Пазл парадоксов

(девятнадцатая заметка в адвентском цикле)

Допустим, волхвы – это три царя (есть известная песня на английском об этом). Или придворные маги-ученые. Тогда Матфей, который пишет об Иисусе как о Царе, описывает посещение восточными царями или их придворными двухлетнего Иисуса, а Лука, который говорит больше о человечности и служении Иисуса, акцентирует внимание на посещении Его простыми пастухами, людьми из нижней прослойки общества.

Кстати, волхвы пропустили Рождество, но все равно поклонились Иисусу и принесли Ему свои дары. Мы привыкли, что есть удобные и уместные моменты для всего – для поклонения, для покаяния, для начала служения. И бывает, что мы их пропускаем. История волхвов – в том числе про то, что опаздание не повод махнуть рукой на достойные дела. Начни оттуда, где ты сейчас, и делай то, что сейчас правильно делать.

Вернемся к нашим… да, пастухам. При всей их предполагаемой нами простоте и необразованности, они были чисты для того, чтобы увидеть, услышать и понять ангелов. Помните Валаама? Ослица ангела увидела, а недостойный пророк нет. Пастухи – первые люди, которые не являются членами семьи Иисуса и видят Его.

Рождество – пазл парадоксов и клубок противоречий: маленький ребенок получает знаки внимания и поклонения королевской семьи. Богачи склоняются перед бедняком. Пастухи опережают ученых. Наглядная картина перевернутой в глазах этого мира природы Царства Божьего.

Я очень люблю историю, которую Н.Т.Райт рассказывает, кажется, в комментарии на послание Галатам. Однажды в детстве ему довелось наблюдать группу охотников, преследующих лису на открытой местности. Охотники спускались с холма. Впереди всех на красивых и дорогих лошадях ехали аристократы в красной охотничьей форме. Они трубили в рог, и перед ними бежали породистые гончие.

Потом следовали другие умелые наездники в черно-коричневой охотничьей форме. А позади всех веселой гурьбой ехали на плохоньких лошадках деревенские жители в простой повседневной одежде. Охота господ – зрелище для зевак.

Но вот хитрая лиса нырнула в чащу и вернулась на вершину холма, откуда начиналось преследование. Один из последних охотников заметил ее и затрубил в рог. Всем пришлось развернуться и последовать за ним.

Теперь впереди всех скакала разношерстная группа крестьян, за ними – охотники в черно-коричневых костюмах, а позади всех – именитые всадники в красных куртках, которые явно не привыкли к подобному положению ни на охоте, ни в обществе.

Иисус предупреждал, что Бог всех поменяет местами. В конце долгой охоты человечества за правдой, мудростью, справедливостью и спасением божественная лисица сделала хитрый маневр и появилась там, где ее меньше всего ожидали. Кто был никем, становится всем, а тот, кто был великим и уважаемым, оказывается последним.

19.12.2020


Рецензии