Не имею человека

(Перевод из книги Луиджи Сантуччи «Не хотите ли и вы отойти?»

    «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня,  называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». (Ин.5.2-3).

    Среди многих один обращает на себя наше внимание. Он замер, склонив голову, и не движется. Кто же он?
    «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет».
    Что можно добавить к этому? И что другое, кроме названного количества лет, можно сказать о таком человеке?! Он болеет тридцать восемь лет. Чтобы лучше прочувствовать и понять это, медленно посчитаем до тридцати восьми.
    «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении   воды, тот выздоравливал…»
    Создается впечатление, что Ангел Господень ничего не видит. В самом деле, он опускается и потом отлетает, возмутив воду, а больной в течение долгих тридцати восьми лет неизменно остаётся там со своей болезнью. Наверняка Ангел не заметил его, иначе бы он сам опустил его в воду прежде других.
    Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: «Хочешь ли  быть здоров?»
    Иисус опасается, что тот уже и не желает исцеления, забыв, что значит быть здоровым, и, не помня, почему он замер здесь в ожидании. Ведь сильно запоздавшее благодеяние нередко отпугивает человека. Но нет, этот всё ещё надеется и ждёт…
    «Так, Господи. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Когда же подхожу, другой уже сходит прежде меня».
    Не имеет человека! Да есть ли кто более обездоленный, нежели он?! Бывают бедняки, не имеющие даже пары башмаков; несчастные, не имеющие ни друзей, ни собаки, которая зализывала бы им раны. Но так, чтобы вообще не  иметь человека, любого прохожего, который бы подтолкнул и сбросил бы его в воду и ушёл бы по своим делам дальше? Тридцать восемь лет он  как милостыни выпрашивает, чтобы его столкнули в воду, и никто не оказывает ему этой услуги. Поэтому он и говорит: «Не имею человека». Смотрите, судорожно извиваясь, он ползёт к воде… Ну же, остался всего один метр… Слишком поздно. И на этот раз кто-то опережает его.
    «Встань, возьми постель твою и ходи».
    Наконец-то у него, проболевшего тридцать восемь лет кряду, появился Человек. Участливый голос, обращенный только к нему. Но что Он сказал? Он велел тебе встать: значит, ты исцелен! Бедолага, радость так ослепила тебя, что ты даже не удосужился вовремя разглядеть Его. И твой Человек уже скрылся в толпе.
    «Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота, не должно тебе вставать с постели и брать её». И они вцепились в постель    исцеленного,  не  позволяя  ему встать. А мы  кричим ему: 
 «Поднимайся! Не слушай их! Отбивайся от них…» 
    Хотя Человек, который исцелил тебя, велел бы тебе простить и этих!
     А мы… мы продолжаем говорить ему: «Кусай, бей удерживающие тебя руки».
    Горе нам! Несчастные мы и проклятые, потому что наши глаза и руки такие же, как и у тех, что  удерживали его, не позволяя  встать с постели. Ну что же мы за люди?  И что же делать нам?!


Рецензии