Как стать богатым. Притча

Как-то раз к мудрецу, который проповедовал дзен пришел бедный молодой человек.

– Помоги мне стать богатым, учитель! – сказал он и всем своим видом показал, что готов к любым заданиям.

– Ты хочешь стать богатым? – спросил мудрец. – Так нет ничего проще. Там, где ты живешь, есть дом богатого человека. Устройся к нему прислугой. Кем угодно, хоть грузчиком навоза. Потом соблазни его молодую и красивую жену. После избавься от хозяина дома. И женись на вдове. Вот! Ты уже богат и знатен. Все склоняются перед тобой в поклонах. Что еще тебе надо?

Но молодого человека не устроило такое предложение:

– О! Нет, учитель! Я не хочу быть плохим человеком!

Старик удивленно поднял брови:

– Ты хочешь быть хорошим человеком и богатым?! Но ты должен знать, что на достижение такой цели могут уйти долгие годы. Можно быстро стать богатым и плохим. Но богатым и хорошим… Таким, чтобы все говорили о тебе, как о великом праведнике, чтобы поминали тебя в своих молитвах… Этого достичь быстро не удастся! Моей жизни может не хватить на это. Но твоей хватит.

– Хорошо, я согласен, – сказал юноша. – Я готов потратить всю жизнь на пути к этой цели. Расскажи мне, как стать праведным богачом, и буду тебя во всем слушаться.

Старый монах посмотрел на закатное солнце, подумал и сказал:

– Иди домой. Возьми у богача в долг с процентами зерно. Посади это зерно. А когда снимешь урожай, то верни долг, а все что останется раздай всем жителям своего села. И приговаривай, что это дано им на счастье.

– А как я буду жить? – спросил юноша.

– А как ты жил до сих пор? – спросил старик.

– Я снимал угол у самой бедной семьи нашего поселка. Они давали мне воду, рис и ночлег. А я вел их дела, потому что отец у них умер и осталась бедная вдова и ее дочь. А зарабатывал я черной работой, за которую получал гроши.

– Вот и продолжай так жить три года. Расти рис в долг. Раздавай весь урожай. Отдавай честно долг. И помогай всем, кто нуждается.

Молодой человек ушел, чтобы вернуться спустя три года.

– Учитель! – закричал он, подходя к старику. – Я выполнил твое наставление. Я сажал рис, а потом раздавал урожай всем жителям. За это время я прослыл сумасшедшим, но меня все полюбили. Женщина, у которой я жил, решила, что я достоин стать мужем ее дочери. А я уже влюбился в нее без памяти. Так что теперь у меня есть жена, ветхий дом, долги и скоро появится ребенок. Я по-прежнему беден. Что мне делать мудрец?

Старик посмотрел в сторону своей хижины:

– Теперь сделай так. Обойди каждый дом, в который ты отдавал зерна на счастье. И проси у них в долг столько зерна, кто сколько сможет дать. Тщательно записывай, где и сколько взял. Потом арендуй у богача землю. Посади зерно. А урожай распредели. Богатому заплати все с процентами. Всем, кто тебе давал зерно, тоже верни больше, чем одалживал. А остаток оставь себе на следующий урожай.

На второй год снова арендуй землю, но сажай только свое зерно, а все, что вырастет, подели и половину отдай людям на счастье, а половину оставь себе на будущий урожай. Все это время сам зерно не ешь и не продавай. Зарабатывай черной работой. Этого тебе хватит, чтобы кормить семью. И так живи еще три года.

Прошло время. Ученик вновь посетил своего учителя.

– Я делал все, как ты сказал! – промолвил молодой мужчина. – У меня есть дом, он уже не такой ветхий, так как я его починил. У меня прекрасная любящая жена и двое детей. Я все еще очень беден и зарабатываю черной работой. Но нет более уважаемого человека в нашем поселении, чем я. По любому вопросу люди обращаются ко мне. Со всеми спорными делами приходят ко мне, чтобы я рассудил их. Я стараюсь как могу. Но все еще мне не удается стать богатым.

Старик посмотрел на вершину гор и сказал:

– Больше не сажай рис. Наймись учеником к такому человеку, чье мастерство тебе наиболее нравится. С этого труда корми семью, но половину не забывай тратить на всех жителей села. Так живи три года.

Снова ушел мужчина. И снова вернулся. Он сильно изменился. Возмужал, мудрость светилась в его глазах.

– Здравствуй, учитель! – сказал он. – Я поступил ровно так, как ты советовал. Устроился подмастерьем к человеку, который делал бумагу на продажу. И надо тебе сказать, что дела мои пошли очень хорошо. Оказалось, что у меня талант к этому ремеслу. Спустя год, мы уже продавали нашу бумагу в городе самым богатым людям. А сейчас случилось вообще неожиданное.

– Что же такое стряслось? – спросил старик и улыбнулся.

– Мой хозяин сильно заболел. И собрался помирать. Но перед этим от сказал, что у него нет наследников, и он оставляет всю лавку мне. Так он и умер. Мы с женой и уже тремя детьми переселились в новый богатый дом. Я стал основным поставщиком бумаги в город. Дела мои идут в гору широкими шагами. Так что я стал богат!

– А что говорят о тебе люди? – спросил старый монах.

– Я, как ты приказал, каждый год тратил на все село большие суммы денег. Поэтому меня уважают. И они помнят, из какой бедности я вышел. Так что я стал и добрым и богатым человеком, как и мечтал. Но беспокоит меня вопрос.

– Какой вопрос? – спросил старый монах.

– Разве любой человек может стать богатым и добрым? Разве можно сказать, что я сам заработал богатство, если сначала за меня отдала дочь старая вдова, а потом оставил мне лавку мой учитель? Мне просто повезло? Не так ли?

Старик посмотрел на закатное солнце и сказал:

– Мы делаем то, что нам дозволено. Но делаем сами. Если ты не позволил даже мельчайшему зерну зла прорасти в твоей душе, не допустил поселиться там зависти и корысти, то что же ты удивляешься, что тебе стало везти? Это же не везение, а следствие твоих поступков.

– Но так может любой!

– А ты уверен, что любой голодный сможет годами кормить целое село? Любой бездомный сможет помогать страждущим? Любой бедный сможет не смотреть косо на богатых или не завидовать им по пустякам? Покажи мне такого человека и докажи, что ему не повезло в жизни. Можешь?

– Нет, – сказал ученик старого мастера, потому что знал, что не видел людей, чье сердце не было бы источено завистью и злобой.

– Запомни истину, мой уже совсем не юный друг, – прошептал старик. – К любому человеку придет богатство, если он отдаст душу тьме. И к любому человеку придет богатство, если он отдаст душу свету. Но тем, кто живет в тени между черным белым, никогда ничего не достанется. Таких людей большинство. И с этим, увы, ничего не поделаешь.


Рецензии