Четыре ипостаси Меркурия

   It’s A Hard Life

I don't want my freedom
There's no reason for living
with a broken heart
Мне не нужна моя свобода
Нет смысла жить
С разбитым сердцем.
This is a tricky situation
I've only got myself to blame
It's just a simple fact of life
It can happen to anyone
В этой сложной ситуации
Я должен винить только себя
Это простая правда жизни
Это может случиться с каждым
You win — you lose
It's a chance you have to take with love
Oh yeah — I fell in love
And now you say it's over
and I'm falling apart
Ты выигрываешь – ты проигрываешь
Тебе приходится рисковать в любви (обыгрывается фраза – take a chance with life – рисковать своей жизнью)
О, да – я влюбился
А ты говоришь, что все кончено
И я теряю голову от любви.
It's a hard life
To be true lovers together
To love and live forever in each other's hearts
It's a long hard fight
To learn to care for each other
To trust in one another right from the start
When you're in love
Это тяжелая жизнь
Быть верными возлюбленными
Любить и жить вместе в сердцах друг у друга
Это долгая и тяжелая битва
Научиться заботиться друг о друге
Доверять друг другу
С самого начала
Когда влюблен.

I try and mend the broken pieces
I try to fight back the tears
They say it's just a state of mind
But it happens to everyone
Я пытаюсь склеить разбитые кусочки
Я пытаюсь проглотить слезы
Говорят, это просто такой душевный настрой,
Но это может случиться с каждым

How it hurts — deep inside
When your love has cut you down to size
Life is tough — on your own
Now I'm waiting for something to fall from the skies
And I'm waiting for love
Как же больно – глубоко внутри
Когда твоя любовь спускает тебя с небес на землю
(возвращает к суровой действительности)
Жизнь – боль, сам себе хозяин (я одинок)
Сейчас я жду, что бог мне пошлет кого-то
Я жду любви
Yes it's a hard life
Two lovers together
To love and live forever in each other's hearts
It's a long hard fight
To learn to care for each other
To trust in one another — right from the start
When you're in love

Yes it's a hard life
In a world that's filled with sorrow
There are people searching for love in every way
It's a long hard fight
But I'll always live for tomorrow
Да, жизнь тяжела
В мире, наполненном печалями
Есть люди, которые делают все, чтобы найти любовь
Это долгая и тяжелая битва
Но я живу ради завтрашнего дня.
I'll look back on myself and say
I did it for love
Yes I did it for love —
for love — oh I did it for love
Я оглянусь в прошлое, посмотрю на себя и скажу –
Я сделал это ради любви
Да, я сделал это ради любви
Ради любви –
Я сделал это ради любви.

   Эта работа будет построена необычным способом. Сначала я представлю вам осколки – впечатления, мысли, наблюдения. Потом из осколков я попытаюсь собрать целое. А там посмотрим, что у нас получится.

   Сразу скажу, что я с опаской берусь за разбор этой песни. Первое, непредвзятое впечатление (тяжело пытаться составить непредвзятое о чем-то, что знаешь и слушаешь не в первый раз) особенной перегруженности образами и ассоциациями.

   Возникает впечатление непроизвольного полета фантазии, как во сне, ну или в каком-то ином психоделическом состоянии (трипе), когда образы и ситуации, символы и намеки сменяют друг друга, но смысл их спрятан так глубоко в подсознании, что спящему неподвластен. Игры воображения. Поток сознания. Когда просыпаешься, видения забываются, но помогают упорядочить пережитое.
Забегая вперед, скажу, что на эту мысль меня навел именно образ черного лебедя Одилии в исполнении Ребекки (дрэг-королевы Курта Рааба). Такая Одилия может привидеться только во сне))).

   Я решила оттолкнуться от своеобразного «эпиграфа» к этому произведению, предложенному самим Меркьюри – Смейся паяц над разбитой любовью, смейся и плачь ты на радость толпе…

   Слова в песне звучат другие. (Мне не нужна моя свобода Нет смысла жить С разбитым сердцем). Но именно это разночтение меня подтолкнуло к мысли о странной параллельности музыки и текста, видеоряда и смыслового посыла. Итак, нам говорят – любовь закончилась, сердце разбито, толпа хохочет, ты один в этом мире. Опять вспоминается Шекспир с его – «Весь мир театр, и люди в нем актеры…». Толпе нужно зрелище, а боль, слезы, разбитое сердце – это лишь предмет насмешек и глумления. До поры до времени…Толпа может очнуться только когда происходит настоящая трагедия.
   Раз уж мы начали с пролога, давайте вспомним хоть в общих чертах оперу Паяцы.
• Два одинаковых сюжета – один в реальной жизни, другой на сцене. Совершенно банальная интрига – есть хозяин бродячего театра средних лет Канио, есть его юная жена Недда, местный крестьянин Сильвио и завистник горбун Тонио. Безнадежно влюбленный в Недду Тонио мстит отвергнувшей его Недде, рассказывая Канио о любовной связи его жены и юного крестьянина Сильвио. Но начинается спектакль, всем участникам грядущей трагедии приходиться наложить на лица грим (надеть маски) и начать играть комедию. Вот тут-то и звучат знаменитые строки – «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» В спектакле, как в зеркале, повторяется тот же сюжет. Но зеркало это кривое. Юную Коломбину соблазняет насмешник Арлекин. Старый Паяц застает влюбленных…Публика хохочет. И вот в этот самым момент сюжет вымышленный сплетается с сюжетом реальным. Канио-Паяц теряет голову от ревности и на глазах потешающейся толпы убивает свою жену и ее возлюбленного. Только тогда люди начинает понимать, что на сцене перед ними разыгрывается не спектакль, а реальная драма…
• По словам самого Леонкавалло, сюжет оперы был взят из реальной жизни.
• В связи с этим я подумала -какой фильм-оперу мог смотреть Фредди? Из очень известных на тот момент (да и на нынешний, честно говоря) были два – фильм 1948 года с Тито Гобби и Джиной Лоллобриджидой и фильм Дзеффирелли 1982 года с Терезой Стратас и Пласидо Доминго.
• Мне было интересно, насколько эти фильмы могли визуально повлиять на клип. Склонялась я больше к фильму 1982 года.
• Еще одно наблюдение – я пересмотрела фильм Дзеффирелли, и нашла, что цветовое решение клипа в некоторых моментах очень созвучно кадрам фильма гениального итальянца. Это не может быть случайностью. Поэтому я совершенно уверена, что частично вдохновение Меркьюри черпал из этого шедевра.
Фильмы Франко Дзеффирелли обладают помимо прочих, одним совершенно уникальным качеством –раз увидишь не забудешь! Масштаб личности Дзеффирелли необъятен. Говорят, по отцу он был дальним потомком самого Леонардо да Винчи. Правда или нет – он вполне оправдал это, будучи настоящим человеком возрождения. Мы – его современники. Маэстро ушел из жизни чуть больше года назад, немного не дожив до векового юбилея.
   Фильмы Франко Дзеффирелли обладают помимо прочих, одним совершенно уникальным качеством –они незабываемы! Масштаб личности Дзеффирелли необъятен. Говорят, по отцу он был дальним потомком самого Леонардо да Винчи. Правда или нет – он вполне оправдал это, будучи настоящим человеком возрождения. Мы – его современники. Маэстро ушел из жизни чуть больше года назад, немного не дожив до векового юбилея.
   Ну, правда – это ведь птица! Петух или павлин? Учитывая количество глаз, разбросанных по всему костюму, это вполне может быть павлин. Но для начала давайте рассмотрим кандидатуру петуха).

   Вот что рассказывает нам википедия –
"Со времен античности петух является священным животным в некоторых культурах, что глубоко укоренилось в различных религиозных верованиях и поклонениях. Понятие Персидская птица появился после того, как у греков случился контакт с персами: «из-за его большого значения и использования в религии среди персов»,но ещё задолго до этого в Иране во время Киянианского периода (2000 лет до н. э. — 700 лет до н. э.) петух являлся самым священным животным".
Помимо того, петух является одним из спутников Меркурия. Он символизирует следующее – в разных вариантах плотскую любовь или похоть, огонь или пожар, свет и защиту от злых демонов ночи.

   Значит у нас рождается следующая версия – перед нами сам Меркурий! Влюбленный Меркурий.
   Мы не будем углубляться далее в древние времена и искать, каким образом Меркурий может быть связан с Царем-Жрецом. Это очень интересная тема, но сделает наше повествование бесконечным.
Еще один факт – в современном английском языке слово «cock» означает не столько петух, сколько половой член. Смотрим значение в мультитране.
Я думаю, что с тем, что перед нами петух, нельзя не согласиться. Тем не менее вот еще одна фотография.
Если остались сомнения, то теперь они развеяны! Кстати, фазан и павлин, чьи перья мы видим на Меркьюри, те же петухи, только более родовитые. А это уже прямой текст, кто перед нами!
   Глядя на Роджера меня осенила еще одна мысль. Кто Роджер в этом клипе? Он – Арлекин! Посмотрите на ромбы на камзоле, а, чтобы нам было еще понятнее, Фредди придумал нарисовать ромбы и у него на щеке. Помните мою публикацию об Арлекине? А даже если и нет, то неважно. Арлекин – это еще одна ипостась Меркурия, один из его многочисленных образов. К слову, именно Арлекин проходит сквозь все творчество Меркьюри. Как видим неспроста!

   Дальше я стала примерять образы Мэя и Дикона к Меркурию. И что же? Одна из основных функций Меркурия – психопомп, то есть проводник душ в загробный мир. Еще раз смотрим на Мэя – так ведь это же он! Психопомп! Гитара в виде черепа и кости, черные одежды. Это все тот же Меркурий.
Заметили, как он впервые появляется в клипе? Человек в черном с чемоданчиком идет по лестнице вверх среди веселящейся толпы. Прекрасный символ того, что смерть всегда рядом.
   Меня, признаюсь, озадачил образ Джона Дикона. При чем здесь единорог к Меркурию? Первая ассоциация, приходящая в голову – это чистота, девственность и непорочность. Я решила поискать. Может быть, это покажется притянутым за уши, но оказывается (информация нашлась практически в первую минуту беглого поиска) для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. Как мне показалось, это попадание в десятку!
   Правды ради, надо упомянуть, что символика единорога очень разнообразна. Об этом можно почитать здесь.
   А теперь небольшая сенсационная мысль, подсказанная мне моей подругой художником-графиком Светланой Устинович! Посмотрите на цвет этого единорога! Видите? Серебряный? Нет и еще раз нет! Это цвет ртути!
У нас получается, что все четверо – это части одного целого, образ, распавшийся на четыре составляющие.(I'm falling apart...) Какая ипостась Меркурия победит в этом поиске любви?
   Я уже писала выше, что клип перенасыщен образами. Для простоты давайте разделим из на основные и второстепенные. Основные уже описаны в общих чертах – это сам Меркурий-петух, его три ипостаси – Психопомп, Арлекин и Единорог и опера «Паяцы», которая как бы очерчивает пространство, в котором разворачивается действие.
   Затем меня посетила следующая мысль, изобилие второстепенных образов подобно тому, что мы видим во сне или в измененном состоянии сознания. Такое количество разодетых в костюмы разных эпох персонажей, красочность, пышность, позолота, скульптуры, конечно же, свойственны оперной эстетике.
Но тут явный перебор. Какие-то дефилирующие туда-сюда мужчины в камзолах и с оленьим рогами на голове (обманутые мужья или древний символ мужской силы и превосходства- вот как иногда разнятся значения!), вдруг с места срывается полуголая нимфа, уже упомянутый Рааб в балетной пачке, уткнувшиеся в тарелки лицом персонажи, подавившиеся яблоком, престарелые маркизы с выбеленными лицами и в напудренных париках. Целое море гротескных и фантасмагорических фигур. Вычурные декорации… Ну, перечислять можно долго.
   Я не стану искать значения за каждым из этих видений. Потому что они сон – они нам снятся, это фон основного сюжета, который проносится перед мысленным взором, не повинуясь воле сновидца.
   Нужно сказать пару слов про персонажа Барбары Валентин – пышная дама средних лет с полуобнаженной грудью, в черном платье и со страусиными перьями на голове. Справедливости ради надо упомянуть, что в клипе она появляется на словах «Сейчас я жду, что бог мне пошлет кого-то. Я жду любви…» Камера ползет вверх, там она стоит в ложе и обмахивается огромным веером из страусиных перьев. Восторженная почитательница оперной дивы? Она, как и герой Меркьюри, босиком. Из-за этого хочется сделать вывод, что их что-то тематически связывает. Очень хочется также начать трактовать то, что она наступает ему на ногу. Оба босые. Что это? Флирт? Если да, то неудачный. Потому что наш герой быстро выдергивает обнаженную ступню и отходит в сторону. Будем считать, что это еще один образ из сновидения. На возлюбленную, посланную небесами, она явно не тянет. Дама безудержно хохочет, а рядом какой-то пожилой господин хватается за сердце. Ну, не похоже на сцену встречи двух влюбленных. У меня пока не находится более глубокой трактовки.

   Небезынтересны также следующие мысли –
В определенный момент Фредди стоит в круге, который напоминает круг магической силы (вспоминаете Вия? Явь- Навь. Кстати, там именно петушиные крики прогнали духов перед рассветом). Он выходит из круга, гаснет свет. Рядом оказывается «Одилия».
   «Гребешок» на голове появляется только во второй половине клипа. Придает нашему петуху более воинственный вид.
Виноград – невозможно не заметить гирлянды, изображающие виноградные лозы. Они повсюду явно неспроста! Мне сразу вспоминается зороастрийская традиция использовать виноград в качестве мощнейшего оберега, который защищает и очищает огонь (главный символ зороастрийцев!) от всяческой скверны. Но я совершенно не скидывала бы со счетов и тот факт, что виноград просто был излюбленным образом Фредди Меркьюри. Лозы появляются в творчестве Фредди не раз и не два. Достаточно вспомнить фотосессию Дагласа Пуддифута (намек на Вацлава Нижинского) ну, и, разумеется, «Полуденный отдых Фавна» - балетную сцену из клипа I Want To Break Free. Это один из тех символов наряду с нарциссом, которые проходят красной нитью через все творчество. Скорее всего, для Фредди этот символ обозначал многое.
У меня создалось впечатление, что Фредди не посвящал в свои замыслы других членов группы. Трактовка Bohemian Rhapsody Мэем совершенно поверхностна – по его словам, это каминг-аут. Как-то жидковато для такой композиции. О смысле других песен раннего периода они просто умалчивают. Озвучиваются некоторые технические детали, обстоятельства создания той или иной песни и все. О смысле и трактовках – ничего!
Так и с этим клипом. И Роджер, и Брайан отзываются о нем негативно и даже как-то пренебрежительно.

   Но мы пытаемся докопаться до сути - нам интересно! Поэтому...
...давайте сложим осколки нашего паззла, как я и обещала!
Посмотрим на сам клип непредвзято! Что перед нами? Так ведь перед нами ночь в опере! Мы пришли в оперный театр. Зазевавшиеся статисты спешат занять свои места, гаснет свет и начинается ДЕЙСТВО!

   Звучит увертюра – «Мне не нужна моя свобода. Нет смысла жить с разбитым сердцем».
А в самых последних кадрах звучит – I Did It For Love, начинает гаснуть свет и эти же актеры кланяются воображаемым зрителям. Это театр!
Главный герой этой оперы - Меркурий. В песне есть слова - I'm falling apart (дословно - я распался на части). Перед нами четыре Меркурия, каждый из которых олицетворяет определенную его ипостась.
Сюжет - любовные переживания бога.
Остальные - вспомогательные фигуры.
По-моему, я написала длиннющий текст и уже утомила вас, мои читатели.
Откланиваюсь)))


Рецензии