Как функционировали волоки в древней Руси
Вот только чисто водного пути между этими морями не существует.
Летописец указывал нам, что для этого пути использовались реки Днепр, Западная Двина, Ловать. Но это в общих чертах. На самом деле эти реки разделяют водоразделы – участки суши между бассейнами этих рек. И эти участки путешественникам, речным пиратам или торговцам приходилось преодолевать по суше. Нестор называет эти участки «волоками».
Не трудно предположить, что волок, потому так и назван, что по нему что-то волокут. Кажется, само собой разумеется, что когда-то волокли по волокам суда. Наверно так и было, если речь идет о первопроходцах.
Но давайте поразмыслим, так ли обязательно тащить с собой суда каждый раз туда-сюда, если ходишь ты по этому пути часто? Ну, хотя бы раз в год.
Иногда, правда и выхода то другого не было. Например, идя в Византию, наши предки были вынуждены преодолевать днепровские пороги. И все это при опасности быть подверженным нападению воинственных печенегов, живших в степях в южном течении Днепра. Свои суда там не оставишь, поскольку степняки их обязательно уничтожат, да и купить другие не у кого. Приходилось тащить свои суда с собой.
Византийский император Константин Багрянородный подробно описывает эту процедуру в своем наставлении наследнику: «Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов[36]. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах[37], проводят рабов[38] в цепях по суше на протяжении шести миль[39], пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают.»
Как видим, груженые суда никто не тащил. Суда просто разгружали, груз несли отдельно, а суда тащили пустыми. Но это от безвыходности.
А можно же и не тащить с собой суда по суху, если есть где их оставить до времени, а на другой реке купить, а лучше нанять, другое судно. Тогда перевозимый по волоку груз (товар) станет легче и на его транспортировку уйдет меньше сил, ресурсов. А это экономически целесообразней.
Думаю, что кроме первопроходцев по волокам между Днепром, Двиной, Ловатью никто суда не таскал. Таскали (волокли) товары. А суда просто оставляли в городах на реках, где начинался волок.
Можно задать резонный вопрос. А как же суда без присмотра? Могли же их просто украсть. Думаю, не могли. Все волоки контролировались князьями. Князья получали с торговцев пошлины и конечно же за оставленными судами надзор велся.
У нас есть пример, нам известен волок с Западной Двины до Смоленска. Он зафиксирован в договоре смоленского князя с Ригой и Готским берегом 1229 года. В договоре отражены финансовые вопросы торговли Смоленска с варягами. В том числе и вопрос функционирования волока.
В договоре отмечено, что путь на всем протяжении Двины свободен от пошлин. При чем, как на воде, так и по берегам.
Если судно торговцев будет случайно повреждено, торговцы могут перевезти свои товары на берег. Тот же товар, который утоп, купцы могут доставать своими силами. А если сил не хватает, могут нанимать в помощь местных жителей. Оплата помощникам по договору.
А на волоке было специальное должностное лицо – волочский тиун. По прибытии гостей на волок, тиун, узнав об этом, был обязан послать своего человека к людям, которые профессионально занимались перевозом товаров по волоку. В договоре они названы волочанами. А те должны были на телегах, перевезти товар купцов в Смоленск. При этом ответственность за сохранность товаров, лежала на людях, перевозивших товары. Ответственность была коллективная. В случае чего, убытки купцу платили все волочане вместе.
При загрузке на телеги товар взвешивался. Для этого немецкие купцы дали волочанам весовую гирю, названную в договоре «пудом». Видимо она весила пуд (16 кг). Еще две эталонные гири хранились в церковных храмах. Одна в православной церкви, другая в католической. В случае сомнения пуд можно было сверить с весом обоих эталонов.
По прибытии в Смоленск, товары опять взвешивались. За взвешивание гость ,прибывший с волока, должен был уплатить определенную пошлину. Должен он был и часть товаров отдать на подарок княгине.
Кроме того тиуну на волоке полагалась официальная взятка – немецкие рукавицы. Основание – за то, что бы товары через волок перевез без задержки.
Оговорена договором 1229 года и очередность перевозки гостей через волок. Рижане и жители Готского берега имели приоритет наравне с жителями Смоленска. Они перевозились в первую очередь. Гости из других городов должны были ждать, пока перевезут первоочередников.
Если же одновременно на волок прибудет несколько гостей, имеющих одинаковое право, то очередность перевоза определял жребий.
Прибыв в Смоленск, иностранный купец не обязательно должен был торговать в самом этом городе. Он имел право ехать и в другие города. И в этом ему никто не должен был препятствовать.
К сожалению, в договоре нигде намека нет, в каком месте Двины начинался волок. Но заканчивался он точно в Смоленске.
Попробуем логически рассудить, где начинался этот волок. В документе не указано никакой реки, кроме Двины. Поэтому разумно предположить, что волок начинался на самой реке. Но в месте волока должно обязательно быть какое-то поселение. Ведь в противном случае гости волока могут просто не найти.
И поселение это, скорее всего, должно быть довольно крупным торговым центром, так как стояло на торговом пути. И называться должно бы по идее названием как то связанным со словом «волок».
Увы, сегодня в верховьях Западной Двины таких населенных пунктов нет. Единственный крупный населенный пункт – Велиж. Но такого города до 16 века летописи и документы не знают. Впрочем, Википедия сообщает, что Велижская волость известна с 12 века. Вот только источник не указывает.
С этого города сегодня существует довольно прямая дорога в Смоленск, длиной 124 км. Если предположить, что и в древние времена в этом месте стоял населенный пункт, пусть и с другим названием, то место для волока довольно удобное. Ближе, чем в этом месте Двина к Смоленску нигде не подходит.
А еще в Уставной грамоте князя Ростислава 1150 года указан населенный пункт смоленской земли «Женни Велицеи», который платил князю даней 200 гривен. Больше его, даней платил только город Торопец – 400 гривен. Если пофантазировать, то Женни Велицеи можно назвать Великими Женнями. А потом если сократить, Вели Ж, получится Велиж.
Конечно, если таскать по этому пути корабли, то получится весьма трудоемко. Но мы ведь знаем, что по волоку никто корабли не таскал, а только товары. И возили их на телегах. А стало быть, использовалась сила лошадей. Вряд ли путь в 124 километра для конного обоза занимал больше 3 дней. Вполне приемлемо по тем меркам.
Вот только как быть с очередностью? Обоз, похоже, был один, иначе, зачем жребий? И этого количества людей и телег видимо было достаточно, что бы перевезти товары одного гостя. А если бы один обоз не справлялся, князь бы нашел способ, как увеличить число волочан.
Три дня туда, три назад, неделя получается. Довольно долго ждать для гостя, да и отдых какой-то для лошадей должен быть. А еще прибавить время на погрузку и разгрузку. Не реально получается. Один гость в неделю? При том, что временами создавалась очередь на перевоз?
Наверно все же Смоленский волок был короче. Поскольку более близкого расстояния от Смоленска до Двины нет, чем до Велижа, остается предположить, что купцы пользовались и притоками Двины, что бы попасть в Смоленск. К сожалению, эти притоки тоже не указаны в договоре.
Но может быть, довольно полноводная в то время река Каспля тоже считалась частью Двины? У ее истока (а берет она начало в одноименном озере) и сегодня стоит поселок Каспля, разделенный течением реки. Очень даже может быть, что это и есть начало волока из Двины в Смоленск. До города 33 км, а значит, волок можно было преодолеть за 1 день. Есть где оставить корабли, есть где жить волочанам.
Недалеко от озера Каспля есть деревня с названием Волоковая. Возможно, когда-то и здесь был волок. Но он видимо был в направлении Днепра, а не города Смоленска.
Расстояние до Смоленска тоже, что и из Каспли, но перед этим нужно еще попетлять по малым рекам, а это совсем не легко. Так что, не смотря на соответствующее название, путь из Волоковой в Смоленск ничем не привлекательней, чем из Каспли.
К тому же в 12 веке Каспля была довольно большим населенным пунктом Смоленской земли. Князь получал с нее 100 гривен даней. Что бы пересчитать населенные пункты, плативших дани большие, чем Каспля, хватит пальцев одной руки.
Так что будем считать, что волок из Двины в Смоленск мы нашли. Начинался он в поселке Каспля.
А как же волок из Днепра в Ловать? Неужели преодолевали два волока?
А другого выхода вроде и нет. Все равно нужно из Днепра попасть в Двину, а из Двины через второй водораздел в Ловать. При этом нужно несколько раз разгрузить корабли, грузить все на телеги, потом разгружать телеги, грузить опять корабли. Одна морока. А еще нужно сотни километров петлять по малым рекам, которые в верховьях вообще трудно проходимые.
А Нестор нам дает подсказку : «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое;…» Другими словами волок был один. Волокли (а мы знаем, что это означало - везли на телегах) прямо из Днепра в Ловать. Но не вокруг же Западной Двины? А зачем, когда Двину можно просто форсировать по мосту в каком-нибудь городе.
Если посмотреть на карту, то оптимальный в таком случае маршрут из Орши на Днепре - в Витебск на Двине, а оттуда через Невель в Великие Луки. Можно конечно и только в Невель. Только вот город этот возник очень поздно. Возможно, Ловать в этом месте просто была не судоходна.
Расстояние конечно приличное. Всего километров 250.Но не нужно преодолевать трудности похода по малых реках. Становятся не нужными лишние погрузки и разгрузки. Сам путь укорачивается. До Витебска можно запросто доехать на лошадях дня за 2. Оттуда до Невеля дня два-три. И еще до Великих Лук два дня. За неделю можно управиться.
Но все это рассуждения. А есть ли примеры столь протяженных конных путей в древности? Да сколько угодно. На рубеже 13 и 14 веков немецкие гости не сильно заморачивались с малыми реками, а ехали из Смоленска прямо в Витебск, а то и в Полоцк на лошадях. Об этом нам говорит грамота рижан витебскому князю 1300 года: «И се ныне 5-ю обиду поведываем. Как то Немчи послали свое коне из Смоленьска у Витебеск, то ты, княжо, тые коне [266] обизрел и улюбил еси одиного коня, — тъи конь был Герлахов, — то ть ты его хотел без измены; тыи людье рекли: княжо, мы коня не дамы, ни продамы его, не смеем — конь Герлаков. И ты, княжо, давал еси на кони 10 изроев, и они не взяли; то ть ты рекл, княжо: даите вы мне конь, я вас провожю из Смоленьска и сквозе Касплю Лучаны, хочю проводити с коньми и до Полотьска; то ть дали тобе конь по твоему слову. Княжо, дал жо еси пристав своего человека Прокопию, и пріехал Прокопии к Смоленьску, тои первое и дали ему скорлата порт жо чаторъ; Прокопьево слово такъ: у которыи день вы будете готови, я с вами готов буду. В тыи жо день по его слову приготовилися есме были и рекли есме Прокопии: се мы готови, поедимъ; Прокопиево такъ: не могу я из света во тму ехати. Прокопии на конь свои усед поехал у Витьбеск, а нашю братью попустил.»
В 11 веке князь Владимир Мономах на конях ездил из Чернигова в Смоленск, из Смоленска гнался за полоцким князем Всеславом Чародеем до Лукомля.
Еще раньше, собираясь в набег на Великий Новгород, киевский князь велел мостить мосты и ремонтировать дороги: «И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.»
Так что получается параллельно водному пути из Киева в Великий Новгород, всегда существовал и конный путь. И конечно же купцы выбирали тот путь, который был наименее продолжителен и более дешев. Где удобно было плыть по рекам, плыли по рекам. Где удобнее везти товар на телегах, пользовались конным транспортом.
Видимо по тому же принципу функционировали и волоки в Волгу. Для перевозки грузов по волокам использовалась сила лошадей. А суда по волокам в летописное время и вообще никто не таскал.
Используемые материалы:
1. Проект ХРОНОС, исторические источники, Повесть временных лет. (Прозаический перевод на современный русский язык) Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.
2. Проект ХРОНОС, исторические источники. Константин Багрянородный Об управлении империей. Перевод Г.Г.Литаврин.
3. Смоленские грамоты 13-14 веков. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Р.И.Аванесова. Издательство АН СССР, Москва, 1963 г.
4. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА. Ок. 1300 г. Грамота Рижан к витебскому князю Михаилу Константиновичу. Известия Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. X. СПб., 1861—1863. Стб. 633—636. (Сообщена А. А. Куником) Текст воспроизведен по изданию: Промышленность Древней Руси. Приложения. СПб. 186.
Свидетельство о публикации №220121901325
товаров.
Моя малая родина - поселок Переволоцкий. Находится он на реке Самара (впадающей в Волгу), в том месте где наименьшее расстояние между нею и рекой Урал - около 25 километров. Здесь переволакивали суда из одной реки в другую.
С наилучшими пожеланиями,
Саша Щедрый 25.12.2022 19:46 Заявить о нарушении