Наш иностранный язык

Ещё до войны все школы перевели на изучение немецкого языка. Все были уверены, что нам придётся воевать с немцами, а знание языка противника поможет победить его.
В 1945г. я поступил в школу, в четвёртом классе стали изучать немецкий язык. Кое-какие слова мы знали: фронтовики после войны часто в разговор вставляли немецкие словечки.
Учили немецкий и ничего не понимали: вместо того, чтобы пробовать разговаривать на немецком языке, мы склоняли артикли, спрягали глаголы и не могли связать пару слов. Нас замучили различными правилами, мы не понимали, для чего это нужно и просто возненавидели этот язык, тем более война закончилась и мы победили.
Так и мучил я немецкий язык до окончания школы и не мог сказать ни здрасьте, ни до свидания, ни "как вы поживаете?". Из всего обучения я запомнил только эту частушку, которую мы часто повторяли:
«Der Vater und die Mutter,
Поехали на хутор,
У них беда случилась,
Das Kinder получилось.» И всё.
Потом, учась в музыкальном училище в консерватории, я не продвинулся в знании немецкого языка ни на йоту.
Прошло много лет, я женился, у меня родилась дочка.
В 1971г. мне предложили преподавать в Каирской консерватории. В Египте все знали английский язык и свободно на нём разговаривали. Я не знал английского языка, кроме русского, но меня выручало, что в музыке используются специальные термины, которые знают во всём мире, и это облегчало мне работу.
А до этого моя дочка Алёнка целый год с бабушкой посещала кружок английского языка. Обучение языку было уже другое, чем когда я учился; за год Алёнка уже могла поддержать разговор, могла считать и знала много английских стихотворений.
Приехали мы в Египет, поначалу было сложно без языка, но дочка  нас выручала. На работе мне дали переводчицу, так что всё это устроилось.
Мы с женой решили заняться английским серьёзно, но ту тупость и пренебрежение к языкам, заложенную нам в школе, мы не смогли преодолеть и у нас ничего не получилось. Так выучили по-арабски обиходные выражения и магазинный репертуар и больше не напрягались. Дочка продолжала общаться по-английски и в этом преуспела.
Я работал в Каире два года; на второй год Алёнке исполнилось семь лет и мы отдали её в английскую школу. Стоило обучение очень дорого, но мы пошли на это, помня свои неудачи с языком. В школе учились ребята разных национальностей, в основном арабы. Дочка спокойно с ними общалась, играла, и за год она уже прилично говорила по-английски.  По приезду в Москву она поступила в английскую школу. Также эту школу потом закончил и мой внук.
Через несколько лет предложили работать в Алжире, а там все разговаривали по-французски. Я даже и не стал пытаться овладеть французским; арабский я ещё помнил и мог объясняться. Дочка училась в школе и жена осталась с ней в Москве; правда они приезжали ко мне в Алжир на зимние на зимние каникулы.
За границей я, да и не только я, а все русские, чувствовали себя очень неуютно. Наше поголовное незнание языков очень принижало нас в глазах аборигенов, хотя в профессиональном отношении мы были на десять голов выше немцев, итальянцев, французов, работающих в странах Азии и Африки. В этих странах все простые люди, начиная с детского возраста, свободно владели тем языком, колонией какой страны они были, а интеллигенция разговаривала на английском, французском и немецком языках. Мне было очень стыдно, когда я при помощи рук пытался объясняться с иностранцами, ловя на себе их насмешливые взгляды. И я рад за нашу молодёжь, многие из которых сейчас владеют каким-то иностранным языком, а некоторые и несколькими.
Советский союз был закрытой страной, наши граждане за границу не выезжали и к нам приезжали очень немногие, да и общаться с иностранцами опасались, чтобы не попасть под подозрение. Иностранные языки учили, но постольку-поскольку. По-настоящему языки изучали в тех вузах, выпускники которых потом работали за границей.
Я до сих пор с завистью гляжу на людей, разговаривающих на иностранном языке, но что делать, я жил и учился в совсем другое время, а ведь времена не выбирают.


Зима, 2018г.
Д. Лужное
Е.П. Алексеев
(иллюстрация: худ.Виктор Цветков - "Не решила")


Рецензии