Простите нас

Возьму на себя смелость говорить от имени поколения 50-х – 60-х. Поколения моих сверстников. Тех, кому сегодня уже за 60 или что-то около этого. Родившихся и ставших взрослыми при СССР. Бывших и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами. Многие еще и в КПСС успели почленствовать. В большинстве своем – из сугубо корыстных побуждений: ради карьеры и продвижения по служебной лестнице. Идейных коммунистов среди них было немного. Кстати, последние – еще не худший вариант. Они хотя бы искренне верили во все, что декларировали ЦК и его Политбюро.

Когда Лукашенко пришел к власти в Беларуси, нам было от 30 до 40. Работа, семья, дети… Прекрасно понимаю, что не все со мной согласятся. Еще большее количество не рискнет себе в этом признаться даже мысленно. Но…

МЫ ВИНОВАТЫ!

Именно мы виноваты в том, что сегодня наши дети, а, иногда, и внуки каждый день (каждое воскресенье) выходят на улицы Минска и других белорусских городов и деревень. Их садят за решетку, возбуждают уголовные дела, унижают человеческое достоинство, насилуют, калечат, убивают. Но они не могут и не хотят так жить дальше.

МЫ ВИНОВАТЫ!

Ведь мы же все это видели с первых дней его президентства. Даже еще до того. Этот «чуб», зачесанный с левого уха до правого (или наоборот: до сих пор не могу запомнить), манера говорить и сама речь. Мало того, что дикая смесь как минимум двух языков, так еще и произношение…

А потом пошли все эти «референдумы», изменения Конституции, «выборы». Когда Верховный Совет не утвердил результаты «референдума» 1995 года, его просто разогнали.

А МЫ МОЛЧАЛИ!

Более того, многие из нас просто не ходили на референдум. Мол, какая разница, какой флаг будет над магазином, лишь бы в магазине всего было вдоволь. И, вообще, надо на пикник съездить с друзьями, на дачу маме помочь, с детьми в парк сходить.

Дома, конечно, периодически возмущались. На кухне, как говорится. И – не только. Ибо дети быстро уяснили, если мама увидит в телевизоре президента, экран потом придется вытирать от ее плевков. Фигурально выражаясь, конечно. Фигурально-то – фигурально, но это запомнилось. Как и многое другое. Мелочи, как и сегодня говорят явно не очень уже многочисленные сторонники «стабильности» и «законности».

Но, дети, как известно, растут быстро. И, прожив 5 – 8 лет под властью колхозного гения, они поняли: нормального будущего для них в этой стране нет. Это они сегодня составляют большинство тех, кто выходит в поддержку белорусской революции в десятках и десятках городов и стран по всему миру.

ПРОСТИТЕ НАС!

Мы ведь прекрасно понимаем, что подавляющее большинство из уехавших из Беларуси на рубеже нулевых уже никогда не вернутся назад. В гости, к родным приедут. Когда посиневшие пальцы наконец-то разожмутся. Деньгами, советом и еще много чем помогут. И – помогают сегодня! Но насовсем назад – нет. Очень, очень вряд ли. Это большинство из тех, кто в последние четыре месяца вынуждены были покинуть Беларусь, скорее всего вернутся на родину. Когда она наконец сбросит лукашенковское ярмо.

ПРОСТИТЕ НАС!

Мы все видели и все понимали. Но человеческая психика так устроена… Это одновременно и реальное положение дел, и слабая попытка хоть как-то оправдаться. Мы гнали от себя это понимание, заталкивали его в самые отдаленные закоулки мозга. И раз за разом всегда находили какое-то оправдание своему … безразличию. Нет, не так! Не безразличию, а глубоко укоренившейся уверенности, что мы все равно изменить ничего не сможем. А то и просто элементарному почти животному страху.

Страху, впитанному буквально с молоком матери. Не надо ведь забывать, что наши родители никогда не говорили дома о политике. В крайнем случае власть вслух не критиковали. В большинстве своем. А дедушки и бабушки старались ничего не вспоминать о той войне. Которая и «великая», и «отечественная». И, особенно, принесшая «освобождение» многим народам Европы.

Да, сегодня многие из нас стряхнули оцепенение и принимают активное участие в протестах. Насколько силы и здоровье позволяют. Но есть, увы, и те, кто может с балкона сбросить бак на головы протестующих, обозвать их последними словами. Или вызвать милицию к собственной дочери, сыну с невесткой и внуку, с которыми живет в одной квартире. Даже зверски убить оппонента.

К счастью, откровенных, извините, отморозков среди нашего поколения все-таки меньшинство. Даже на проплаченные провластные мероприятия желающих находится не так много. Увы, гораздо больше среди нас трусливо-равнодушных. Прячущихся в своей «раковине» и ждущих, что все либо как-то изменится само собой, либо – о, счастье! – вернется на круги своя. К той самой «стабильности» и «суверенитету», о которых в последние месяцы так часто и охотно говорит нелегитимный и его прихвостни. И за это тоже, как и за многое другое

ПРОСТИТЕ НАС!


Рецензии