От казаков днепровских до запорожских ч. 7

В степном междуречье Волги и Дона половцы потерпели поражение, а их военачальник Бачман погиб. Хан Котян отвёл половецкие войска за Дон и по этой реке остановил дальнейшее продвижение монголов. Ещё один крупный отряд Батыя зимой 1237/38 гг. вторгся в русские земли, разорил много городов, а летом 1238 г. вышел с русской территории в степь, в тыл половцам. Часть половецких войск откатилась к предгорьям Кавказа, часть ушла в Венгрию, много воинов погибло. После этих сражений монголы включили Дон и Причерноморскую степь в состав своего государства. Уцелевшие половцы стали их подданными. Постепенно пришедшие вместе с монголами кочевники (уйгуры, койсуги и др.), называемые общим именем «татары», слились с местным населением. Один из учёных Средневековья, так описывал образовавшуюся Золотую Орду: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто одного с ними рода». Монголы стремительно и легко преодолели донские степи, потому как здесь обрели союзников. Они были вынуждены признать юго-восточных славян, бродников - федератами, но Приднепровье так и оставалось полностью независимым от улуса Золотая Орда. В XIV в. это военное государство раскололась. Темник Мамай возглавил земли Причерноморья, где жили потомки половцев, алан, ясов и касогов.

Во времена монголо-татарского господства, когда внутри Орды были запрещены междоусобные войны, кочевое население Причерноморья многократно увеличилось. Кочевникам стало тесно в степи, и Мамай предпринял попытку завоевания русских земель. В 1380 г. московский князь Димитрий разбил Мамая на Куликовом поле в верховьях Дона, за что был прозван Донским. Вскоре после этого соперник Мамая в борьбе за власть хан Тохтамыш разбил на Дону ослабленные войска Мамая и на 18 лет вновь объединил Золотую Орду. Возродившееся татарское государство с 1383 г. начало войну с владыкой Хорезма Тимуром. Великий полководец несколько раз вторгался из Закавказья на территорию Орды. В 1395 г. один из полководцев Тимура, эмир Осман, преследовал татар через всю Донскую степь, от Волги до Днепра. Войско Бек-Ярык-оглана на берегу Днепра было разбито, но его остатки прорвались на Дон, где эмир Осман повторно одержал победу над татарами и, они бежали в Московское княжество. Сам Тимур в это время с берегов Волги двинулся на север. Дошёл до русской границы, взял г. Елец и повернул назад. На обратном пути Тимур прошёл вдоль всего течения Дона, истребляя население, затем от низовий Дона повернул на Кубань. Черкесы выжгли степь между Доном и Кубанью, чтобы завоевателям нечем было кормить лошадей, но Тимур всё же дошёл до Кубани и разгромил черкесов. После этого нашествия Причерноморье долго лежало в запустении. Дон как бы стал «ничейной землёй», «нейтральной зоной». Уцелевшие татары поделили Донскую степь на зоны влияния.

Обитавшие в низовьях Волги и за ней ногаи (потомки гузов) претендовали на левый берег Дона. Правый берег взяли под контроль татары Крымского ханства, образованного ханом Хаджи-Гиреем в 1436 г. После распада улуса Золотая Орда, на богатейшие земли Дикого Поля (Великой Степи) продолжали претендовать слабая в военном отношении Литва, Польша, Московская Русь и могущественная Турция. Полчища татар и отряды народов Кавказа беспрестанно пытались зацепиться и осесть на этой территории. Многие остались здесь навсегда, под степными курганами. Однако славяне находили силы и возможности, чтобы давать всем достойный отпор. Наряду с мужчинами, зачастую воевали и женщины, которых в сказаниях называли поляницами. Они также принимали участие в походах и были вполне подготовленными воинами. Древнегреческий поэт и мыслитель Ксенофан Колофонский 2500 лет назад сказал: «Эфиопы говорят, что боги курносы и черны, фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеволосыми». Это понятно: как Бог, по Библии, создал человека «по образу и подобию своему», так человек воображал своих богов похожими на себя... или на знакомых животных. Люди начали верить в богов примерно 30 тыс. лет назад. И, как ни странно, тогда почти у всех народов эти боги были похожи. Первобытные люди поклонялись животным, устраивая моления и ритуальные танцы в честь медведя или горного козла, почитали духов умерших предков и силы природы, например, Солнце, Огонь. Шли века, народы всё больше отличались друг от друга, а вместе с ними изменялись и их боги.

Прекрасный древнегреческий Зевс не похож на пернатого змея Куцалькоатля атцтеков, а эскимосскую плуженщину-полурыбу Седну трудно спутать с увешанной черепами индийской богиней Кали. Древние славяне с незапамятных времен стремились жить в согласии с Природой, с окружающим Миром, который представлялся им одухотворенным и мыслящим. Это мировоззрение, в основе которого лежит тяга к изначальной гармонии, нашло отражение в божественном праславянском пантеоне. Он был огромным, многофункциональным и в нем, как в зеркале, отражались представления предков, их глубокие знания об устройстве Вселенной. Славянские Боги – отражение космогонии не только на образном, метафорическом плане. В Славянских Божествах, олицетворялись конкретные предки славян. Древние славяне верили во многих богов, т. е. были язычниками. Они считали, что боги им помогают и изображали их в виде статуй - кумиров, или идолов. Так, в Киеве в 980 г. был составлен пантеон из шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мякоши. Сварожич, или Сварог, был богом огня, а Стрибог повелевал ветрами. Неизвестный поэт XII в., создавший «Слово о полку Игореве», называет ветра «стрибожьими внуками». Даждьбог, скорее всего, был богом Солнца. Таинственного Семаргла учёные связывают с мифической птицей Сэнмурв или с магическим числом 7. Макошь была богиней, олицетворяющей Мать Сыру Землю. Она есть богиня, общая для всех народов. Её изображали ещё в каменном веке в виде маленьких обточенных камешков, в очертаниях которых угадывались живот, грудь, бедра...

ЗАГАДОЧНЫЕ И ТАИНСТВЕННЫЕ БРОДНИКИ

У древних русичей это Макошь, Мать всего сущего (слог «ма» - общий в словах «мама», «мать», а «кош» - это богатство, благополучие, отсюда – «кошелёк», к примеру). У египтян это Изида, у индусов - Сита, у христиан - Богоматерь, словом - богиня-мать. Помимо Вышних Богов, почитали наши Предки и Богов-Покровителей, Управителей и Охранителей, а также Богов Покровителей Родов и народов.Из общей массы юго-восточных славян самой многочисленной группой были бродники. Полагают, что это прямые и сравнительно недавние предки донских казаков. Арабы, знакомые с ними в VIII в., называли их сакалибами и считали родственными славянам. В 737 г. арабский полководец Мервани прошёл с войском всю коренную Хазарию между Доном и Волгой и за Переволокой встретил полукочевых коневодов-сакалибов. Арабы захватили их табуны и увели с собой до 20 тыс. семей, поселив их на восточной границе Кахетии. Персидская география X в. (Гудуд ал-Алэм) указывает там же, где сакалибов встретили арабы, т. е. по рекам Иловле и Медведице, страну язычников - брадасов: «На восток от неё р. Итиль (Волга); на юг от неё хазары; ... на север печенеги-тюрки. Люди этой страны исповедуют такую же веру, как и гузы; они живут в войлочных кибитках и сжигают своих покойников; они зависят от хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька ласки; они имеют двух князей, которые держатся отдельно». Совершенно очевидно, что это те же сакалибы, а по имени - бродники. Такие свидетельства дают право видеть в них не случайный сброд людей, бежавших откуда-то в степи, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей.

Причиной выделения бродников и обособления их из семьи славянских народов стало стремление сохранить те ценности, на которых основывался весь жизненный уклад юго-восточных славян на протяжении многих тысяч лет. Это были вольные люди, не желавшие признавать власть ни чужеземцев, ни своих князей. Несмотря на это, сведения о бродниках отрывочны и скудны. Многие авторы, пользуясь разрозненными сведениями из арабских и европейских источников, утверждают, что славянское население в пределах Причерноморья, Приазовья, Дона, Днепра, Сев. Кавказа, Нижней и Средней Волги было коренным населением. В связи с этим упоминаются бродники и анты, но откуда взялось это славянское население, сведений нет. Известно только, что оно существовало в указанных землях до появления Тмутараканского княжества. Это мнение отдельных авторов: профессоров Голубовского П.В. и Щербины Ф.А., а также академика И.И. Срезневского. Историк Н. Голубовский в одном из своих исследований говорит так: «Бродники есть община, выработавшаяся из остатков Подонского населения. Это был прототип казачества» (1). В официальной российской истории считается, что только в 965 г., когда под ударами дружин Святослава пал Хазарский каганат, был проложен путь к массовой славянской колонизации земель, которые простирались от городов Екатеринослава (Днепра), Воронежа и Самары до Чёрного, Азовского, Каспийского морей и предгорий Кавказа и от Днестра до Волги, Урала и далее на Восток. В период Руси с центром в Киеве эти земли и стали всё чаще называться Диким Полем, а коренное славянское население в его пределах бродниками (казаками).

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2018/12/04/2161


Рецензии