполняющий национальные мелодии мира на старинных инструментах. Поразила отзывчивость и мгновенная включённость в ситуацию ведущей концерта ( что значит - человек творческий...). Видящая меня впервые, она сразу откликнулась на мое неожиданное желание прочесть собственный стих , - и предложила мне выступить тут же, вслед за "ЭтноЗвуком", лишь спросив мою фамилию и уточнив, хорошее ли мое стихотворение... Я, разумеется, подтвердила, что - да, хорошее, и шагнула на сцену, сунув первому встречному свою SONY для фото на память... Может, девушку- ведущую подкупил мой стилизованный под национальный костюм - собственноручный наряд из черного крепдешина, украшенный живописным авторским нанайским поясом ,однажды подаренным мне в селе Нижние Халбы?.. Подумала так, когда после выступления ко мне подошли несколько зрителей и артистов из "Гиваны" и "Орходы" с просьбой дать текст стиха и сфотографировать вышитый шелком эксклюзивный узор пояса...Те, кого заинтересовала поэзия, даже телефон попросили- пригласила их в нашу городскую общественную писательскую организацию имени Геннадия Николаевича Хлебникова...
... Уха была бесподобная! Ароматная, наваристая, в щедрой порции и необыкновенно вкусная . И поэтому, когда после ритуального взаимодействия артистов "Орходы" с Духом Огня, в результате которого великолепный костер в центре поляны благополучно запылал ,и все были приглашены отведать разнообразные национальные блюда, сделать это было совсем невозможно! Мне гостеприимно предложили угощение из талы двух видов: с вареником и необыкновенным таежным салатом,завершив сей кулинарный изыск десертом из лесных ягод... Ничего не оставалось, как отправить блюдо-шедевр в пакет к берестяному туеску для продления едального удовольствия дома - наутро... Трапеза в Силинском парке закончилась морсом из жимолости! И танцами с горящими факелами и сверкающими саблями на фоне пылающего костра!
Завершился наш Приамурский этнокультурный фестиваль"Наследие Мангмо"( Мангмо - Амур по-нанайски) , который уже можно называть традиционным. Событие, достойное Дня коренных народов мира!
День завершился, как и начался - ливнем...
Выполняю обещание и по просьбам зрителей - дарю мой стих:
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Здесь корни древа рода Нани!..
И мудрецы с раскосыми глазами
Тысячи лет народ оберегают,
Легенды, песни в быль преображают.
Русичи пришли на землю Нани
И наградил раскосыми глазами
Первопроходцев здесь абориген –
Непобедим Дальневосточный ген!
И Волга трепетно к Амуру Прикоснулась ,
И солнце месяцу сквозь тучи улыбнулось –
И Тихий океан - Российский край!
Потомок здесь создаст вселенский рай!
Седой Амур... Полузаброшенные села...
Суровый край взирает строго
И страждет уж который век –
Будь благороден, человек!
Вкус исчезающий тумана,
Синь неба, полная обмана,
Надежды и звенящей боли –
Судьбы подарок и родимой доли...
Здесь начинался город мой ,
И,полагаю, что другой
В душе не сможет заменить
След малой Родины и Нить!..
Мой Комсомольск в богатом ожерелье
Проток амурских и туманных гор,
Аборигенов древнее поверье,
А рядом - православный русский хор!
Сэвэны здесь и яркие матрешки
Живут по берегам таежных рек,
Нанайский бубен, русские гармошки –
Здесь Я - Дальневосточный человек!
*. *. *
...Первое ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ КОРЕННОЙ КОМСОМОЛЬЧАНКОЙ случилось в последнее предшкольное лето 1956 года. Нас, семилеток из детского сада номер пять поселка Дземги ( это часть Комсомольска-на-Амуре, которую называли то соцгород, то Дземги - в память об одноименном нанайском стойбище, что находилось здесь на момент начала строительства города) решили оздоровить перед десятилетним школьным марафоном. И отправили на природу в нанайское село Бельго, что на правом берегу вниз по течению Амура, - на целое лето.
Жили мы в поселковой школе, спали на раскладушках и целыми днями носились по футбольному полю с воротами, обтянутыми рыболовными сетями. Очень скоро мы подружились с местной ребятней, вместе с которой тайком убегали в село и иногда забредали в окрестные таежные заросли, за что получали наказания от детсадовских воспитательниц.
С самого начала меня поразили нанайские дети и своим необычным лицом с глазами-щелочками - я решила, что они от нестерпимого загородного солнца до конца не раскрываются (мы вскоре тоже стали щуриться...), и своим удивительным поведением... Догнать никого из них было невозможно, в футбол - тоже обыгрывали, в тайге больше нас находили грибов и ягод, которые я поначалу вовсе не замечала... Но когда в сумерки мы, притомленные за день, с ногами забирались на школьную завалинку, и нанайские дети расспрашивали нас о загадочном для них городе (почти все они ни разу не выезжали из родного села), я с упоением рассказывала о своем трехэтажном доме с огромными полукруглыми балконами ( я тогда не знала еще, что он называется Хетагуровским...), красивых улицах, автобусах ( их труднее всего было обрисовать...), кинотеатрах, клубах - и видела, с каким потрясением слушали маленькие таежники, моя детская душа переполнялась необычным чувством, чувством любви и восторга от того, какой чудесный мой город, и как хорошо, что я родилась именно в таком прекрасном Комсомольске-на-Амуре...
Я вдруг поняла, что на этой огромной земле у каждого человека есть свой самый любимый уголок - то место, где он появился на свет.
...Чаще других местных детей приходил, точнее , приезжал на мужском велосипеде, и молча стоял на краю футбольного поля черноволосый , с блестящими глазами-угольками и прокаленный до черноты на солнце мальчишка, который был заметно старше остальной ребятни. Было ему уже лет десять-двенадцать, звали его Володя, и он непостижимым образом привлекал все мое девчачье внимание...
...Однажды потерялась наша взбалмошная городская девчонка, и перепуганные воспитательницы носились по берегу Амура, прихватив для помощи нескольких самых отчаянных детей, в число которых попала и я. Мы продирались сквозь колючий кустарник, обшаривали овраги... Одинокое огромное дерево с разлапистой кроной решили обследовать досконально. Конечно же, полезла на него именно я и наткнулась на огромное дупло с таежными осами, которые мгновенно облепили меня с ног до головы. Мои вопли слышало все побережье. Спас меня, конечно, Володя - кто же еще?.. Не Зоя же Ивановна, хоть и любимая воспитательница, но совсем городская девушка с модной тогда химической завивкой на голове и наманикюренными пальчиками... Володя мгновенно забрался на дерево , замотал меня в свою рубашку, помог спуститься на землю - осы его почему-то не трогали... Нашу пропавшую девчонку нашел тоже мой друг Володя!..
На всю жизнь остался образ непревзойденного юного героя по имени Володя из нанайского села Бельго , в котором я так никогда больше и не побывала...
... С годами ОСОЗНАНИЕ понятия КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ Комсомольска-на-Амуре и себя в его пространстве развилось, созрело и помогало лучше и чувствовать, и понимать людей, объединенных в сообщество КОРЕННЫЕ НАРОДЫ Дальнего Востока. Все вместе и каждый в отдельности мне были интересны и неизменно вызывали желание подружиться...У нас было так много общего : нас единило мощное СЛОВО - КОРЕННОЙ...Не удивительно, что когда жизнь дарила мне встречи с людьми из коренных народов, мне всегда хотелось о них писать - и стихи, и прозу, делать художественные фото.
Встреча в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре с членом Союза художников СССР Александром Ильичем Гейкером запечатлелась очерком "Меня вдохновляет экспрессия жизни (газета «Дальневосточный Комсомольск", 2008 год, 32),в котором с огромным интересом писала о жизненном и творческом пути дальневосточного фронтового ребенка, выросшего в самобытного художника, об уникальной судьбе его линогравюры "Ледоход на Амуре"...
Удивительное сплетение судеб двух других героев поэтов Приамурья: русского Василия Галкина и нанайца Акима Самара. Оба родились в один 1916 год, оба начинали строить Комсомольск, оба ушли на войну и даже воевали на одном Сталинградском фронте... На Мамаевом кургане Аким Самар погиб смертью Героя, Василий Галкин, Почетный строитель Комсомольска, орденоносец Великой Отечественной войны написал поэму "Мамаев курган"... Им я посвятила очерк "Подвиг - путь непроторенный..."
Помню, как в уже далёкий 2010 год, летом, мы с нанайской певицей и поэтом Тамарой Пассар -Юрочкиной, коллегой из Комсомольской-на-амуре общественной писательской организации имени Г. Н. Хлебникова, со своими стихами и песнями прошли по ее родным селам с авторской вокально-поэтической благотворительной программой "По следам Акима Самара"...
Тема Войны и Память о судьбах поэтов -фронтовиков не отпускали и удивительным образом воплотились в профессиональной деятельности: как педагог -психолог Центра развития творчества детей и юношества создала методическую разработку по военно-патриотическому воспитанию "Я для Родины или Родина для меня?" - и стала победителем Краевого конкурса среди педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов " Лучший мастер-класс".
Мое увлечение художественной фотографией вдохновляется и уникальной природой нашей малой родины , и ее удивительными людьми... И во всех почти тридцати авторских фотовыставках неизменно живописно выделяется постоянно обновляющаяся экспозиция "Здесь корни древа рода Нани..."
Была награждена за авторскую фотовыставку "Малая родина - Дальний Восток" , презентованную на ХХ фестивале журналистов "Вся Россия 2016", проходящем под эгидой ЮНЕСКО ООН. Мне , первой и единственной журналистке, представлявшей Хабаровский край на столь высоком международном форуме, особенно приятно было сделать это в стилизованном национальном наряде собственного изготовления с настоящим нанайским поясом с ручной вышивкой шелком, подаренным на творческой встрече с друзьями из Приамурья в селе Нижние Халбы...
Живет, развивается и взаимно обогащается многонациональная культура коренных жителей, коренных народов Дальнего Востока России.
Свидетельство о публикации №220121800527
Харон Из Харькова 18.12.2020 10:43 Заявить о нарушении
Не так лм?..))
Наталия Шипулина-Ахполова 18.12.2020 15:38 Заявить о нарушении
Харон Из Харькова 18.12.2020 15:46 Заявить о нарушении
Наталия Шипулина-Ахполова 27.12.2020 16:48 Заявить о нарушении