Ижевский двор или запрещенный Крокодил

Из цикла «Громушка» 1966г.
«У каждого своя судьба -
Собраться вместе нереально:
Мальчишки с нашего двора,
Остались в прошлом безвозвратно»
В нашем дворе, как и во всех других советских дворах, царила строгая иерархия возрастов и ценностей. Приподьездные скамейки оккупировали бабки и их любимые домочадцы-кошки и коты. Весной коты закатывали мартовские концерты до утра и дядя Коля с «тяжелой» башкой от бессонной ночи или макмыра, пытался, стоя в одних трусах, призвать их к совести. На что коты, орали еще пуще прежнего. Утром мужики нашего двора сидели за двумя большими деревянными столами, мусоля засаленные карты, звучно шмякая костяшки домино по старенькому столу, на котором прыгала «доминошная змейка» из костяшек. Или мудря, как мудрые пескари, над шахматами, разыгрывали всякие дебюты, кто в них, конечно, что-то понимал. А понимал в них только дядя Саша. Правда, его самого не понимали и считали странным. Вот и в этот раз, взяв в руки коня, он тихонько начал читать:
«...Чего я трушу? Ведь я как грамматику,
Бессонницу знаю. У нас с ней союз.
Зачем же я, словно прихода лунатика,
Явления мыслей привычных боюсь?
Ведь ночи играть садятся в шахматы,
Со мной на лунном паркетном полу.
Акацией пахнет. И окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь - король. Я играю с бессонницей,
И ферзь - соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
Его соперник по шахматам дядя Коля, привыкший уже к его чудачествам, не обращал на его закидоны внимания, поэтому мирно сказал: «Ну, ходи уже конем, раз взял его в руки. Опять запрещенного Бориса Пастернака мне читал.
Когда-то запрещали и роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», в которого мы играли на заброшенном пустыре, представляя его «необитаемым островом» Корней Чуковский тоже в свое время был запрещен, хотя все мы и выросли на его «Тараканище» и «Мойдодыре». Настоящее же имя детского поэта было Николай Иванович Корнейчуков.
Помните его сказку «Крокодил»
«НАРОД ОРЕТ,
ТАЩИТ В ПОЛИЦИЮ,
ДРОЖИТ ОТ СТРАХА;
КРОКОДИЛ ЦЕЛУЕТ НОГИ У ЦАРЯ ГИППОПОТАМА;
МАЛЬЧИК ВАНЯ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ,
ОСВОБОЖДАЕТ ЗВЕРЕЙ»
Так вот про эту сказку жена Ленина – Надежда Крупская писала: «Что вся эта чепуха обозначает? Какой политический смысл она имеет? Какой-то явно имеет. Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато. Или это простой набор слов? Однако набор слов не столь уж невинный. Герой, дарующий свободу народу, чтобы выкупить Лялю, это такой буржуазный мазок, который бесследно не пройдет для ребенка. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть». Тогда на защиту поэта встала вся литературная общественность.
Из обращения Федерации писателей к А.В. Луначарскому, 1928 год.
«Мы, нижеподписавшиеся, с изумлением узнали, что почти все книги Корнея Чуковского — несомненно одного из лучших современных детских писателей — запрещены комиссией ГУСа даже без объяснения причин. В этих книгах Чуковский является подлинным мастером, оригинальным художником слова, создателем своеобразного стиля, и у Государственного ученого совета должны быть особенно веские данные, чтобы отнять у детей эти книги… Надеемся, что это решение будет пересмотрено в ближайшее время и запрещение с книг Чуковского снято»
Среди подписавшихся были: А. Толстой, К. Федин, О. Форш, М. Зощенко, Н. Тихонов, С. Маршак, В. Шишков, Е. Замятин, Н. Никитин, Л. Сейфуллина, Ю. Тынянов, М. Слонимский, Б. Житков, С. Ольденбург, Е. Тарле, Б. Эйхенбаум и многие другие.
Мы, дворовые пацаны группировалась по своим интересам, и каждая из групп имела свой дворовый угол для занятий. Но все ж, все вместе, все на виду. Был также «задний двор», весь в зарослях акаций и густой травы. Для пацанят, вроде меня, это была полузапретная, влекущая страна, изнанка. Там взрослым уже пацанам дозволялось выпивать, курить и вставлять в речь крепкое словцо, обсуждая насущные вопросы. Во дворе этого делать, было нельзя. Двор был Вселенной в квадрате. Он был площадкой любых игр, которые только могло нам подсказать воображение. «Палки-стукалки сам за себя», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Захват земли ножичками», «Слон», «Городки», «Пристенок». Так же очень популярными были игры с мячом, такие как «Квадрат», «Десяточка» и «Вышибалы-Снайпер».
«Божия коровка по ладони к солнцу
Дальним эхом детства память взбередит,
Шустрых ребятишек крики за оконцем,
Игр и игрушек детский колорит.
За воздушным змеем носятся мальчишки,
Классики, ладошки, прыгалки девчат,
Где они сегодня - Вовки, Ленки, Мишки...
В сердце голоса их до сих пор звучат.
На мгновенье память ветром мимолётным
Волны остановит времени реки,
И как- будто вновь я в детстве беззаботном
И летят на нитках майские жуки.
Божия коровка улети на небко
Там, где детским смехом отзовётся даль,
Там, где твои детки кушают конфетки...
На ладони детство, на душе печаль»


Рецензии
Хорошая тихая жизнь. Многие вспоминают ее с большой теплотой. Отец мой был образованным человеком, но Пастернака не читал, а читал мне наизусть стихи Николая Алексеевича Некрасова. Любил его очень.
Здоровья Вам.

Татьяна Шмидт   08.02.2022 18:51     Заявить о нарушении