Велик и могуч-2 эссе о языке

Любите ли вы язык? Нет, не тот, который надо прикусить, если не вовремя открыл рот. Хотя, как известно, «язык без костей» за зубами не удержишь. А свой родной русский язык, на котором наш человек, используя всего лишь одно «ну», может в течение разговора задать вопрос, дать ответ, согласиться, удивиться и даже послать подальше?

Если любите, тогда безусловно поймете, о чем я веду разговор. Ведь только тогда вам будет ясно, почему наш человек, поставив точки над «ё» сразу вспоминает вашу мать. Иностранцы же, в свою очередь, никак не могут понять, почему мы смеемся, увидев, допустим, подобную рекламу зубных протезов: «С нами у вас всегда будут зубы на полке» или такую в кардиохирургической клинике: «Пересадка сердца со стопроцентной гарантией! Людям с золотым сердцем – без очереди!»

Ну как, скажите на милость, тем же иностранцам понять перевод такой сентенции: после вынесения первого в жизни смертного приговора, судья долго мучился и казнил себя? И вряд ли им в этом случае поможет совет подобный тому, что мой друг нейрохирург услышал от коллеги во время операции: «Давай, шевели мозгами».

Я уже не говорю про ассоциативность нашего языка. Так, если у северных народов, например, снег может обозначаться десятками различных слов, то у нас напротив – одно слово вызывает совершенно разнородные ассоциации. Вот для наглядности: КОНЬ – пальто, педали, яблоки, буква «Г», подарок, зубы, борозда. А если сюда присовокупить синонимы, то и того больше: ЛОШАДЬ – капля никотина, сильно пьющий человек, доза, усердно работающий человек, громкий смех; КОБЫЛА – воз, баба; МЕРИН – сивый, «Мерседес»…

Одним словом, наш язык есть за что любить. Кстати, об одном слове. Только у нас обходятся единственным «щаз», если не хотят делать никогда. И словно в ответ про человека, который вообще ничего не делал, односложно скажут «задолбал». Чем не парадокс и еще один повод для наслаждения русским языком? Но не только наслаждения, но и изучения. Я вообще считаю, что малограмотный человек подобен Прометею, скованному… языком.

Лично мне всегда хотелось равняться на Карамзина и Достоевского, привнесших в наш лексикон новые слова. Потому надеюсь, что и мое приживется. А как иначе? Суету вокруг нашей зимней Олимпиады помните: тут вам и строительные авралы, и ажиотаж во время проведения, и допинговые скандалы, и прочая кутерьма. Чем не СОЧИНГ? По-моему, вполне убедительно. И я буду стоять на своем… даже лежа на диване.

Вот вам и еще одна причина любить родной язык: он запросто позволяет нам играть словами. Главное не заигрываться при этом, чтобы не получилось, как у моего соседа, который вздумал играть в слова с начальником. В результате он выиграл и проиграл одновременно. Уверен, вы понимаете, как такое возможно.

Для убедительности еще парочка фраз с игрой слов:
Если картографу начинают сниться черви – с картами пора завязывать.
Предпочитаю ездить, не разбирая дорог, вдруг по ним придется возвращаться.

Теперь-то вам, надеюсь, понятно, почему мне так хочется, чтобы, прочитав все вышеизложенное, любой человек мог с твердой уверенностью воскликнуть: «Велик и могуч русский язык! Ё… моё».


Рецензии