Современные понятия свободы и справедливости

     Связь свободы и справедливости столь очевидна и значима в человеческой истории, что составляет предмет вечных и пристрастных изысканий в сфере гуманитарных наук. Свободу можно рассматривать как необходимое условие определяющее путь к справедливости, а сама справедливость предполагает наличие определённой свободы и является результатом ее воплощения в общественной жизни.

     Формирование подлинной системы социальной справедливости в ее материальном и нормативно-ценностном аспектах возможно только в условиях реализации гражданской свободы и всемерной охраны прав и свобод граждан, но только при условии внедрения мудрых законов и действенной работы служб обеспечения законности, ибо гражданских прав и свобод в обществе без законов не бывает и они определяются только из процессуально-юридических норм социально-экономических законов. Именно отсюда идеи свободы и справедливости с естественно-исторической необходимостью вызывают к жизни идею права и способствуют ее институционализации в виде соответствующей правовой системы.

     Однако данная формула взаимодействия свободы и справедливости срабатывает и объясняет механизм их взаимодействия лишь на предельно обобщенном нормативно-ценностном уровне.  Эта формула должна учитывать всё богатство и многообразие человеческого бытия, которые могут выражаться в конфликтных ситуациях. И хотя в литературе можно встретить утверждения о противоречивом характере взаимодействия свободы и справедливости как закономерности общественного развития, есть основания утверждать, что история человеческого развития это постоянная борьба за свободу и справедливость. Именно поэтому необходимо устранить основы смыслового и содержательного противоречия между понятиями свободы и справедливости.

     Разумеется, что все представления и понятия о свободе и справедливости у буржуазии и наёмных рабочих существенно различаются, ибо основываются на антагонистически противоречивых классовых интересах. Идейно-ценностное воплощение этих групповых интересов в представлениях о свободе и справедливости предопределяет социально противоречивый облик данных понятий. Однако в данной ситуации речь должна идти не о борьбе свободы и справедливости, а о противоборстве стоящих за этими понятиями классовых, стратовых, национальных, религиозных и прочих интересов.

     Свобода - одна из величайших ценностей человечества, в основе которой лежит возможность независимого самовыражения личности в мыслях и поступках на основе внешних воздействий. Как писал Сенека, свобода состоит в том, чтобы «не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; поставить фортуну на одну ступень с собою...». Метко по этому поводу высказался Мишель Монтень: «Цель, как я полагаю, всегда и у всех одна, а именно — жить счастливо!». Мы появляемся на свет свободными и независимыми, но потом социально-экономические законы постепенно запирают нас в те или иные рамки прав и  свобод. Можно вспомнить и знаменитый афоризм Жан Жака Руссо: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в ещё большей мере, чем они».

     Мысль о естественно-природном характере идеи свободы и справедливости при её сущностной конкретизации в независимости от характера личности достаточно четко и последовательно проходит в большинстве исследований этой проблемы. Уже много писали о том, что современное понимание свободы как бы поглощает собой понятие независимости, сообщая ей цивилизационный характер от борьбы классов.

     Жить в обществе и быть независимым от общества невозможно. Обнаженная свобода, сбросившая с себя покров социальной почтительности, может предстать перед нами только в своём эгоистическом выражении. Это объективно сложившаяся и субъективно завоёванная свобода не освободит личность от эгоизма в его поведении, если не будет соответствующих законов снижающих влияние эгоизма. Следовательно, независимость как центральная идея, организующая реальное содержание свободы, в свою очередь есть всеобщая форма существования независимости,  а таком виде идея независимости и свободы может воплотиться только в правах личности!

     Важнейшим требованием независимости и свободы может быть только оформленная законом относительная неприкосновенность личной и духовной жизни индивида, то есть личностная автономия человека. По мнению Джона Ролза, «каждая личность обладает основанной на справедливости и законе неприкосновенностью, которая не может быть нарушена, если не нарушается закон».

     Давно уже сказано, что свобода порождает ответственность, а последняя направляет свободу. И прав был Гегель, отмечавший, что «когда говорят, что свобода состоит в том, чтобы делать всё, что угодно, то подобное представление свидетельствует о полнейшем отсутствии культуры мысли, в которой нет и намека на понимание того, что есть сами по себе законы, право, свобода воли и морально-нравственные нормы.».

      Все это означает, что как личностная свобода (свобода воли), так и гражданская свобода невозможны без законов и норм поведения, которые формируются и реализуются в виде комплекса осознанных возможностей волеизъявления субъектов, соотносимых с объективно сложившимися требованиями системы нормативного регулирования социально-экономических взаимоотношений.

     Идея свободы лежит в основании нравственности и права как всеобщего и универсального регулятора общественной жизни.  Мудрость закона избранного абсолютным большинством равноправных граждан может выступать в качестве основной социальной сферы их бытия и нормативного определения. Оценивая разумную и свободную человеческую деятельность через категории добра и зла, преступления и наказания, правомерного и неправомерного, труда и вознаграждения за него человеческая практика вызвала к жизни идею справедливости в виде универсального нравственного критерия ее проявления: "Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!"  И здесь необходимость закона и честно работающие службы обеспечения законности становится осознанной необходимостью, ибо прав и свобод без законов не бывает!

     Таким образом именно закон принятый абсолютным большинством дееспособного населения становится инструментом оценки разумности самого населения страны и его правомерности жить счастливо! Но вместе с тем идеал, на который может ориентироваться население страны в своем самовыражении, должен быть самой сущностью справедливости, а справедливость должна быть результатом осуществления свободной человеческой деятельности направленной на социально-коммуникационное благополучие каждого при понимании необходимости добросовестного, честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда всего трудоспособного населения!

     Если личная свобода выражается в способности человека совершить какие-либо действия или воздержаться от них, то права и свободы человека в обществе обязательно ограничиваются законами общества. Это позволяет вслед за Кантом выделять позитивную и негативную свободу, то есть возможность действовать независимо от внешних влияний и возможность воздержаться от активного поведения, руководствуясь внутренними побуждениями. В современной интерпретации речь идет о двух аспектах выражения свободы в общественной жизни: «свобода для» и «свобода от».

     В первом случае имеется в виду максимальная возможность для самореализации каждого индивида в соответствии с его способностями, во втором - организация такого общественного порядка, в котором, несмотря на все ограничения и сдерживания, налагаемые в интересах всего общества на индивидуальные действия граждан, сфера индивидуального выбора и инициативы оставалась бы настолько широкой, насколько это совместимо с общественным благом.

     Система социальной справедливости своими материальными и нормативно-ценностными компонентами определяет оба аспекта проявления человеческих прав и свобод для обеспечения социальной справедливости в обществе. Она складывается из объективно сложившихся способов общественного производства, обмена и распределения материальных и духовных благ, что и определяет пределы и спектр возможностей личности в экономической сфере. А посредством господствующей и объективно действующей морали и нравственности в правовой системе общества можно регламентировать повседневную жизнь в обществе для социального благополучия всех членов общества, оставляя им только условия морально-психологической несовместимости при взаимном общении в труде и в быту.  Но и это при современном развитии психологической помощи тоже уже вполне решаемые проблемы.

      Требование реализации своих прав, свобод и социальной справедливости в обществе, таким образом, приобретает институционально выраженный и нормативно закрепленный характер. А это, в свою очередь, требует социально необходимое объединённое интеллектуально-волевое основание для организации и развития социальной справедливости в обществе.

      Однако умение правильно различать справедливое и несправедливое в человеческих поступках, а затем задавать нормативные параметры для социально значимого поведения каждого члена общества должно закладываться с детства воспитанием и образованием населения страны на основе жизненных примеров. Как отмечал И. Кант, «...идея свободы и справедливости неразрывно связана со стремлением каждого к счастью, а с этим понятием - всеобщий принцип нравственности, который лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы в основе всех явлений!».

     Следовательно, свобода воли и социальная справедливость в гражданском обществе предстаёт как следствие развития человеческого разума, воли и нравственности его передовых умов в практическом поведении. Свобода воли и требование гражданских прапв и свобод в масштабах общества несут на себе сущность разумной волевой и нравственной ответственности и, как заметил Мишель Монтень: «Поступки, которые не дают отблеска свободы и справедливости, не добавляют человеку ни чести, ни удовольствия».

     В самом общем виде высоконравственная свобода выбора человека своей деятельности характеризуется как целенаправленная избирательная активность его в обществе, осуществляемая целенаправленно на основе объективной необходимости хорошо понимать, что такое норма труда, что такое норма потребления и как это должно быть связано для социально справедливой жизни общества. Вместе с тем она может рассматриваться в качестве идеала, принципа и программы человеческой деятельности, определяя её подлинно социально значимый характер, который бы соответствовал объективной закономерности общественного развития.

      Ставя перед собой конкретные цели жизнедеятельности и осуществляя их человек развивается в стихии исторических завоеваний и сложившихся законов, нравственно используя или игнорируя свои возможности для их использования на благо себя и окружающих. Свобода по реализации своих прав для человека выглядит как естественноприродная и социально обусловленная среда его обитания. Однако закономерным является тот факт, что осуществление личной свободы, как и свободы гражданской, может затрагивать интересы других лиц и приобретать социально значимый характер. А это означает только то, что реализация индивидуальной свободы своей воли, как и гражданских прав и свобод в целом, сталкивается с проблемой необходимости соблюдения требований как общественного закона, так и принятых в обществе норм нравственности и справедливости.

     Акты свободного волеизъявления людей далеко не всегда соответствуют стандартам справедливой жизнедеятельности. Законные требования справедливости  и реализации своих прав и свобод в сферах экономики, политики, нравственности и прочее, корректируют свободные притязания субъектов, сдерживают человеческий эгоизм в границах объективно сложившейся системы нормативного регулирования, но только в том случае, когда законы общества мудры и справедливы. В противном случае люди по возможности сами будут реализовывать условия справедливости, объединяясь с единомышленниками и часто далеко не законными или справедливыми способами.

     И вот здесь обнаруживается весьма интересная закономерность: справедливость основанная на гармоничном, оптимальном регулировании общественных отношений воспринимается как естественное состояние, как совмещение и совпадения свободы, равнопрвия и социальной справедливости. Удачно по этому поводу заметил В.Е. Давидович: «И справедливость, и свобода по реализации своих прав становятся подобными воздуху. Без них жить достойно нельзя, но когда они есть, их присутствие воспринимается как естественный ход событий».

     Это означает, что актуализация проблемы соотношения свободы, равноправия и социальной справедливости в общественной жизни наблюдается только в ситуации нарушения их меры и границ осуществления, когда становятся известными общественному мнению и обсуждаемыми факты несоблюдения прав и свобод граждан и их организаций, а также нормативов справедливого поведения. Проблема эта особо обостряется, когда во имя реализации индивидуальной или групповой свободы происходит посягательство на общепринятые в масштабах общества идеалы справедливости. И это требует более основательного изучения функциональной значимости социальной справедливости по отношению к свободе и равноправию.

     В самом общем виде справедливость можно определить как соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе на основании законов принятых в этом обществе.  А само чувство справедливости и лежащее в его основе стремление к благополучному режиму жизнедеятельности в области созидания и отдыха,  распределения материальных и духовных благ, общения и развлечений посредством различных социально-экономических взаимоотношений, должно быть реализовано при условии пропорциональности их вкладу в общественное благосостояние по количеству и квалификации труда!

      Взвешивая на весах разума и эмоций человеческие поступки, соизмеряя их с выработанными человечеством нормативами в сферах труда, морали и нравственности, в политике и т. д., справедливость постепенно внедряет гармонию и упорядоченность в социально-экономическую жизнь общества путем ориентации ее на высокие морально-нравственные идеалы, особенно если есть пример таких идеалов.  И если назначение определённых прав и свобод необходимо и возможно только на основании определённых законов и состоит в обеспечении порядка при фактах различных самовыражений личности для удовлетворении своих потребностей, то справедливость предназначена изначально для относительно свободного развития личности в интересах общества, чтобы общество соответственно удовлетворяло насущные потребности и интересы каждой личности! 

     Именно это чувство справедливости, в качестве идеала общественного сознания оценивая акты свободного волеизъявления  каждого с позиции законов и нравственности принятых в обществе, подсказывает человеку нормы его поведения в обществе.  Поэтому,  как бы человек не был воспитан и образован,  в обществе с несправедливыми законами, особенно если он с детства воспитан такими законами, со временем вынужден будет поступать так, как поступают окружающие его люди, даже если он не хочет этого делать...


Рецензии
"Связь свободы и справедливости столь очевидна и значима в человеческой истории, что составляет предмет вечных и пристрастных изысканий в сфере гуманитарных наук."

"Жить в обществе и быть независимым от общества невозможно."

Очень неплохое препарирование проблемы свободы и справедливости. За исключением некоторых шероховатостей. Например, изысканий на фактах нет совсем. Лишь имитация бурной деятельности в этом направлении. Нет и убедительного и доказательного рецепта достижения свободы и справедливости, в который можно не только верить, но и убедиться в их достижимости.

Вот кое-какие соображения по теме: http://www.k200.ru/PVK.pdf Если захотите обменяться мнениями, то: basov@k200.ru

Андрей Басов   23.03.2021 08:01     Заявить о нарушении
Каким должно быть социальное государство?

Это прежде всего государство, ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ КОТОРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К ГУМАНИЗМУ И РАВНОПРАВИЮ, К БЛАГОРАЗУМИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, К ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЮ!

Социально справедливое или социалистическое государство, это и ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, И ЛЮДИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА! Но только не для такого, как буржуазно привилегированный бюрократический аппарат власти в России!

Это общественное устройство, в котором все трудятся для всех и все для каждого независимо от своего иерархического места в обществе!

Это государство, где закон общества гарантирует каждому с правом на честно и справедливо нормированный общественно необходимый труд право на жизнь достойную количества и квалификации такого труда независимо от пола, вероисповедания, партийной принадлежности и убеждений, в чём и заключается равноправие.

Социалистическое государство - это ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРАВЕДЛИВОЕ И ГУМАННОЕ обеспечение СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ!

Когда установленная законом ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНАЯ НОРМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОФЕССИИ ФОРМИРУЕТ И ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОЕ ДЛЯ ВСЕХ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА!

А через относительно равное для всех количество труда ЗАКОН формирует для всех ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОЕ ПРАВО НА НОРМЫ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА БАЗОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ В ВИДЕ ЖИЛЬЯ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ФАКТУРЫ ДЛЯ ОДЕЖДЫ!

В социалистическом государстве деньги не отменяются, ибо КАЧЕСТВО БЛАГОУСТРОЙСТВА ЖИЛЬЯ, ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ПИТАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ КАЖДЫЙ ФОРМИРУЕТ СЕБЕ САМ!

По зарплате ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ КВАЛИФИКАЦИИ СВОЕГО ТРУДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИИ ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ! И ЧЕМ КАЧЕСТВЕННЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЕ ТРУД ЧЕЛОВЕКА, ТЕМ ВЫШЕ ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬСЯ ЕГО ТРУД ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ДЛЯ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ!

Именно в социалистическом государстве КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРУДОУСТРОЕН И ДОБРОСОВЕСТНО ТРУДИТЬСЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ИЛИ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖБЫ ПО ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОТЕЧЕСТВА, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОСНОВНОГО ПРИНЦИПА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА! А за добросовестный труд на благо общества ЗАКОН ГАРАНТИРУЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ БЛАГА ДЛЯ ЖИЗНИ ДОСТОЙНОЙ ТРУДА!

В социалистическом государстве дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! В процессе развития дети должны иметь определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение. Пожилые люди в пенсионном возрасте должны иметь всё необходимое для жизни, как уже заслужившие достойную труда жизнь в старости!

В социалистическом государстве МОНОПОЛИЯ КАПИТАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА СМЕНИТЬСЯ НА МОНОПОЛИЮ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНИЯХ ПО ТРУДУ!

А ВЛАСТЬ СТОРОННИКОВ КАПИТАЛИЗМА НА ВЛАСТЬ СТОРОННИКОВ ТАКОГО ЗАКОНА! Что было сказано более 150 лет назад Марксом ещё в первом томе "Капитала" на стр.88-89, но кто в России читает Маркса? При советской власти на него, как на икону при царях, только молиться учили. Все остальные его труды только доказывают необходимость внедрения такого закона, если люди хотят жить в социально справедливом обществе!

А КОММУНИСТИЧЕСКИМ такое государство станет только тогда, когда каждый с ПРАВОМ НА ТРУД БУДЕТ ИМЕТЬ И ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЛЮДЯМ КОММУНИКАЦИОННЫЕ БЛАГА!

А это ЭНЕРГИЯ, ВОДОПРОВОД, САНИТАРНАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ, СВЯЗЬ, ИНФОРМАЦИЯ И ТРАНСПРТ, что тоже необходимо для благополучной жизни и развития общества!

А конечные устройства коммуникационных благ и возможность ими пользоваться каждый сможет формировать себе сам по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда на благо общества, чтобы иметь необходимые блага производимые обществом!

То есть рынок только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества и никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед ДИКТАТУРОЙ ЗАКОНА ПРИНЯТОГО АБСОЛЮТНЫМ БОЛЬШИНСТВОМ НАРОДА СТРАНЫ!

Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

И эти тенденции уже давно видны в жизни народов многих социально развитых государств мира с сокращением социальных привилегий власть и богатство имущих, рабочего дня и с увеличением отпусков без снижения уровня жизни трудящихся…

А так как при советской власти народ СССР не только ничего подобного не имел, но и никто ему ничего такого даже не обещал, то поэтому Советский Союз и развалился...

Сегодня в России даже партии нет с такими целями для парламентской борьбы необходимой для их достижения и не скоро будет...

http://proza.ru/2021/01/10/2163

Аникеев Александр Борисович   23.03.2021 08:36   Заявить о нарушении
А то, что при капитализме лица государственной власти существуют вне государственной системы труда и вознаграждения за него, доказал ещё Маркс и предложил свою систему устройства социалистического (коммунистического) государства, сущность которого я вам опубликовал.

Только кто в России читает Маркса?

И народы, которые приняли его САМОРАЗВИВАЮЩУЮСЯ СОЦИЛЬНО СПРАВЕДЛИВУЮ СИСТЕМУ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА уже в первом десятке по уровню жизни населения и до сих пор ему памятники ставят!

Я не нашёл у вас что-то лучше, чем у Маркса с Энгельсом...

Уж извините!

Может быть здесь процитируете своё видение социально справедливого общества...

Аникеев Александр Борисович   23.03.2021 10:32   Заявить о нарушении
Бесконечные социальные конфликты граждан с лицами власти обеспечены отсутствием должного учёта и контроля их деятельности, поэтому без общих для ВСЕХ норм труда и вознаграждения за него ни о какой социальной справедливости в обществе и речи быть не может!

Аникеев Александр Борисович   23.03.2021 10:42   Заявить о нарушении
А поскольку прав и свобод без законов не бывает, то и социально справедливое общество может быть только при мудрых законах, которые учитывают интересы всех честных и добросовестных граждан общества, чтобы каждый трудился для всех, и все для каждого!

Чтобы с правом на труд у каждого было определённое законом право хотя бы на достойные человека нормы социально-бытовых условий жизни от обще массы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

И если в обществе большинство населения против таких законов, то такому обществу нечего и мечтать о социальной справедливости...

Аникеев Александр Борисович   03.04.2021 15:57   Заявить о нарушении